сячелетнего функционирования этого государственного института. Интересны были бы параллели с монархическими формами правления в других странах — великих державах, в частности, с институтом монархии в Российской империи, тем более, что во второй половине XIX в. правящие круги России оказывали поддержку правящей династии Цин в войнах Китая с западными державами и в подавлении крестьянского восстания тайпинов.
Новаторской стороной рецензируемой книги является рассмотрение истории Китая от эпохи Цинь до правления династии Цин в свете теории и процессов формирования монархической формы правления, проходящих через всю древнюю, средневековую и новую историю страны. В этой работе данная концепция проецируется на эволюцию и развитие Китая в новейшее постимперское время. На наш взгляд, это вообще новый подход к истории Китая, не только его имперского, но и постимперского периодов. Вместе с тем, данный вопрос носит дискуссионный характер и содержит достаточно спорных моментов, вызывающих возражения и требующих широкого обсуждения. Тем не менее, становление монархической формы правления в истории Китая и теоретическое осмысление этой проблемы автором книги в любом случае представляется новым словом среди существующих концепций, оценок и выводов других авторов предшествующих исследований и общих работах по истории Китая. Для рецензируемой книги характерен комплексный подход к истории Китая имперского периода. Тем не менее, упор сделан на имперскую составляющую этого процесса, а именно, на особенности формирования государственного института монар-
© 2014
хии на всем протяжении истории этой страны. Видимо, такова была изначальная цель, поставленная автором. С данной задачей автор книги «Крах монархии в Китае» справился в полной мере. Вместе с тем, кратко освещены экономические и социальные аспекты темы. В самых общих чертах показана и внешнеполитическая обстановка вокруг Китая того времени, и роль иноземцев в формировании монархической формы правления, что немаловажно, поскольку династии иностранного происхождения столетиями правили в Китае и данное обстоятельство весьма существенно повлияло повлияло на ход и события истории Китая.
И последнее. К сожалению, в книге недостаточно полно нашли отражение исторические процессы, происходившие в имперский период среди некитайских народов — подданных Поднебесной, оказавшие, как отмечалось выше, огромное влияние на историю этой страны в указанный период, прежде всего, в Синь-цзяне — Восточном Туркестане, Тибете, Внутренней Монголии.
В общем и целом, рецензируемая книга Ю.В. Чудодеева «Крах монархии в Китае» является серьезным научным исследованием. Автором всесторонне отражены наиболее важные события этого имперского периода и непреходящая роль института монархии. Читателю представлена крайне интересная работа. Ее наиболее ценная сторона — это нестандартный новаторский подход с выдвижением целого ряда крайне интересных концепций, положений и оценок. Все это дает возможность китаеведам по-новому взглянуть на коренные проблемы и процессы истории Китая в имперский период, связанный с формированием и функционированием монархической формы правления.
А. Кадырбаев, доктор исторических наук
Важный мост между культурами. Об энциклопедии «Духовная культура Китая» (М.: Вост. лит., 2006-2010. Т. 1-6)
В прошлом российские китаисты сосредоточили свое внимание на исследовательской работе в области литературы, искусства, языка, истории и дипломатии, однако не было научных трудов, в которых бы всесторонне рассматривались проблемы китайской духовной культуры. Это не соответствовало необходимо-
сти обеспечить высокие темпы информатизации. Таким образом, перед российскими китаеведами была поставлена задача — создать подробные и всеобъемлющие справочные издания, посвященные китайской цивилизации.
В России составление словарей имеет давние и лучшие традиции. По изучению лек-
сикографической теории и практики терминологии Россия занимает ведущее место в мире. В этом заключается феномен создания русских словарей высокого качества. «Большая советская энциклопедия», «Советский энциклопедический словарь», «Большая российская энциклопедия» и другие издания ознаменовали собой наивысший уровень создания российских энциклопедий того времени. Кроме того, энциклопедические словари богаты и разнообразны по видам и направлениям.
В 1989 г. московское издательство «Прогресс» выпустило «Энциклопедию нового Китая»1, переведенную с английского оригинала. Она вышла в китайском издательстве иностранных языков. Книга состоит из пяти частей: «Земля и народ», «История», «Политика», «Экономика» и «Культура». В ней в общих чертах описывается новый Китай. Эта книга играет важную роль в понимании Китая русским народом, однако она содержит информацию о Китае глазами китайцев. Кроме того, ограниченный объем книги не позволяет глубоко понять и проанализировать многие сложные явления культуры. Поэтому невозможно хорошо разобраться в истории китайской цивилизации, а также в духовной культуре, передаваемой из поколения в поколение и сохраняемой долгое время, что позволило китайскому народу не только увеличить демографию, но и интенсивно развиваться.
Благодаря многолетним стараниям, современные российские китаеведы в 2010 г выпустили для китайских и российских читателей комплексное шеститомное энциклопедическое издание «Духовная культура Китая». Это свидетельствует о том, что русское китаеведение вышло на совершенно новый уровень.
Энциклопедия была подготовлена в институте Дальнего Востока РАН, главный редактор издания — директор ИДВ РАН, председатель Общества российско-китайской дружбы академик РАН М.Л. Титаренко. Это уникальный труд, в написании которого участвовали главные авторитетные специалисты России по различным аспектам китайской цивилизации. Многотомную энциклопедию «Духовная культура Китая» вполне можно назвать первым в российском и западном китаеведении изданием, в котором представлено масштабное описание китайской цивилизации с древности до наших дней. Она стало своеобразной вехой не только в истории китаеведения в России, но и
1. Энциклопедия нового Китая: Пер. С англ. М.: Прогресс,1989.
мирового китаеведения в целом. В предисловии авторы отметили значимость и актуальность составления энциклопедии: «Энциклопедия создавалась как ответ на научные и образовательные запросы современности в связи с необычайным ростом общественного интереса к китайской культуре, опыту модернизации этой страны. Авторы и составители энциклопедии учитывали не только значительное влияние китайской духовности на формирование культуры многих соседних с Китаем стран, но и тот факт, что китайская культура составляет весомую часть сокровищницы мировой культуры. Кроме того, принималось во внимание и то, что быстро меняющийся в ходе осуществления политики реформ и открытости Китай становится одной из мировых держав, определяющих во многом будущее человечества и мировой цивилизации» (Т. 1. Философия. С. 13). Выпуск энциклопедии отражает глубокое чувство ответственности перед обществом, долг перед наукой, широкий научный кругозор и горячую любовь к китайской культуре таких ведущих российских китаеведов, как М.Л. Титаренко, Б.Л. Рифтин, А.Е. Лукьянов и др.
Энциклопедия представляет собой прекрасно оформленный, универсальный шедевр и крупномасштабную, замечательную работу. Она интегрирована в единое целое, объединена общими терминологическими и стилистическими стандартами. Энциклопедия состоит из шести томов: «Философия», «Мифология. Религия», «Литература. Язык и письменность», «Историческая мысль. Политическая и правовая культура», «Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование» и «Искусство». Объем каждого тома — около тысячи страниц. В отличие от обычных справочников и словарей, энциклопедия включает три раздела. Общий раздел содержит статьи и очерки, которые отражают главные темы и проблемы духовной культуры Китая. Из них читатели могут узнать об общем процессе и главных особенностях развития духовной культуры Китая. Если эта информация для читателя будет недостаточна, то можно найти соответствующую статью по словарному разделу. Статьи внутри словарного раздела следуют в алфавитном порядке. В них представлены основные понятия и категории, школы и направления, произведения и персоналии в истории духовной культуры Китая. Справочный раздел в разных томах включает указатели, тематическую библиографию, карты Китая разных эпох, хронологическую таблицу, а также список авторов тома с указанием написанных ими статей.
Рассматривая содержание шеститомной энциклопедии, мы выделяем следующие ее особенности:
1. Энциклопедические статьи подобраны тщательно и точно, с учетом новых и последних данных. Подбор статей это большой интеллектуальный труд составителей и авторов словарей. При неправильном подборе статей читатели не могут найти основную мысль, ведь как гласит китайская поговорка: «потерял арбуз, а ищет кунжут». Энциклопедия удачно решила эту проблему. В качестве примера можно привести том «Литература», в котором представлены главные школы, термины, произведения и писатели китайской литературы различных времен. Просматривая эти статьи, можно найти информацию по основным тенденциям развития китайской литературы. Энциклопедия значительно расширяет круг хорошо известных нам имен китайских писателей. В словарные разделы включена различная информация, например, «три Цао», «Семь мудрецев бамбуковой рощи», «Восемь великих писателей эпох Тан и Сун», Ли Бо, Ду Фу и др. Огромное внимание уделено также и современным писателям, таким как Чжан Айлин, Цянь Чжуншу, А Чэн, Бэй Дао, Цзя Пинва, Те Нин, Мо Янь, Юй Хуа и т.д., в том числе и романистам-историкам Тан Хаомину и Эр Юэхэ. В состав четвертого тома «Историческая мысль. Политическая и правовая культура» вошли новейшие статьи, такие как «Ли Кэцян», «Си Цзиньпин», «Сяо кан», которые непосредственно связаны с текущими новостями и событиями в Китае. Итак, можно отметить, что значительное обновление текста статей — отличительная особенность каждого тома энциклопедии.
2. Энциклопедия дает строг
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.