научная статья по теме В.С. ЛЕНСКАЯ. АРИСТОКРАТИЧЕСКИЙ МИР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (НА ПРИМЕРЕ АФИН VII-IV ВВ. ДО Н.Э.). М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО МГУ, 2008. 232 С История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «В.С. ЛЕНСКАЯ. АРИСТОКРАТИЧЕСКИЙ МИР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (НА ПРИМЕРЕ АФИН VII-IV ВВ. ДО Н.Э.). М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО МГУ, 2008. 232 С»

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

—ГТ1—П1—П1—ГТ1—П1—П1—П1—П1—п^^

© 2010 г.

В.С. ЛЕНСКАЯ. Аристократический мир Древней Греции (на примере Афин VII-IV вв. до н.э.). М.: Издательство МГУ, 2008. 232 с.

Для антиковедов история древнегреческой аристократии архаической и классической эпох по-прежнему обладает большой притягательной силой. Это в полной мере относится и к отечественным исследователям. Их работы по данной тематике регулярно выходят в свет. Среди таковых не только довольно многочисленные статьи. В последние годы стали появляться одна за одной монографии о древнегреческой знати, прежде всего афинской1, и они вызывают у специалистов живой отклик2.

К этим работам примыкает тематически и книга В.С. Ленской. Это итог многолетних изысканий автора относительно образа жизни и норм поведения древнегреческой аристократии, которые зримо предстают перед нами в хорошо известных данных письменных источников. Отдельно рассматривается история нескольких линьяжей афинских эвпатридов: Кодридов, Филаидов, Писистратидов и Алкмеонидов. Основные положения книги уже фигурировали в кандидатской диссертации В.С. Ленской, защищенной в 1996 г.3, а также в серии статей того же автора 1996-2006 годов (список этих публикаций помещен в библиографии на с. 215 и 216).

Во введении В.С. Ленская обосновывает свой исследовательский интерес к избранной теме, считая ее «до последнего времени мало разработанной как в отечественной, так и в зарубежной историографии» (с. 3). С таким утверждением трудно согласиться. Уже отмечалось, что, например, с середины 80-х годов XX в. на Западе опубликовано немало фундаментальных работ по указанной тематике4. В тот же период и многие российские антиковеды затрагивали в своих научных изысканиях аналогичные проблемы. Образцом филигранной работы с источниками и выверенности сделанных на прочной аналитической основе выводов (как частных фактологических, так и общеисторических) здесь, несомненно, служит блестящая монография И.Е. Сурикова, посвященная судьбам афинского рода Алкмеонидов5. Недостаточное внимание к высказанным печатно суждениям коллег безусловно затрудняет продвижение вперед в интерпретации собранного обильного материала, ограничивая ее традиционными рамками механического пересказа данных источников без учета их конкретной специфики.

Структура рецензируемой монографии обусловлена отчасти следованием хронологическому принципу. I глава посвящена отысканию истоков «отдельной корпорации эвпатридов» (с. 9-30). В.С. Ленская вполне обоснованно присоединяется к мнению тех исследователей, которые считают, что влиятельная знать, как и первые зачатки государственности, появляются в Афинах еще в микенскую эпоху. Справедливым следует признать и мнение о сохранении в составе эвпатридов родов исконно аттического происхождения (с. 15). Принципиально важным представляется нам тот отпор, который дает В.С. Ленская нелепым домыслам (противоречащим всем данным письменных и иных источников) о якобы дорийских корнях афинской аристократии.

Само же время нашествия дорийцев имело судьбоносное значение для Афинского царства. Тогда сумевшим отстоять свою территорию от агрессивных поползновений воинственных иноплеменных пришельцев жителям Аттики довелось принять у себя множество беженцев, главным образом, из опустошенных и завоеванных дорийцами областей Пелопоннеса. В.С. Ленская, вслед за другими исследователями6, подчеркивает, что найти себе желанное убежище на новой родине удалось

1 Суриков 2000; Курбатов 2006.

2 Молчанов 2004, 166-167; Суриков 2007, 206-220; Молчанов 2009, 200-208.

3 Ленская 1996.

4 Суриков 2007, 207, 208.

5 Суриков 2000.

6 Колобова 1968, 43; Устинова 1988, 202; Молчанов 1993, 76-78; 2000в, 185-188; Суриков 2000, 10 (там же см. и другую литературу).

прежде всего представителям ахейской знати и ее ближайшему окружению. По данным афинской исторической традиции, наиболее многочисленную группу знатных эмигрантов-ахейцев составили члены царского дома Нелеидов из мессенского Пилоса. Судя по всему, их эвакуация в Аттику была осуществлена морем. Мощный флот пилосцев, воспетый в «Илиаде» (II. 601-602), мог вывезти не только целую толпу важных персон и сопровождавших их лиц, включая дружинный контингент, но и немало материальных ценностей. Опираясь на такие серьезные ресурсы, прежний пилосский владыка Мелант сумел сменить на афинском престоле незадачливого представителя прежней династии Тимета Тесеида, не сумевшего справиться со своими прямыми царскими обязанностями (и прежде всего с ролью храброго воителя)7.

Чрезмерную, на наш взгляд, осторожность проявляет В.С. Ленская в толковании термина «эвпат-риды» (т.е. «рожденные от славных отцов»). Она ограничивается констатацией того факта (на который указывал еще Аристотель в «Афинской политии»), что «эвпатридский статус получали самые богатые и влиятельные роды» (с. 20). При этом исследовательница совершенно игнорирует версию, предложенную некоторое время тому назад, согласно которой главным признаком принадлежности того или иного рода к афинским эвпатридам была его генеалогическая связь с божеством, и такие представления восходили еще к микенской эпохе (ср. гомеровские «диогенеты», т.е. «рожденные Зевсом», - традиционное для эпоса обозначение ахейских властителей-анактов, их родичей и иных знатных лиц)8. Заметим, что приведенная версия получила полную поддержку у наиболее компетентного специалиста по данной проблематике - И.Е. Сурикова9.

Во II главе книги представлены семейные хроники наиболее известных эвпатридских линьяжей древних Афин. Им предпослан экскурс в евгенику - комплексную научную дисциплину, развившуюся на стыке генетики и генеалогии и изучающую наследственные способности людей, а также практические способы их оптимизации. Текст этого 6-страничного (с. 31-36) обзора заимствован В.С. Ленской из размещенной в Интернете статьи Е.В. Пчелова. Добавим от себя, что данная статья (в полном и окончательном варианте) опубликована теперь на страницах специального сборника, где переизданы важнейшие евгенические работы российских ученых XX в.10

В.С. Ленская, всячески открещиваясь от крайностей теории врожденного превосходства отдельных людей и семей, все же признает: «факт накопления определенных (физических и духовных) черт внутри одного рода кажется нам интересным и заслуживающим внимания» (с. 37). Исходя из этого она старается увидеть признаки «наследственной специализации» у представителей того или иного линьяжа афинских эвпатридов. У Кодридов (потомков Кодра, сына Меланта Нелеида) - сначала царского, а потом видного эвпатридского рода - В.С. Ленская обнаруживает устойчивую тягу к философии и поэзии. Исследовательница вспоминает в связи с этим запечатленный в гомеровском эпосе образ мудрого наставника ахейских вождей Нестора Пилосского, сына Нелея. «Не от него ли, -вопрошает она, - род генетически хранил государственную мудрость и философское мышление, дав таких мудрецов, как Солон и Платон?» (с. 38).

Излагая историю главной линии рода Кодридов с VII в. до н.э. (с. 38-57), В.С. Ленская ориентируется на данные, уже ранее собранные зарубежными и отечественными коллегами. Правда, если прежде она считала, что здесь «сохранившаяся генеалогия обрывается на Спевсиппе» (племяннике Платона, умершем в 339 г. до н.э.)11, то теперь, после ознакомления с новой литературой и используемыми в ней источниками, признает существование этого линьяжа вплоть до V в. н.э. (с. 43, 44).

Всякое расширение источниковой базы исследования можно только приветствовать. Поэтому целесообразно было бы активнее привлекать в данной связи антропонимические данные, таящие в себе важную дополнительную информацию12. Ведь, к примеру, знаковые для Кодридов имена в Афинах носят, напомним, видные граждане и в «послеспевсипповское» время: Дропид - посол афинян к персидскому царю Дарию III, попавший позднее в плен к Александру Македонскому; Адимант - военачальник конца IV в. до н.э. и доверенное лицо Деметрия Полиоркета; Дропид - архонт-фесмофет 224/223 гг. до н.э.; Спевсипп - архонт-эпоним 150/149 гг. до н.э.; Адимант - монетный магистрат 147/146 гг. до н.э., и т.д.

В.С. Ленская тонко подметила, что надежные источники акцентируют внимание на традиции Кодридов сохранять семейное литературное наследие (с. 46, 47). Но стоило бы напомнить и еще об одном, не менее важном факторе, способном сплачивать членов данного линьяжа. Имеется в виду

7 Молчанов 1993, 76,77; 2000в, 186.

8 Молчанов 2000а, 193; 2000б, 74, 75; 2003, 141, 142.

9 Суриков 2001, 172, 173; 2004а, 176.

10 Пчелов 2008, 7-60.

11 Ленская 2003,132.

12 Карпюк 2003а, 4-35; 2003б, 203-253, 257-272.

почетнейшая привилегия быть похороненным в монументальной усыпальнице Солона на Керамике (дискуссия вокруг отождествления которой недавно обрела новые аргументы13).

Говоря о Кодридах, В.С. Ленская подробнее всего останавливается на судьбе Крития, одного из Тридцати тиранов, стараясь дать объективную оценку этой противоречивой личности - радикального политика и утонченного интеллектуала. В конечном итоге она вполне обоснованно солидаризируется (с. 57, прим. 99) со взвешенным мнением на сей счет У. Морисона, избегая тем самым излишней демонизации сына Каллесхра14.

Стемма Филаидов на основе данных местной аттической традиции прослеживается вглубь веков вплоть до позднемикенского времени. Их родоначальником признается прославленный Гомером герой Троянской войны Аякс Теламонид. Непрерывная цепочка имен тянется от него к знаменитым деятелям Эллады - победителю персов при Марафоне Мильтиаду и его сыну Кимону (с. 58-78). По мнению В.С. Ленской, Филаиды (в отличие от Кодридов) - род воинов, а не мудрецов. Но видеть в них этаких потомственных солдафонов, поголовно грубоватых и малообразованных, никак невозможно. Достаточно назвать имя великого историка Фукидида (правнука Мильтиада), прилежно обучавшегося в юности философии и ораторскому искусству. Уместно напомнить, что Филиадом был, по свидетельству Диогена Лаэртского (X. 1), и знаменитый философ Эпикур.

Непрерывная семейная хроника Писистратидов (с. 79-91) охватывает VII - начало V в. до н.э. Иногда В.С

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком