научная статья по теме “ВЕДОМОСТИ” ВРЕМЕНИ ПЕТРА ВЕЛИКОГО Языкознание

Текст научной статьи на тему «“ВЕДОМОСТИ” ВРЕМЕНИ ПЕТРА ВЕЛИКОГО»

"Ведомости" времени Петра Великого

© О. В. НИКИТИН

В 1703 году в январе вышел первый номер первой печатной газеты России "Ведомости", основанной Петром I. С этого времени информационное поле страны приобрело цивилизованный (по тогдашним европейским понятиям) характер. Газета "Ведомости" следовала во многом русской традиции печатного слова, которая в рукописном виде существовала еще задолго до ее появления (это "Вести-Куранты", выходившие с начала 1600-х годов). Газетой могли пользоваться все грамотные люди России. Это было периодическое издание, доставлявшееся в разные регионы страны, и оно могло оказывать влияние на общерусский культурно-языковой фон. Вот что писал о газете автор вступительной статьи к переизданию "Ведомостей" В. Погорелов в 1903 году, когда отмечался двухсотлетний юбилей выхода из печати первого номера: "Какое значение придавал Петр Великий Ведомостям - этому своему детищу, видно из того, известного уже факта, что

он сам собственноручно правил первый их номер. Хотя в настоящее время для нас выясняется, что в редактировании Ведомостей принимали участие и лица, служившие в Посольском приказе (впоследствии в Коллегии Иностранных Дел) и на Книжном Дворе (и далее в Московской и С.-Петербургской типографиях), но в то же время открывается для нас и то, что велось это издание вполне в духе и направлении Петра Великого по постоянным его указаниям. Таким образом, истинным редактором этой газеты за все время ее существования был сам Петр" (Ведомости времени Петра Великого. Вып. 1. 1703-1707 гг. В память двухсотлетия первой русской газеты. М., 1903. Курсив в цитатах наш. - ОН.).

Внешний облик газеты имел свои особенности. Прежде всего это касалось буквенного оформления текста. С 1703 по 1709 год газета печаталась так называемым библейным шрифтом с сохранением всех атрибутов церковнославянской традиции: очертаний характерных литер, наличия надстрочных знаков и титл, символов греческого алфавита и др. Получалась довольно странная картина, когда, например, сообщалось о том, что нашли много нефти и медной руды или обсуждались военные события, словом, писалась светская история, - но все это было оформлено по-церковному. Такой древний "стандарт" сохранился вплоть до 1710 года, когда в "Ведомостях" появился привычный нам гражданский шрифт и газета приобрела европейский вид. Впрочем, отдельные элементы "древностей" все же оставались. Так, могли варьироваться библейный и гражданский шрифты в пределах одного и того же года, но все же второй преобладал. Изменилась и сама форма газетной статьи. Ранее она завершалась словами: "На Москве Лета Г[о]с[по]дня, 1708, генваря в 10 день", где естественно я передавалось юсом малым, а в слове Господня было сокращение с выносом с под знак титла, и сама орнаментика букв была церковной. Позже писали уже по-другому, например: "Печатано в Москве 1712 году, Августа в 2 день" (здесь и далее примеры берутся из книги: Ведомости времени Петра Великого. М., 1903-1906. Вып. 1-2).

Уже в первые годы издания газеты чувствовалось определенное противостояние между системами: одна как бы наступала на пятки другой. Отсюда мы можем наблюдать причудливое переплетение словес: галлицизмы и в целом заимствования из европейских языков (здесь особенно много военных и производственных терминов) перекликались с фрагментами бытового просторечия и высокого славянского слога. Так, из военной лексики отметим слова гоубицы, марти-ры, рейтарское знамя (Ведомости. 1703. № 1) и др. Одновременно можно встретить в том же тексте разговорные и книжные выражения, даже целые предложения, введенные в структуру "иноязычия": "На реке соку нашли много нефти, и медной руды, из той руды медь выплавили изрядну, о(т) чего чают немалую быть прибыль москов-

скому гсдрству"; "В китайском гсдрстве езуитов велми не стали любить за их лукавство, а иные из них и смертию казнены" (Там же). Приведенные отрывки как раз показывают, что на фоне языковых изменений и наличия сильной иноязычной струи не происходило унификации текста, его упорядочивания согласно новым установкам.

Исследователи "Ведомостей" так характеризовали специфику газеты: "Лица, соприкосновенные с делом издания газеты, не могли не заметить, что картины Западной жизни не могли сделать первую нашу газету русской по духу. Они видели, что от первоначального плана русской газеты, начертанного великим Преобразователем, стали отступать" (Покровский А.К. История газеты в России // Ведомости времени Петра Великого. М., 1906. Вып. 2). В чем же выразилось это "отступление"? Об этом говорится в письме директора петербургской типографии М. Абрамова секретарю А. Макарову от 15 июля 1719 года: "Куранты печатаются и первые до вас, моего милостивого (государя) перед сим отправил по почте, при сем оные же повторительно прилагаю и раболепно прошу, изволь мне, мой государь, отписать: одни ль печатать чужестранные ведомости, которые из курантов и присылаются из посольской канцелярии, или сообщать со оными и о своих публичных делах и строениях, которых здесь довольно?"

Итак, в "Ведомостях" печатались не только переводы на наш язык иностранных источников, но и собственно русские сведения с рассказами о том, что происходит в культурной, научной и общественной жизни государства. Так, в том же январском номере 1703 года говорилось, что "повелением его величества московские школы умножаются, и 45 человек слушают философию, и уже диалектику окончили", а также сообщалось, что "в математической штюрманской школе бол-ше 300 члвек учатся, и добре науку приемлют". Здесь же приводится и любопытная заметка о подвиге некоего попа Ивана Окулова, ходившего за рубеж "в свейскую заграницу": "Из олонца пишут. Города олонца, Поп иван окулов собрав охотников пеших с тысячю человек, ходил за рубеж в свейскую границу, и разбил свейские ругозенскую, и гиппонскую, и сумерскую, и керисурскую, заставы. А на тех заставах шведов побил многое число, и взял рейтарское знамя барабаны, и шпаг, фузей и лошалей доволно, а что взял запасов и пожитков он поп, и тем удовольствовал салдат своих, а досталные пожитки, и хлебные запасы коих немог забрать все пожег. И соловскую мызу сжег, и около соловской многие мызы, и деревни дворов с тысячу пожег же. А на вышеписанных заставах, по скаске языков которых взял конницы швецкой убито 50 члвек, пехоты 400 члвек; // ушло их конницы 50, пехоты 100 человек, а из попова войска толко ранено салдат два человека" (Ведомости... Вып. 1).

Одной из специфических особенностей "Ведомостей" было использование текстов разных стилистических и языковых систем. От-

части мы уже об этом сказали. Но наиболее яркое проявление такой феномен получил тогда, когда в ткань газетной полосы вводились церковные тексты. Причем заметим, что изначально "Ведомости" как орган гражданской печати и не предполагал канонического использования подобных текстов. Следовательно, они входили в газету и как своеобразный атрибут церковной традиции в "гражданском" виде, т.е. с теми характерными языковыми и стилистическими деталями, которые ранее были недопустимы в текстах такого высокого слога. Так, второй номер 1719 года открывался "реляцией" по случаю тезоименитства Петра Первого. Она начиналась следующими словами: "Молебство всенародное, всенощное пение, служба Божия, или без-кровныя жертвы приношение: предика, или казание. Во всех сих трудился митрополит Рязанский Стефан, в церкви Святыя троицы; И при всех сих изволила быть Ея Величество, Всемилостивейшая наша Государыня Царица Екатерина Алексеевна, с сенатом и с протчими обоего полу особы, и с множеством народа" (Ведомости... Т. 2). Далее гражданский текст сопровождается изложением происходившего, но уже в иной манере: "Предика, или казание началося от сея фемы, Петре любиши ли мя, паси овцы моя, и гряди по мне. Иоанн 21, В предисловии о том была речь, яко любити Бога, и ближняго, не довлеет словом и языком, но нужда есть самым делом и истинною".

Необычным в таком церковном окружении выглядит вкрапление делового языка: "Того ради увещает Иоанн Святыи Богослов: В послании I в главе 3: Чадца моя, не любите словом и языком, но делом и истинною".

Здесь же выступает и другая черта церковного текста: сравнение (на уровне философии и теологии) эпизодов ветхозаветной истории с событиями поздних лет, а именно, с деяниями Петра Первого. Для такой речи требуются и особые приемы передачи текста и языка. Вот как говорится в одном из таких сравнений: "Христос ходил путем водным, овогда кораблем по мори Галилеиском, по езере Геннисарет-ском, овогда же и пешо по водам шествовал. Тоиже путь обоих вер-ховников, которых десница Господня от потопления воднаго хранит и соблюдает. Путь водныи морскии прежде в России невиден бысть, разве слышан. Первыи Петр верховник Всероссиискии сие преслав-ное мирови показал дело. Он первыи Россиискаго флота начальник. Он вторыи Ное явился в своем Государстве, и прочая, и прочая".

Наряду с очевидными семантическими и грамматическими славянизмами - овогда, по езере, десница, невиден бысть, в данном фрагменте присутствует и другая, "деловая" составляющая, которая проявилась в концовке: и прочая, и прочая. Так обычно позднее начинался царский указ (ср., например, у Екатерины II).

Любопытно сравнение Петра I с Христосом-воином. Здесь мы также наблюдаем переплетение двух стихий: проповедническо-славян-

ской и мирской, деловой и бытовой: "Христос ходил путем воинским, темже и глаголаше: не мните рече яко приидох возврещи мир, не при-идох возврещи мир, но меч". А вот фрагмент о Петре I: "Наш Монарх Всероссиискии, иначе сам в полках, сам полки устрояет, сам в сражениях, сам в баталиях. Сам и Царь, и Вождь, и Генерал. Сам и воин, и Салдат, свидетельствует сама шляпа на Полтавскои баталии пулею прострелена, и дирою своею аки устами отверстыми гласит его мужество, и прочая, и прочая".

В отмеченных нами и многих других колоритных фрагментах газетной публицистики тех лет, как видим, ощущалось заметное влияние и светской деловой культуры. В. Погорелов так писал о подобной многоцветности словесного полотна газеты: "Язык Ведомостей своеобразен и значительно о

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком