научная статья по теме Валёр как средство выразительности в живописи учащихся художественных школ Биология

Текст научной статьи на тему «Валёр как средство выразительности в живописи учащихся художественных школ»

ПЕДАГОГИКА PEDAGOGICS

ВАЛЁР КАК СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ЖИВОПИСИ УЧАЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ

Амирова Н.В.

Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов, г. Набережные Челны, Россия

Предметом исследования является проблема передачи сложной системы колористической организации цвета посредством использования системы валёрных отношений в живописи учащихся художественных школ. Дано определение понятия «валёр» и близким ему по значению понятиям «нюанс», «оттенок» различными источниками. Рассмотрено влияние валёрного принципа на качество живописных работ, используя примеры классической живописи.

Ключевые слова: валёр; колористическая организация цвета; элементы живописного языка; выразительные средства живописца; живописность; нюанс; оттенок.

WAHLER AS A MEANS OF EXPRESSION IN PAINTING OF PUPILS OF ART SCHOOLS

Amirova N.V.

Naberezhnochelninsky Institute of socio-pedagogical technologies and resources, Naberezhnye Chelny, Russia

The subject of the research in this paper is the problem of transmission of a complex system of color coloristic organization through the use of wahler relations in painting by students of art schools. The article defines the notion of "wahler" and close to it notions of "nuance" and "shade". Taking into account examples of classical painting, it also touches upon the in fluence of wahler approach on tho quality of painting.

Keywords: wahler; coloristic organization colors; elements of pictorial language; expressive means of the painter; scenic; nuance; shade.

Одним из основных показателей уровня осознания человеком задач изобразительного искусства является остающаяся на периферии научно-исследовательского внимания передача сложной системы колористической организации цвета посредством использования системы валёрных отношений. Категория валёрности в живописи имеет много значений, сложно для понимания и объяснения, дублирует такие изобразительные понятия как, например, нюанс и оттенок.

В переводе с французского понятие valeur - цена, ценность; восходит к латинскому valer - иметь силу, стоить. В живописи и графике: оттенок тона, определяющий светотеневое соотношение в пределах одного цвета. Система валёров представляет собой градацию света и тени какого-либо цвета в определенной последовательности. В искусстве живописи достигается техникой лессировки. Подобная система помогает художнику добиться тончайших нюансов и еле уловимых цветовых переходов; более детально представить предмет в световоздушной среде, показать тонкость и глубину колорита [8].

В свое время большое внимание валёру, как одной из важных характеристик качества живописи, уделяли Э. Фромантен, Э. Делакруа, К. Юон [4, с. 134]. Не случайно Э. Фромантен видел в применении системы валёров не только одно из главных завоеваний старых мастеров, но и будущее французской живописи, вернейший путь к оздоровлению современного ему искусства. Говоря о произведениях мастеров прошлого, он отмечал, что в них присутствует большая «культура мысли

и кисти, соединение реальных, увиденных в натуре нюансов дневного освещения с ощущением материальности мира, тональным единством гаммы и тончайшими отношениями валёров - взаимосвязанных оттенков цветового тона, создающих вместе последовательную градацию света и тени» [7, с. 2].

Богатством валёрных отношений характеризуются работы таких живописцев, как Д. Веласкес, Я. Вермеер, Ж. Б. Шарден, К. Коро, В. И. Суриков. Среди импрессионистов системой валёров широко пользовались итальянцы Дж.де Ниттис и Ф. Дзандоменеги.

Влияние валёрного принципа на качество живописных работ можно проследить, рассматривая примеры классической живописи. Широким использованием валёров отличался французский живописец К. Коро. Известно его выражение «валёры прежде всего». Живопись К. Коро основана на тонких отношениях серебристо-серых и жемчужно-перламутровых тонов. Широкое использование валёров позволяет ему воссоздать прозрачность воздуха, яркость солнечного света. Особого богатства валёров палитра мастера обретает в более поздний период творчества, благодаря чему его живопись становится более изысканной, трепетной, лёгкой, формы растворяются в серебристо-жемчужной дымке.

Богатством валёрных отношений, мастерской передачей света и воздуха отличаются и работы Ж.-Б. С. Шардена. Он считается одним из лучших колористов в истории живописи, который в совершенстве владел знанием цветовых отношений. В цвете предмета Шарден видел множество тончайших нюансов, оттенков которые приводил к единому колористическому звучанию.

Анализируя произведения Д. Веласкеса, стоит отметить полотно «Сдача Бреды», которое решено в изысканнейшем сдержанном колорите с тонко переданными валёрами. Серебристый туман раннего июньского утра наполняет его и создает впечатление глубины пространства. Эффекты серых тонов, то более темных, мягких, бархатистых, то достигающих чистого, жемчужного оттенка производят неизгладимое впечатление [9].

Валёрность в живописи отражает интеллектуальную сторону изобразительного искусства, напрямую связанную с визуальным восприятием. Умение анализировать визуальную информацию и в последующем использовать ее в живописном изображении - необходимый элемент понимания и успешного освоения изобразительного искусства учащимися художественной школы. Эти изобразительные задачи предполагают наличие для их решения сформированных умений живописного восприятия цвета.

Валёр в этом аспекте, наряду с тоном, полутоном, тональностью, цветовой гаммой, предметным цветом, локальным цветом, оттенком входит в ткань сложной системы колористической организации цвета в произведении изобразительного искусства. «В общем определении о них можно говорить как об элементах живописного языка или выразительных средствах живописца, структурно входящих в такие более сложные и общие понятия, как живописность и колоризм... Колоризм в собственном тесном смысле слова - особое качество живописного произведения, и поэтому необходимым его условием является живописная интерпретация цвета, то есть не простая комбинация «открытых» цветов, а система валёрных отношений. Свет и цвет у подлинного колориста выступают в нераздельном единстве» [4, с. 128].

Для более полного представления о сути явления необходимо рассмотреть трактовку понятия «валёр», а также близких ему по значению понятий «нюанс» и «оттенок» различными источниками.

В «Большом Энциклопедическом словаре» валёр определяется: в живописи и графике - как оттенок тона, выражающий определенное соотношение света и тени; служащий для обозначения каждого из оттенков тона, находящихся в закономерном соотношении и дающих последовательную градацию света и тени в пределах какого-либо цвета. Валеры показывают тончайшие оттенки, возникающие при взаимодействии предметов и среды [1].

В «Большой советской энциклопедии» термин «валёр» служит для обозначения каждого из оттенков тона, находящихся в закономерной

взаимосвязи и дающих последовательную градацию света и тени в пределах какого-либо цвета [2].

Следовательно, в широком смысле слова понятие «валёр» означает ценную живопись, а отсутствие валёра - отсутствие живописи (раскраска). Необходимость колористического баланса «вибрации мазков» выявляется при прописках фона, чтобы не было ощущения «занудства» элементов красочного поля.

Синонимами понятия «валёр» являются понятия «нюанс», «оттенок».

Нюанс - (фр., от лат. nubes облака). 1) оттенок, едва заметный переход тонов; 2) в живописи - постепенное усиление или ослабление оттенков краски; 3) в эстетике едва заметное различие двух понятий; 4) в музыке - постепенный переход от одного звука к другому [6].

Нюанс - (nuance) 1. Оттенок, едва заметный переход от одного цвета к другому. 2. Оттенок в постоянном переходе цветовых тонов. Булгаков Худ. энц.: Яемногими красками можно получить множество разнообразных нюансов, все равно как в математике, в перестановке цифр 3. Крамской -А. С. Суворину (1885): Парижские marchands de couleurs выставляют у дверей щиты, на которых намалеваны квадраты и треугольники чистыми красками наиболее ярких тонов: не преследуя никаких тайных целей, а просто торговец хвастает яркостью своего товара. Картины Брьюса имеют совершенно такой же вид: разноцветные квадраты и треугольник весьма определенный и простой, почти неньюансированной окраски [5].

Оттенок - разновидность цвета, отличающаяся степенью яркости, густоты, силой тона. Оттенок получают из чистого цвета путем добавления в него белого или черного. Также оттенком называют добавочный цвет, который примешивается к основному и проявляется на его фоне (например, красный цвет краплака имеет более холодный, а киновари -более теплый оттенок). Также оттенок - это различие какого-либо цвета при его переходе от холодного к теплому и наоборот [3].

Как видим, сущность понятия «валёр» в историческом плане имеет два значения: в одном случае он является термином, относящимся по большому счету к произведениям черно-белой графики и скульптуры; в

этом смысле «валёр» - элемент светотени. В другом аспекте «валёр» -качество цветового пятна, изменяющееся под воздействием освещения в отношении насыщенности и светлоты цветового тона, кроме того, он содержит в себе несобственные качества цвета. Валёр в данном контексте принадлежит исключительно живописному произведению, и является одним из важнейших составляющих колоризма [4, с. 135].

Резюмируя вышесказанное, можно сделать выводы о том, что валёр: это изменение локального цвета предмета по тону, светлоте и насыщенности, в зависимости от условий освещения; наряду с тоном, полутоном, тональностью, цветовой гаммой, предметным цветом, локальным цветом, оттенком является слагаемым сложной системы организации цвета в живописи - колорита; структурно входит в такие сложные и общие понятия как живописность и колоризм; понятие, в первую очередь связанное со светотенью, но заключает в себе идею цвета, пространства, воздушной среды, а также фактуры; это не только световой элемент цвета, а такое качество цветового пятна, которое заключает в себе цветовой тон и насыщенность; определяет живоп

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком