научная статья по теме ВАСИЛИЙ ФЁДОРОВИЧ АНТОНОВ (1919-2014) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ВАСИЛИЙ ФЁДОРОВИЧ АНТОНОВ (1919-2014)»

Pro memoria

Василий Фёдорович Антонов (1919-2014)

26 августа 2014 г. на 96 году жизни после долгой и продолжительной болезни скончался Василий Фёдорович Антонов. Ушёл из жизни талантливый учитель, воспитавший несколько поколений исследователей, глубокий и оригинальный учёный, оставивший после себя ряд замечательных трудов, принципиальный товарищ и настоящий друг.

Василий Фёдорович родился 14 января 1919 г. в станице Трехостровской Иловлинского района Волгоградской обл. в семье донского казака. В 1929 г. семья переехала на жительство в Ессентуки Ставропольского края, где в 1937 г. В.Ф. Антонов окончил среднюю школу. В том же году он поступил на исторический факультет Ростовского государственного педагогического института. Завершение обучения в вузе совпало с началом Великой Отечественной войны. Едва получив диплом преподавателя истории, Василий Фёдорович сменил указку учителя на оружие солдата. С июля 1941 г. по март 1946 г. он проходил службу в рядах Красной армии. После обучения в офицерском училище он командовал одним из подразделений легендарных «катюш», с которыми прошёл от Северного Кавказа до Чехословакии. Участник битвы за Сталинград, Василий Фёдорович редко рассказывал о событиях того времени, но два боевых ордена и несколько медалей, включая самую ценимую фронтовиками медаль «За отвагу», лучше всяких слов говорят о его героическом военном прошлом и личном вкладе в общую победу.

Закончив войну в чине майора, В.Ф. Антонов решил отказаться от перспективной военной карьеры и вернуться к своему призванию - мирной профессии учителя. В 1947 г. он был зачислен ассистентом по кафедре истории Черкесского государственного учительского института, а в 1950 г. в тяжёлых условиях послевоенного времени защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук. В этом же году приказом Министерства просвещения РСФСР он был назначен директором учительского института в Вельске. Через три года последовало новое назначение, на этот раз директором Карело-Финского педагогического института в Петрозаводске.

Однако административная карьера не отвечала внутренним потребностям Василия Фёдоровича, и в 1956 г. он перешёл на работу в Липецкий педагогический институт, где возглавил кафедру истории. Переход на новое место работы совпал с изменениями в общественно-политической жизни страны, известными под названием «оттепели», которая открыла для историков возможность обратиться к проблемам, долгое время находившимся под гласным или негласным запретом. К их числу относилась и судьба русского народничества. Объявление в середине 1930-х гг. народников злейшими врагами марксизма более чем на 20 лет лишило исследователей возможности объективного изучения их идейного наследия и деятельности. С наступлением иных времён и благодаря самоотверженному труду таких историков как М.Г. Седов, Б.С. Итенберг, В.А. Твардовская, Н.М. Пирумова, Н.А. Троицкий и других начался процесс восстановления реальной картины прошлого. К этой плеяде замечательных учёных принадлежал и В.Ф. Антонов.

Но даже среди признанных специалистов по народничеству Василия Фёдоровича отличали независимость в суждениях, принципиальность в отстаивании собственных взглядов, решительность в поступках. В науке он всегда искал непроторенные дороги, что проявилось и в стремлении по-новому взглянуть на уже созданные картины прошлого. Именно Василий Фёдорович воскресил из забытья доброе имя Г. А. Лопатина, человека удивительной судьбы, которым восторгались И.С. Тургенев, Г.И. Успенский, П.Л. Лавров, А.М. Горький. Книги Антонова «Герман Лопатин» и «Русский друг Маркса» стали данью памяти этой неординарной личности.

Знаковым явлением для учёных и преподавателей стала работа Антонова «Революционное народничество», вышедшая в свет в 1965 г. В ней отстаивалась принципиально новая концепция истории общественного движения пореформенной России, разрушались догмы и стереотипы, долгое время господствовавшие в советской историографии. Книга нашла широкий отклик и вызвала интерес не только в СССР, но и за рубежом. В 1972 г. она была переведена на японский язык.

В 1960-х гг. интенсивная научная и педагогическая деятельность Антонова проходила уже в Москве, где он трудился в МОПИ им. Н.К. Крупской. Его исследовательский интерес в эти годы был обращён к исполинской фигуре П.Л. Лаврова. Результатом изучения творческого наследия одного из «апостолов» народничества стала докторская диссертация «Историческая концепция П.Л. Лаврова и оценка им основных этапов всеобщей и русской истории», защищённая в 1969 г.

Наиболее ярко талант исследователя и педагога раскрылся в Университете дружбы народов им. П. Лумумбы. В 1971 г. В.Ф. Антонов создал и в течение десяти лет возглавлял кафедру истории СССР, которая, сменив название и став кафедрой истории России, существует и поныне. Первый заведующий определил не только основные направления развития кафедры, но и принципы научной и учебной деятельности, профессиональных и человеческих отношений среди преподавателей. Именно благодаря той атмосфере взаимоуважения, сотрудничества и требовательности, которую он создал в 1970-х гг., кафедра достигла заметных результатов, стала одним из ведущих научных коллективов университета.

Василий Фёдорович основал настоящую школу исследователей русского народничества. Интерес к этому направлению общественной мысли и оппозиционного движения в России закладывался на лекциях заведующего кафедрой, на которые сбегались не только историки разных курсов, но и экономисты, юристы, филологи. Блестящий лектор, тонко чувствовавший аудиторию и мгновенно реагировавший на изменение реакции слушателей, Василий Фёдорович мог повернуть общее течение повествования, инициировать диалог, ставить острые вопросы, сам увлекаясь вспыхнувшей полемикой. Главное же заключалось в том, что он будил мысль, подталкивал к самостоятельным выводам, учил не принимать на веру самые устоявшиеся и привычные идеи. Вольно или невольно он, в духе Лаврова, стремился сформировать «критически мыслящую личность», т.е. подлинную интеллигенцию.

Особенно внимательно относился Василий Фёдорович к научной работе студентов. По его глубокому убеждению, заниматься наукой необходимо было с первого курса обучения в вузе. Он специально разработал и внедрил в программу преподавания курс методики написания научной работы. Через горни-

ло этого семинара прошли не только его дипломники, но и ученики его учеников, уже преподававших в университете. Последовательно и целеустремленно Антонов учил поиску источников и литературы, технологии сбора материала, структурированию и анализу, умению просто, без наукообразной шелухи излагать собственное видение предмета исследования. Наряду с этим участники «антоновского семинара», как он именовался среди студентов, активно обсуждали доклады, варианты курсовых и дипломных работ. Нередко их авторы оказывались под огнём критики однокурсников. Но Василий Фёдорович ободрял: «За одного битого двух небитых дают». И будто забывая о строгости требований, помогал советом, наставлял, а когда было необходимо, подсказывал правильное решение. Такие уроки запоминались на всю жизнь. Антонов не просто учил истории, он учил историей.

Активно знакомил Василий Фёдорович подрастающее поколение историков с работой признанных знатоков русской общественной мысли. Кафедра истории СССР установила прочные контакты с Институтом истории СССР АН СССР. Гостями кафедры были не только крупные учёные, но и известные журналисты и писатели. Так, автор ряда популярных исторических романов Ю.В. Давыдов увлекательно рассказывал о собственных сюжетах, поисках документов в архивах. Созданная Антоновым обстановка раскованного общения, научного братства, отсутствия почитания регалий и званий стимулировала научные изыскания. На кафедре под его научным руководством были подготовлены и защищены кандидатские диссертации В.Г. Джангиряна, Р.А. Арсланова, В.П. Козлова, В.М. Новикова, Г.И. Кучеркова и др.

Наряду с историей народничества на кафедре по инициативе заведующего стала исследоваться очень острая и, как оказалось, перспективная тема зарубежной историографии истории России. Пример в творчестве подавал сам Василий Фёдорович, который опубликовал монографии «Историческая концепция Н.А. Добролюбова» и «Н.А. Добролюбов о русской истории». Обладая безупречным чувством стиля, умением ясно доносить до читателя свои мысли, Антонов уделял большое внимание просветительской деятельности. В 1976 г. для учеников средней школы вышла в свет «Книга для чтения по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в.», выдержавшая несколько изданий на русском, литовском, латвийском, молдавском и украинском языках.

1970-е гг. стали для Антонова одними из самых плодотворных в научном отношении. В это время он обратился к исследованию идей одного из родоначальников народничества Н.Г. Чернышевского. Проштудировав 16 томов полного собрания его сочинений, ознакомившись с огромной литературой и поработав в архивах, Василий Фёдорович пришел к выводу об ошибочности ставшего для историков аксиомой ленинского утверждения о том, что «от трудов Чернышевского веет духом классовой борьбы». Напротив, скрупулёзный анализ позволил представить Чернышевского противником насилия и приверженцем идеи эволюционного пути развития. Свою концепцию Антонов изложил в книге «Проблемы истории России в трудах Н.Г. Чернышевского», подготовленной для издательства «Мысль». Но, ознакомившись с содержанием монографии, издательство в срочном порядке расторгло ранее заключённый договор, обосновав причину такого шага тем, что в книге были высказаны идеи, «не согласующиеся с известными ленинскими оценками Н.Г. Чернышевского», и «великий русский революционер представляется фактически противником революции».

Столь тенденциозное отношение к автору, лучше всего характеризующее положение дел в отечественной исторической науке, конечно же, больно ранило Василия Фёдоровича. Но лидер и боец по натуре, он не собирался складывать оружие. Несмотря на все запреты и цензурные препоны, ему удалось донести до читателей свои мысли в двух моногра

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком

Пoхожие научные работыпо теме «История. Исторические науки»