научная статья по теме ВАЦЛАВ ГАВЕЛ: ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХИ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ВАЦЛАВ ГАВЕЛ: ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХИ»

Славяноведение, № 5

© 2012 г. Э.Г. ЗАДОРОЖНЮК

ВАЦЛАВ ГАВЕЛ: ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХИ

В статье проанализированы вехи жизненного пути и политической биографии Вацлава Гавела, дана характеристика вводимых им концептов «неполитической политики» и «власти безвластных», изложены внешнеполитические предпочтения Гавела, связанные с евроатлантизмом, а также его предостережения относительно России как евроазиатской силы.

The article analyses the landmarks of life and political biography of Vaclav Havel, it characterises his concepts of «non-political politics» and «power of powerless», describes his preferencies in the foreign policy related to Euro-Atlantism, as well as his warnings concerning Russia as an Euro-Asiatic power.

Ключевые слова: «власть безвластных», морализм, приоритеты, оппозиционное движение, Хартия 77, «неполитическая политика», Гражданский форум, «бархатная» революция.

Вацлав Гавел ушел из жизни 18 декабря 2011 г., лишь несколько месяцев прожив после своего 75-летия, празднование которого не приобрело общенационального характера. Таковыми стали его похороны, обозначившие веху прощания с великим политиком-моралистом, идеи которого оказались в том или ином виде востребованы и в начале второго десятилетия нового века - когда права «безвластных» и приемы «неполитический политики» были заявлены не только на забурлившем арабском востоке, но и в других регионах и странах, включая Россию.

Критика идеи и практики социализма вознесла Гавела на высоты политики и общественной мысли своего времени. Аргументы Гавела отличались редкой искусностью в историософском и эмоциональном плане. При этом корни социализма он видел не столько в европейской идеологии марксизма, сколько в российской истории и политике, отсюда трудно уловимая, но все же прослеживаемая подмена антисоциализма некой русофобией. «Евроазиатский гигант» - Россия - в числе самых нерадивых его учеников, не готовых к экзаменам ни по демократии, ни по европеизму...

Каковы же вехи жизненного пути этого великого чеха1 и звездные часы его политической карьеры, какова его судьба на фоне истории страны и мира? Многое в ответе на этот вопрос кроется в его социальном происхождении.

Задорожнюк Элла Григорьевна - д-р ист. наук, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН.

Исследование выполнено в рамках Программы фундаментальных исследований ОИФН РАН «Нации и государство в мировой истории».

1 О раннем периоде жизни В. Гавела и его пути от диссидентства к чехословацкому (1989-1992), а затем и чешскому (1992-2003) президентству см. [1].

Вацлав Гавел родился 5 октября 1936 г. в успешной предпринимательской семье, которая после февраля 1948 г. подвергалась преследованиям по классовому признаку. Уже в школе он чувствовал себя изгоем, не понимая причин отношения к нему как к врагу. В доме его родителей сохранялась «атмосфера масариковского гуманизма», здесь бывали многие ученики и соратники первого президента ЧСР Т.Г. Масарика [2. Р. 10, 20].

В 1948 г. семью Гавелов лишили прав собственности, но его отец оставался на своих предприятиях в качестве консультанта. Это объясняется тем, что в свое время он предоставлял принадлежавший ему огромный киноконцертный зал «Люцерны» для съездов коммунистической партии. Сначала власти пытались выслать семью из Праги, но в итоге ограничились резким сокращением ее жилой площади.

Уже с 15-летнего возраста Вацлав писал стихи, позже познакомился с чешскими поэтами Я. Сейфертом (будущим нобелевским лауреатом) и В. Незвалом, а также с философами Я. Паточкой и И. Коларжем; эти контакты были, по его словам, на грани дозволенного. В 1956 г. Гавел, будучи студентом экономического факультета, сотрудничал с журналом «Куё1еп», который напечатал его письмо о необходимости большей открытости литературы, вызвавшее широкую дискуссию. С 1957 г. по 1959 г. он служил в армии, где писал и ставил свои пьесы; затем стал рабочим сцены в театре «АБЦ», а в дальнейшем перешел в театр «На забрадли», в котором проработал восемь лет - до 1968 г.

Театральная жизнь сблизила Гавела с избравшей путь актрисы Ольгой Шпли-халовой, с которой он познакомился еще в 1956 г.; они тайно от семьи расписались 9 июля 1964 г. Уже тогда Ольга - дочь рабочего, с большей последовательностью высказывала антисоциалистические взгляды, чем ее друг из семьи крупнобуржуазной. Но с середины 1960-х годов и Гавел перестал скрывать свои немарксистские убеждения, сотрудничая с журналом «Туаг», хотя при этом участвовал в кампании за возрождение чехословацкой социал-демократии. Нужно подчеркнуть, что Гавел, вероятно, ратовал скорее за право партий на существование, чем за идею социализма. Много позднее, в 1978 г., он подписал манифест «100 лет чешского социализма».

Надо сказать, что если бы Гавел и был социалистом идейным или даже нравственным, то он никогда не смог - ему не позволили бы, да он и не захотел бы -что-либо делать для воплощения данной, как и любой другой, идеи2. Поэтому он и стал так значим для многих граждан своей страны, уставших от политиканства прошлого и опасавшихся наступления политиканства нового...

В одном из первых эссе под абсурдистским (в стиле своих пьес) названием «О диалектической метафизике», написанном в 1966 г., он подчеркивал опасность директивного мышления, так удачно превращающего нечто «хорошее» (живую диалектику) во что-то совсем «плохое» (непредсказуемую метафизику), протестовал против «механического втискивания действительности в колодки» [4. S. 141].

Проводя отчасти и политические идеи в своих пьесах, Гавел вовсе не был одним в поле воином: середина 1960-х годов - время активных поисков новых социальных инициатив всей чехословацкой интеллигенцией, в том числе коммунистической (подробнее см. [5]). Пока с упованием на марксизм, у которого, по мнению,

2 Став президентом, Гавел неоднократно уточнял свои взгляды на социализм. 26 февраля 1990 г. во время визита в Москву в беседе с М.С. Горбачевым он заметил: «Если в советской печати появится утверждение, что Гавел ликвидирует социализм, это будет неправдой. Правда в том, что мы хотим изъять слово «социалистическая» из названия нашей республики. Дело в том, что само слово «социализм» стало у нас символом беспорядка и безответственности и таким образом утратило в контексте нашей реальности свое первоначальное значение. Может быть, в будущем социал-демократы и придадут этому слову адекватный смысл, и я буду этому только рад» [3].

а скорее желанию ищущих, могло бы оказаться «человеческое лицо» (этакая метафизика в диалектике, если вспомнить приведенное выше эссе Гавела).

И вот настал первый звездный час для Гавела - 1968 год. Он - в числе лидеров, по крайней мере, в кругах интеллигенции: в 1968-1970 гг. - председательство в демонстративно беспартийном «Круге независимых писателей»; май - июнь 1968 г. - поездки в США и Западную Европу; возобновились спектакли по его пьесам; рос круг его политических знакомств, включая тогдашнего лидера Пражской весны А. Дубчека. 1968-й стал годом получения первых зарубежных литературных премий, сначала из Австрии «за вклад в европейскую литературу», затем из США - за постановку в Нью-Йорке его пьесы.

21-27 августа Гавел вел совместные с женой Ольгой и актером Яном Тршиской радиопередачи из Либерец, направленные против вторжения войск стран Варшавского договора в Чехословакию, резко критиковал соглашательскую политику властей. С осени 1968 г. по осень 1969 г. он - главный редактор обновленного журнала «Tvar», который, поскольку на его страницах высказывались, по мнению властей, «абсолютно чуждые социализму идеи», был вскоре закрыт. В конце 1968 г. в еженедельнике «Zltrek» Гавел опубликовал статью «Фальшивая дилемма», которая содержала наметки его дальнейших «бархатных» действий, прячущих железную политическую волю и последовательность решений за ширмой декларируемой им уступчивости. Программа поддержки правительства сама по себе столь же беззуба и негативна, как и выступления против него, подчеркивал он; надо чтобы сами политики отвечали за состояние дел, следует не разделять их заботы, а требовать, чтобы они поняли общество.

С 1969 г. Гавела лишили заграничного паспорта, периодически вызывали на допросы, прекратилась постановка его пьес. Но он писал новые пьесы, включая «Заговорщиков» и «Оперу нищих» (вторая была поставлена нелегально в 1975 г.); а с 1972 г. наступил «сплошной бесформенный туман» - лишь гонорары из-за границы позволяли чете Гавелов сравнительно безбедно жить в Градечке, где в конце 1960-х годов супруги купили дачный домик. В 1974 г. глава семьи неожиданно для многих, но вынужденно для себя - чтобы власти не могли его привлечь за тунеядство - работал грузчиком на местном пивоваренном заводе, куда приезжал то на «Мерседесе», то на «Рено».

8 апреля 1975 г. Гавел написал президенту Г. Гусаку открытое письмо, в котором содержалась констатация морального падения страны, которое нельзя скрыть за фасадом спокойной жизни, и указывалось на ответственность руководства за это. В основе власти, подчеркивалось в письме, цели которой ограничиваются самосохранением путем насильственно навязанного единства, лежит недоверие ко всему разнообразию, сопротивление неведомому, стремление к однообразию и косности, непреодолимое влечение к status quo. Гавел обратился к президенту со следующими словами: «На данный момент вы выбрали самый удобный для себя и самый опасный для общества путь, то есть путь внешней видимости ценой внутреннего упадка, путь нарастания энтропии ценой истребления жизни, путь защиты своей власти ценой углубления духовного и нравственного кризиса общества и систематического унижения человеческого достоинства» [6. С. 359].

Письмо и отвечало настрою времени общественного разочарования, и опережало его. Оно получило широкий резонанс в стране и за рубежом, его передавали западные радиостанции, сравнивавшие Гавела, требовавшего «жизни по правде», с А.И. Солженицыным, ранее призывавшим «жить не по лжи». В этом же году Гавел организовал издание серии «Edice Expedice», выступил в качестве составителя самиздатовской серии «Pohledy 1»

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком