научная статья по теме ВЕДОВСТВО, МАГИЯ И РЕЛИГИЯ В РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ВЕДОВСТВО, МАГИЯ И РЕЛИГИЯ В РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ»

тжттмяштсштшттммттшм

Безносова Я. В.

Безносова Я. В., Кондратьева А. Н., Романовская В. Б., Романовская Л. Р., Федюшкина А. М. ВЕДОВСТВО, МАГМЯ М РЕЛИГИЯ В РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ

Ведовство, колдовство, магия, суеверия и религиозная вера играли важную роль в формировании социального правосознания народов западной Европы. Авторы обращаются к теме ведовства и магии в контексте их связи с религией и правом. В статье рассматриваются вопросы развития юридической ответственности за колдовство и ведовство в Европе периода раннего Средневековья. Уделяется внимание вопросам соотношения колдовства, магии и религии. Авторы анализируют нормы права различных раннесредневековых европейских государств, направленные на искоренение указанных явлений в целях обеспечения идеологического единства общества и защиты государственной религии.

Ключевые слова: религия, магия, колдовство, ведовство, юридическая ответственность за религиозные преступления.

Beznosova Yа. V., Kondrateva A. N., Romanovskaya V. B., Romanovskaya L. R., Fedyushkina A. I.

WITCHCRAFT, MAGIC AND RELIGION IN THE EARLY MEDIEVAL EUROPE

Witchcraft, sorcery, magic, superstition and religious faith played an important role in shaping the social sense of justice of the peoples of Western Europe. The authors refer to the subject of witchcraft and magic in the context of their relationship with religion and law. The article examines the development of the legal responsibility for sorcery and witchcraft in Europe early Middle Ages. Attention to the ratio of witchcraft, magic and religion is paid. The authors analyze the law of various early medieval European countries aimed at eradicating these phenomena in order to ensure the ideological unity of society and the protection of religion.

Keywords: religion, magic, witchcraft, sorcery, legal responsibility for religious crimes

Кондратьева А. Н.

Романовская В. Б.

Романовская Л. Р.

Феномен ведовства имеет большое значение для понимания истории жизни народа, заселившего просторы некогда могучей Римской империи. Современные западноевропейские государства, возникшие в ее пределах, стали наследниками великой античной культуры, восприняв от нее не только латиницу и философию, но и множество других самых разнообразных культурных феноменов, в том числе нумерологию, магию, астрологию1, календарь, суеверия и пр. Явление ведовства можно рассматривать как находящееся на стыке религии и магии. Последняя, как самостоятельный способ миропонимания и мировосприятия, была распространена повсеместно, и на всех континентах. Существует она и сейчас, в эпоху научно-технического прогресса, достижений науки и секуляризации всех социальных и государственных институтов.

Часто магию ассоциируют с суеверием, как и тысячи лет назад, понимая под этим невежество и людскую глупость. Многие ученые, особенно атеистического мировоззрения, обозначают этим термином все, что не вписывается в картину материалистического мира и что невозможно объяснить в его рамках. Другие исследователи, двигающиеся по направлению сближения науки и религии, опираясь на альтернативные методы познания, исследуя те или иные феномены «паранор-

мальности», не связывают их с суевериями. Сегодня существуют научные работы, где с различных позиций (исторических, социальных, психологических, политических) исследуются феномены магии и ведовства2.

Связь ведовства с магией на протяжении всей истории европейской цивилизации была очевидна. Подтверждение находится в религиозных, литературных, фольклорных источниках3. Корни западноевропейской магии стоит искать в вавилонской нумерологии и астрологии, философских идеях Пифагора и древних греков, в традициях Персии (откуда и пошло слово «маги», т.е. мудрецы, провидцы), в древнееврейской каббале. Считалось, что есть магия высокая, которая служит средством приобщения к богам. Другая разновидность магии — низкая или быто-

Федюшкина А. И.

2

1 F. H. Cramer. Astrology in Roman Law and Politics. — Philadelphia,

1954.

см. напр.: Джефри Бартон Рассел. Колдовство и ведьмы в Средние века. — М.: Изд Евразия, 2001. 3 Julio Cara Baroja. The World of the Witches. — Chicago, 1965. — P. 17-40.

Безносова Я. В., Кондратьева А. Н., Романовская В. Б., Романовская Л. Р., Федюшкина А. И.

Безносова Я. В., Кондратьева А. Н., Романовская В. Б., Романовская Л. Р., Федюшкина А. И.

вая — имеет целью получение практического результата, например, вызвать дождь, устранить или причинить боль и пр. В языческий период эти практики были достаточно распространенными. В Римской империи дохристианского периода, отличавшейся толерантностью к разным религиям4 и традициям, сосуществовало множество культов, сопряженных с гаданиями, ворожбой, магическими практиками5. Заметим, что никакого государственного преследования за подобную практику в те времена не было. Римское право не содержало норм о наказании магов, за исключением случаев, если был нанесен реальный имущественный ущерб.

Многие исследователи отрицают связь высокой магии с религией и проводят четкую грань между ними. Другие же, напротив, считают, что связь такая присутствует, поскольку на практике часто молитвы служат заклинаниями, а таинства церкви сродни магии. К тому же люди обычно не чувствуют разницы между чудом и колдовством. С точки зрения истори-ко-правового исследования необходимо акцентировать внимание на том, что именно христианская церковь всеми силами старалась подавить магию, в то время как ученые и философы часто сами занимались магическими практиками, в частности алхимией. Можно утверждать, что начало химии, физики, биологии и других естественных наук можно найти в магических практиках древности и раннего Средневековья.

Историки и правоведы неоднократно обращались к изучению феноменов колдовства и ведовства, поскольку их история есть часть истории европейской цивилизации, причем не лучшая ее часть. Трехсотлетний кошмар, длившийся с 1450 г. до 1750 г., четко ограничен католической Западной Европой, что само по себе есть материал для размышления. Уточним, что протестантская церковь ничуть не уступала своему католическому оппоненту в вопросах преследования инакомыслия и ведовства. Большое количество трудов английских, американских, немецких исследователей было посвящено именно этому периоду, однако не меньший интерес может представлять и более ранний период истории, предшествующий тотальному обличению ведовства и магии.

Интересно проследить процесс развития негативного отношения к этим явлениям со стороны государственной власти, приведший в итоге к средневековой инквизиции. Заметим, что религия и право в средневековой Европе были очень тесно связаны и взаимно влияли друг на друга6. Одним из наиболее часто встречающихся преступлений против христианской религии в раннесредневековом обществе было колдовство и ве-довство7.

Неверно было бы полагать, что эти составы появились только в христианский период. На самом деле уже самые ранние источники права в древних государствах упоминают о колдовстве как об опасном деянии. Еще в древнем Египте «околдование человека магическими знаками и заклинаниями» считалось опасным преступлением, за которое следовала смертная казнь. Британский египтолог Джеральдина Пинч из Кембриджского университета рассматривает связи между мифом и магией, отмечая важность их изучения и анализа8.

4 Svallwood E. M. The Jews under Roman Rule. — Leiden, 1976.; J. N. Sevenster. The Roots of Pagan Anti-Semitism in the Ancient World. — Leiden, 1975.

5 Буасье. Римская религия от Августа до Антонинов. / Пер. Корсак. — М., 1878.

6 Романовская В. Б., Романовская Л. Р. Религия и право в политической жизни средневековой Европы // Вестник Костромского Государственного университета им. Н А. Некрасова. — 2014.— Т 20.— № 4.— С. 172.

7 Du Bois. Histoire du droit criminal des peoples Europeens. — T.1. — 2 edit. — P. 55, 58; Loiseleur J. Les crimes et les peines. — Librairie de L. Hachette. — P. 2, 107.

8 Pinich G. Magic in Ancient Egypt. — London, British Museum Press, 1994. — P. 191.

Древнеиндийские дхармашастры признавали грехом «чародейство и колдовство посредством кореньев» (Дхармашастра Ману, XI. 64)9. В ветхозаветных нормах мы также встречаем неоднократное упоминание об опасности ворожбы и колдовства (Втор. 18:9-11 «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых»), как и у античных римлян, и, конечно, у германских и скандинавских народов.

Древние германцы, предки тех, что заполнили пространство Римской империи и создали на ее основе новое государство франков, подобно другим первобытным народам верили в существование разных сверхъестественных существ. Они олицетворяли силы природы, полагая, что эти существа могут оказывать помощь человеку или вредить ему. Древние народы верили в волшебство и различали доброе чародейство (белых магов) и злое колдовство (черных магов). К первым относились с почтением, а вторых боялись и ненавидели10. Люди верили в оборотней, их способность превращаться в зверей и птиц, изводить человека посредством различных действий, причинять телесные повреждения, бесплодие, лишать рассудка, наносить разную порчу, используя мази, травы, амулеты, кольца и пр.11 Причем лечение мазями, травами, настоями от болезней считалось хорошим делом, а использование тех же ингредиентов для других целей — колдовством. Люди считали, что колдуны могут привораживать, возбуждать страсть напитками, заговорами. Еще в дохристианскую эпоху люди боялись ведьм, причинявших, по их мнению, большой вред здоровью12. Интересным обстоятельством являлось то, что тайные искусства, в том числе и ведовство, в сознании древних германцев, равно как и римлян, были тесно связаны с отравлениями13. Считалось, что занимались этим преимущественно женщины14. Вообще в народе подобное искусство считалось позорным и преступным. Законы германских племен назначали разные наказания

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком