научная статья по теме ВАЦЛАВ ГАВЕЛ: ДРАМАТУРГ – ДИССИДЕНТ – ПРЕЗИДЕНТ – ДРАМАТУРГ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ВАЦЛАВ ГАВЕЛ: ДРАМАТУРГ – ДИССИДЕНТ – ПРЕЗИДЕНТ – ДРАМАТУРГ»

СТАТЬИ

Славяноведение, № 5

© 2012 г. С.А. ШЕРЛАИМОВА

ВАЦЛАВ ГАВЕЛ: ДРАМАТУРГ - ДИССИДЕНТ - ПРЕЗИДЕНТ -

ДРАМАТУРГ

Вацлав Гавел - лидер «бархатной» революции, последний президент Чехословакии и первый президент Чехии, своим главным призванием считал театр. В настоящей статье прослеживается его творческий путь от ранней пьесы «Праздник в саду» (1963) до последней - «Уход» (2007), написанной уже после отставки с поста президента. В драматургии Гавела злободневная сатира сочетается с приемами театра абсурда, виртуозным использованием языка и игры с классической традицией (Чапек, Гете, Шекспир, Чехов).

Vaclav Havel, the leader of the «Velvet Revolution», last president of Czechoslovakia and first president of the Czech Republic, considered theater his main vocation. In the present article, the author reviews his artistic path, from the early play «The Garden Party» (1963) to the last piece «Leaving» (2007) written after his resignation from the presidential post. In Havel's dramaturgy, topical satire is combined with the Theatre of Absurd techniques, masterly use of the language and play with classical tradition (Capek, Goethe, Shakespeare, Chekhov).

Ключевые слова: Гавел, «Праздник в саду», театр абсурда, «бархатная» революция, президент Чехии, «Уход».

«Моя жизнь, моя работа, мое положение и деятельность кажутся мне сотканными из подозрительно большого количества парадоксов» [1. S. 224], - писал в книге «Заочный допрос» Вацлав Гавел - последний президент Чехословакии и первый президент Чехии. «Заочный допрос» - обширное интервью, которое он дал чешскому критику-эмигранту Карелу Гвиждяле, впервые был издан в Лондоне в 1986 г. и за короткое время переведен на двадцать языков. Гавел тогда, постепенно превращаясь в лидера диссидентского движения, был на свободе между двумя арестами и в Праге письменно отвечал на присылаемые из-за границы вопросы. Размышляя о ситуации в Чехословакии и под напором опытного интервьюера рассказывая о себе, будущий президент так поясняет приведенное выше определение: «Посудите сами: я ввязываюсь всюду, куда только возможно - а ведь, собственно, ни в одной области не являюсь специалистом» [1. S. 224]. И далее: «С течением времени я оказался в положении какого-то политического деятеля, но при этом никогда политиком не был, не хотел быть и у меня нет для этого надлежащих способностей [...] То и дело философствую, но какой же я философ? [...] Иногда пишу о литературе, но уж совершенно точно я не литературный критик. Порой вмешиваюсь даже в проблемы музыки, но моя музыкальность может служить разве что источником общего веселья. Наконец, даже в том, что я считаю своим

Шерлаимова Светлана Александровна славяноведения РАН.

- д-р филол. наук, гланый научный сотрудник Института

главным призванием, т.е. в области театра, я не являюсь действительным специалистом...» [1. Б. 224-225]. Гавел, конечно же, преувеличивает свой дилетантизм, но момент парадоксальности в его биографии несомненно присутствует, что не помешало ему к концу ХХ в. стать фигурой мирового масштаба.

Вацлав Гавел (1936-2011) по своему происхождению принадлежал к чешской буржуазной элите. Основу процветания семьи заложил его дед, выучившийся на архитектора и построивший в чешской столице много прекрасных домов, в том числе знаменитую «Луцерну», то, что мы теперь называем торгово-развлека-тельным комплексом, - первое в Праге железобетонное здание возле Вацлавской площади с кабаре, кинотеатром, ресторанами и разными магазинами, которое успешно функционирует по сей день. Отец Гавела на пустынной городской окраине построил квартал фешенебельных вилл Баррандов, а дядя, тоже строитель, на том же холмистом берегу Влтавы воздвиг киностудию Баррандов - этот чешский Голливуд и, как свидетельствует племянник: «[...] в годы первой республики и протектората был "главным киномагнатом"» [1. Б. 6]. Но я хотела бы обратить внимание на то, что богатство семейства было «трудовое»: успешные предприниматели, все эти Гавелы работали как архитекторы, строители, применявшие новые материалы и методы и, с другой стороны, не были чужды культуре. «Луцерна», Баррандов и сегодня - чешские культурные объекты первого ряда; Милош Гавел (дядя) сам пробовал делать кино, Вацлав Гавел (отец) дружил с театральными деятелями, с писателями, так что Вацлав Гавел - будущий драматург и президент - вырастал в обстановке не просто богатой, но и культурной, в доме была прекрасная библиотека, собирались интересные люди, некоторых выдающихся артистов и литераторов он знал еще в детстве. Вместе с тем себя в школьные годы Гавел вспоминает как толстого мальчика, который из-за социального статуса своей семьи испытывал определенные комплексы, ему хотелось быть «как все». Наверное, о том же свидетельствует фраза Людвика Вацулика, сказанная о Гавеле: «Очень скромный человек, казалось, он стремился сбросить с себя тяготившую его печать человека из богатой семьи. Всегда держался очень скромно, щепетильно, был толерантный и выдержанный» [2].

Преимущества происхождения обернулись для Гавела большим минусом после февраля 1948 г., когда вся власть в стране оказалась в руках коммунистической партии. Его не приняли в гимназию, пять лет он работал лаборантом-химиком, одновременно окончил вечернюю гимназию рабочей молодежи, вновь безуспешно пытался поступить в высшую школу на гуманитарную специальность - его приняли только в технический ВУЗ по специальности «экономика путей сообщения». Не окончив этого учебного заведения, Гавел отправился на два года служить по призыву в армию, где включился в художественную самодеятельность, сначала как исполнитель роли отрицательного героя в пьесе Павла Когоута «Сентябрьские ночи», затем вместе с товарищем, будущим режиссером Карелом Брындой, написал и поставил, по его насмешливым словам, «социалистически-реалистическую» и одновременно «отважно-критическую» пьесу из армейской действительности под оптимистическим названием «Вся жизнь впереди». Хотя Гавел вспоминает об этих театральных опытах с юмором, но именно тогда он определился со своим «главным призванием». По возвращении из армии он поступил в качестве рабочего сцены в театр «АБС» старого отцовского друга, знаменитого чешского артиста-автора-режиссера комического жанра Яна Вериха. С 1960 г. Гавел связал свою судьбу с театром «На забрадли» («На балюстраде»). В 1966 г., уже будучи известным драматургом, он окончит Академию изящных искусств по специальности «драматургия».

«Золотые шестидесятые» - время культурной и литературной оттепели, в которой заметную роль играли пражские «маленькие театры», «На забрадли» выделялся среди них своей интеллектуальной направленностью. Гавел занимал в

театре разные должности: рабочего сцены, осветителя, помощника режиссера, соавторствовал с уже признанными драматургами, начал писать собственные пьесы. В 1962 г. здесь состоялась премьера его пьесы «Праздник в саду», которая имела большой успех. Но собственно вступление Гавела в литературу состоялось раньше и не в качестве драматурга.

Гуманитарные наклонности наследника громкой предпринимательско-строи-тельной фамилии обнаружились очень рано. Он много читал, писал стихи, участвовал в неформальных самодеятельных объединениях молодежи, интересующейся искусством. В «Заочном допросе» Гавел назвал себя представителем «поколения Битлов». И с самого начала - благодаря своим наклонностям, молодым друзьям и старым связям отца - он оказался вовлеченным в ту литературную среду, которая не пользовалась благосклонностью партийного начальства, была оттеснена «соцреалистическими авторами» на задний план, хотя в этой среде было немало талантов. Гавел бывал у Ярослава Сейферта, Владимира Голана, подружился с Иржи Коларжем - это были крупные поэты, в ту пору оказавшиеся «в тени». Однажды он был и у самого знаменитого чешского поэта того времени Витезслава Незвала. Гавел уже тогда распознал талант еще безвестного Богумила Грабала, интересовался творчеством «Группы 42», входившие в которую молодые поэты и художники в темную пору войны и оккупации искали опору в неизменных ценностях обычной городской жизни.

Между тем начиналась - после ХХ съезда КПСС - не только политическая, но и культурная «оттепель». В Чехословакии важной вехой на этом пути был Второй съезд Союза чехословацких писателей, на котором группа молодых поэтов (Иржи Шотола, Карел Шиктанц, Мирослав Голуб, Мирослав Флориан и другие) выступила с программой «Поэзии будничного дня». Еще до съезда, в 1955 г., Союз писателей именно для этой группы создал журнал «Kwëten». В своих выступлениях на съезде кветенцы решительно отказывались от декларативной поэзии и ратовали за отображение обычной жизни обычного человека. В таком же духе было выдержано содержание их журнала. Гавел во многом симпатизировал журналу «Kvëten», однако у него возникло немало возражений, которые он изложил в письме в редакцию, к его удивлению, сразу же опубликованному. В этом письме он напоминал о «Группе 42», еще во время войны выдвигавшей близкие «Поэзии будничного дня» лозунги, называл социалистическими и реалистическими такие послевоенные произведения, как «Семь контат» и «Дни в году» И. Коларжа, «Красноармейцы» и «Тебе» В. Голана, настаивал на необходимости при формулировке программы точнее определить понимание социалистического реализма: «Будущие успехи искусства зависят, и этого нельзя недооценивать, от качества современной теории» [3. Б. 30].

Статья была замечена, и когда осенью 1956 г. Союз писателей проводил Актив молодых писателей, Гавела, который был тогда студентом, на него позвали. На Активе Гавел высказался еще более четко, чем в своем письме, призывая расширить круг допускаемых в печать современных писателей. Выступление вызвало дискуссию, а за Гавелом закрепилось определение литературного смутьяна. Но признание его как оригинального автора пришло позже - с громким успехом постановки «Праздника в саду», достать билеты на которую было очень непросто.

Гуго Плудек - главный герой «Праздника в саду» делает головокружительную карьеру благодаря способности мгновенно адаптироваться к любой перемене

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком