научная статья по теме ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ СКУЛЬПТОР ЭРЬЗЯ И АРГЕНТИНА Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ СКУЛЬПТОР ЭРЬЗЯ И АРГЕНТИНА»

НАШИ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ ЗА РУБЕЖОМ

Е.В.Бутрова

Великий русский скульптор Эрьзя и Аргентина

Статья — о выдающемся русском скульпторе Степане Дмитриевиче Нефёдове-Эрьзе (1876—1959), чья удивительная творческая судьба была тесно связана с Южной Америкой (1927—1950). Его вклад в художественную культуру Аргентины первой половины ХХ в. неоспорим, его творчество стало одной из самых ярких страниц в жизни славянской диаспоры Южной Америки, оказав влияние на современных аргентинских художников. Автор публикации основывается на собственных многолетних исследованиях творчества скульптора, включая материалы практической деятельности Международного фонда им. С.Эрьзи в Аргентине за последние три года.

Ключевые слова: С.Эрьзя, Аргентина, Южная Америка, скульптор, кебрачо, творчество, произведения, Международный фонд им.С.Эрьзи.

Одним из самых выдающихся наших земляков, который жил и работал в Аргентине в 1930—1940-е годы, был скульптор Степан Дмитриевич Не-фёдов-Эрьзя (1876—1959). В Буэнос-Айрес его привела непростая творческая жизнь, полная вечных скитаний. В Южной Америке он оказался неслучайно. Но сначала немного предыстории.

Родом из крестьян мордовского племени эрзя села Баево Алатырского уезда Симбирской губернии, Степан Нефёдов получил образование в мастерской С.Волнухина на отделении скульптуры Московского училища живописи, ваяния и зодчества. С 1907 г. он жил в Италии, где начал подписывать свои работы псевдонимом Эрьзя, с той поры ставшим его творческим именем. Участник художественных выставок в Венеции, Милане, Ницце, Мюнхене, в 1910 г. Эрьзя переехал во Францию. В 1913 г. состоялась его первая персональная выставка в Париже в галерее Жоржа Пти. Интересно складывалась его творческая судьба в эти годы в Италии, куда он переехал, чтобы работать с мрамором, изучая технику его обработки в Карраре. В 1914 г. после возвращения в Россию молодой уже известный в Европе скульптор был призван на военную службу. Служил санитаром в

Елена Владиславовна Бутрова — вице-президент Международного фонда искусств им. С.Д.Эрьзи (hebut@mail.ru).

одном из московских военных госпиталей, подрабатывая муляжистом. После Октябрьской революции 1917 г. Эрьзя с ученицей Еленой Мроз несколько лет прожил в Екатеринбурге, Геленджике, Батуми и Баку, где вел активную творческую и педагогическую жизнь, участвуя в процессе грандиозного общественного переворота. В 1925 г. он вернулся в Москву, стал членом Общества русских скульпторов (ОРС), приняв участие в большой выставке 1926 г., проходившей в залах Исторического музея.

В 1926—1927 гг. по предложению А.Н.Луначарского организовать персональную выставку во Франции (в рамках пропаганды достижений советского искусства за рубежом) Эрьзя, к тому времени уже хорошо известный революционный скульптор, Степан Дмитриевич Нефёдов-Эрьзя едет в Париж. Он принимает активное

участие в четырех значительных вернисажах. На одном из них Эрьзя знакомится с президентом Аргентины М.Альвеаром, который сразу же становится поклонником таланта скульптора. По его приглашению Эрьзя едет в Буэнос-Айрес. Чести быть приглашенным лично президентом государства удостаивались далеко не все художники. В 1927 г. Эрьзя со своей ученицей и помощницей Юлией Кун приезжает в Монтевидео, а затем в Аргентину. В этой стране скульптора встречают как европейскую знаменитость. Здесь он начинает работать с новым для него материалом — деревом кебрачо и альгарробо, на многие последующие годы определившим развитие его творчества.

В 1929 г. состоялась первая значительная выставка Эрьзи в Буэнос-Айресе, которую организовала Ассоциация друзей искусств. Она проходила в галерее Мюллера на улице Флорида, ее открывал сам президент Аргентины М.Альвеар. Эрьзя показал на ней свои первые работы, выполненные в необычном материале. Произведения, которые скульптор экспонировал на этой выставке, можно по праву считать настоящими шедеврами мирового искусства ХХ в. в дереве, — «Бетховен» (1929), «Леда и Лебедь» (1929), «Мать с ребенком» (1929), «Иоанн Креститель» (1928), «Парижанка в шляпке» (1927). Эти и многие другие работы сейчас находятся в лучших музеях России. Это был настоящий успех, о выставке русского художника писали все газеты Аргентины. После этого вернисажа Эрьзя сразу стал знаменитым. Он прожил в Аргентине 23 года и каждый год организовывал сам или участвовал в престижных выставках в Буэнос-Айресе, Мар-дель-Плата, Ресистенции, Мендосе. Его известность и творческая активность были столь высоки, что личность скульптора из далекой России оказала сильное влияние на развитие аргентинской скульптуры. В его мастерской работали молодые талантливые люди, постигавшие секреты мастерства под руководством великого маэстро.

С.Эрьзя работает над портретом президента Аргентины Иполито Иригойена. Буэнос-Айрес, 1930 г.

Аргентинский период (1927—1950) стал самым продолжительным в творческой эволюции Эрьзи, в течение этих десятилетий он продемонстрировал несвойственное для него ранее постоянство при работе с новым материалом. Именно в Аргентине скульптор обнаружил то, что начал искать еще на Кавказе, — дерево, идеально соответствующее его требованиям к пластическому материалу.

Эрьзя открыл аргентинским мастерам безграничные возможности местного дерева кебрачо, к которому до его приезда относились в основном как к техническому сырью, делая из него опоры мостов, стоки, шпалы для железных дорог. Эрьзя же покорил всех удивительным талантом постижения сути этого уникального дара природы, он раскрыл его пластические возможности, создав непревзойденные образцы творчества.

Субтропические деревья урундай, альгарробо, кебрачо колорадо и кеб-рачо бланко обладают выразительным рисунком древесины, широким диапазоном цветовых оттенков, необыкновенной твердостью и живописным своеобразием наростов. Декоративный эффект произведениям Эрьзи, выполненным в этом уникальном дереве, придавал контраст необработанного нароста с тщательно отшлифованной поверхностью, что дало основание поэтично называть кебрачо «черный мрамор».

Становлению нового этапа в творчестве способствовали поездки скульптора на север Аргентины в провинцию Чако, где он смог погрузиться в фантастический мир сельвы, где растет кебрачо. Общение с коренным населением Америки — индейцами и метисами — произвело на него огромное впечатление. Природа и люди, живущие с ней как единое целое, пробудили сокровенное в его душе, заставили вспомнить о своих корнях. Мордва, так же, как и индейцы,

обожествляют природу, ее потаенные силы и энергию. Менталитет язычника, восприятие мира через вибрации природы освободили творческое мышление Эрьзи от классической школы ваяния, которую он так тщательно осваивал в предыдущие годы. И это не могло не сказаться на его творчестве. Через него, как через благодатный проводник, вдруг потекла новая сила, наполнившая его новые произведения особой энергетикой. Работы Эрьзи, созданные после поездок в Чако, поражают какой-то неведомой доселе первобытной мощью, клокочущей стихийной экспрессией. Словно сама природа водила его резцом, высвобождая странные образы, дремлющие в наростах древнего дерева. Природа Чако и его обитатели вдохновили Эрьзю — он создает образы «Парагвайки» (1941), «Человека из Чако» (1939), «Четырнадцатилетней матери» (1939). Благородно сдержанные и полные достоинства, герои портретов Эрьзи узнаваемы и еще благодаря тому, что автор подчеркнул яркое национальное своеобразие их внешности и характеров. Образы, словно сошедшие с работ русского скульптора, вне времени и конкретного пространства, их и сейчас можно встретить на бесконечных просторах Аргентины и Парагвая.

Буйство растительных форм, магия экваториальных лесов, мифы и легенды индейцев — все это придавало мощный импульс творчеству скульптора, вело к появлению загадочных персонажей, таких, как «Баба-Яга» (1930), «Танец» (1930), «Фантазия» (1927).

Каждый приезд Эрьзи в Чако неизменно становился важным событием в культурной жизни этой отдаленной провинции. Местные скульпторы и художники приглашали его в Ресистенцию, где с волнением ждали появления столичной знаменитости, организовывали совместные творческие мероприятия, а также вечера и обеды в честь русского скульптора.

Инициаторами теплых приемов Эрьзи в Чако стали Анна де Штерн и ее супруг, основатели музея в соседнем городе Коррьентес, которому Эрьзя дарил свои работы. Скульптор был почетным гостем Общества «Ateneum» и Фонда «El Fogón de los Arrieros» в Ресистенции, где много общался со своими коллегами-скульпторами Крисанто Домингесом и Хуаном Мена. Творчество Эрьзи оказало сильное влияние на становление Карлоса Ске-ноне. Этот начинающий в ту пору автор и впоследствии часто бывал в мастерской Эрьзи в Буэнос-Айресе, участвовал с ним в выставках. Манера работы Скеноне в кебрачо сильно напоминает почерк его русского учителя.

Часто думая о далекой мордовской деревне, в которой прошло его детство, Эрьзя вспоминает родные, но уже стершиеся из памяти лица. Возможно, именно поэтому очертания работ «Голова крестьянина» (1931), «Старик мордвин» (1944), «Портрет отца» (1944) столь зыбки и нечетки — они, скорее, воспоминания, но фактура и цвет дерева придают образам особую теплоту.

Годы, проведенные в удивительной стране Аргентине, были наполнены яркими событиями: поездки в экваториальную провинцию Чако, в Мендо-су и Анды, на побережье Мар-дель-Плата, в древнюю Кордобу, оживленными встречами, знакомствами с выдающимися деятелями культуры, интересными выставками. Эрьзя всегда находился в центре внимания репортеров, неизменно становясь душой любого творческого общества; к его оригинальным суждениям о скульптуре внимательно прислушивались. Произведения русского скульптора неизменно становились событием на выставках в Буэнос-Айресе, Монтевидео или Лондонской Королевской академии. На многие годы русский скульптор стал одним из известнейших деятелей со-

временной культуры Аргентины; по рейтингу, регулярно проводимому прессой Буэнос-Айреса, он неоднократно оказывался, как бы сказали в наше время, «скульптором года». Его работа «Фантазия» (1940) была удостоена 1-ой премии для иностран

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком