научная статья по теме Вера мормонов в боговдохновенность пророческих Откровений Джозефа смита Биология

Текст научной статьи на тему «Вера мормонов в боговдохновенность пророческих Откровений Джозефа смита»

Б01: 10.1273Uwsd-2015-5.8-14 УДК 130. 2:2

ВЕРА МОРМОНОВ В БОГОВДОХНОВЕННОСТЬ ПРОРОЧЕСКИХ ОТКРОВЕНИЙ ДЖОЗЕФА СМИТА

Лалуев В.Я.

Цель данной статьи раскрыть специфику веры мор-монизма в боговдохновенность пророческих Откровений Джозефа Смита. Объектом исследования является религиозная вера мормонов в божественное Откровение. Предметом исследования - вероучительные тексты мормониз-ма, зафиксированные в «Книге Мормона», книге «Драгоценная жемчужина», книге «Учения и Заветы». Методологической базой исследования послужили: информационный пласт религиоведения, онтопсихологии, феноменологии, семантики, богословия. Благодаря такому подходу фило-софско-когнитивное исследование поднимается до уровня метанаучного синтеза и выявляет сущность религиозной веры мормонизма в боговдохновенность пророческих Откровений Джозефа Смита.

Ключевые слова: религиозная вера мормонов; божественное вдохновение; вероучительная литература; пророчества; экстатические способности пророка; верификация; религиозный опыт; духовное просветление

MORMON FAITH IN THE DIVINE AFFLATUS PROPHETIC REVELATIONS OF THE PROPHET JOSEPH SMITH

Laluev V.Ya.

The purpose of this paper is to reveal the specifics of faith in the divine inspiration of Mormonism prophetic revelation of the prophet Joseph Smith. The object of study is the Mormon religious faith in divine revelation. The subject of the study are the doctrinal texts of Mormonism, recorded in the «Book of Mormon», book «Pearl of Great Price», book «Doctrine and Covenants». Methodological basis of the study were: informational layer of religious studies, ontopsychology, phenomenology, semantics, theology. Due to this philosophical and cognitive research rises to the level of metascientific synthesis and reveals the essence of religious belief in the inspiration of Mormon prophetic revelation.

Keywords: Mormon religious faith; divine inspiration; doctrinal literature; prophecy; ecstatic ability of the prophet; verification; religious experience; spiritual enlightenment.

Анализ религиозной веры в боговдохновенность пророческих Откровений мормонизма требует междисциплинарного подхода, где информационный пласт религиоведения, онтопсихологии, онтолингвистики, семантики, феноменологии, богословия, получает «новый статус» и высокую степень общности. Благодаря которому философско-когнитивное исследование поднимается на уровень метанаучного синтеза и выявляются неожиданные результаты. Однако погружение в сферу «неизвестного», характерного для религии мормонизма, может привести к синергийно-му эффекту, предсказать который не представляется возможным.

Решая эту задачу нельзя впадать как в эйфорию, так и пессимизм, осознавая непомерность поставленной задачи, но продвигаясь в область синтеза, осуществлять её на примере вероучительных текстов мормонизма. В свою очередь мормоны торжественно заявляют, что источником возникновения Церкви, является «божественное вдохновение», когда Бог-Отец и Иисус Христос в «волнующем видении» явились пророку Джозефу Смиту в 1820 году [1].

Мормоны часто используют в вероучительном лексиконе слово «божественное вдохновение», которое требует пояснения. Бо-говдохновенность, - это догмат, который разделяется иудаизмом, всеми христианскими исповеданиями и исламом. Изначально этот термин встречается в апостольских посланиях и означает, что авторы Библии были «движимы Духом Святым». Однако следует отличать догмат о «боговдохновенности» от его истолкования в процессе развития богословской мысли, поскольку он не дает конкретного объяснения, а исповедует как реальность. Психология творчества признает факт вдохновения, который так воздействует на человека, что помогает ему создавать гениальные произведения, превосходящие понимание самого творца. Но бо-говдохновенность - нечто большее. Это особое воздействие Духа Святого на человека (пророка), через которое открываются тайны бытия. В предшествующих работах мы уже касались этого вопроса [2]. Здесь же предлагается развитие темы боговдохновенности.

Анализируя этот термин иудейские толкователи пришли к выводу, что в Библии каждое слово, буква, продиктованы свыше. Этого же мнения придерживались и раннехристианские богословы. Однако Отцы Церкви III века истолковывали боговдохно-

венность иначе, отмечая литературное разнообразие библейских книг. Василий Великий отвергал мнение о пророках как «инструментах», а Иоанн Златоуст указывал на приспособление авторов Библии к «немощи человеческой». Западная Церковь термина «диктовка Духа Святого» придерживалась до конца XIX века, заменив его на «вдохновение». Католический богослов К. Ранер рассматривал его как импульс чудодейственного деяния Бога, внутри духовных способностей пророка-писателя. Поиски толко-ванния «божественного вдохновения» продолжили православные богословы начала XX века. Профессор МДА С.С. Глаголев говорил о том, что «божественная мысль в Библии изложена языком не только нации, эпохи, но языком конкретного человека - Исайи, Иеремии, Иоанна». Профессор А.В. Карташов исходил из мысли о примирении святоотеческого взгляда и библейской критики, утверждая, что Священное Писание есть не только Слово Божье, но и слово человеческое в их гармоническом сочетании» [3].

Противоречивый характер божественного вдохновения показывает, как нужно понимать его духовный смысл, не смущаясь встречающимися неточностями научного и исторического плана. Различные теории касательно божественного Откровения: от дословной диктовки Святого Духа, до простого человеческого вдохновения, по словам П.М. Беммелена, объясняются рядом факторов. «Хотя понятие «вдохновение» является библейским, - пишет он, - этого нельзя сказать о самом слове «вдохновение». Дело в том, что слова «вдохновение» в оригинальном тексте Библии нет, а те слова которые имеются, носят латинские корни и означают «вдохнуть». Апостол Павел писал, что все «Писание бого-духновенно» (см. 2 Тим. 3:16), а Б. Уорфильд считал, что «бо-

говдухновенность подчеркивает божественное происхождение и исходит непосредственно от Бога. Слово «вдохновение» не есть точный перевод греческих слов, используемых в Библии для описания процесса передачи Священного Писания людям и побуждает избранных людей (пророков) возвещать полученную от Бога весть» [3]. Вероучительная литература мормонов использует это понятие для того, чтобы подчеркнуть божественную природу полученных пророком Дж. Смитом Откровений, но не поясняет «механизм» его получения.

Как известно, в иудаизме, буддизме, индуизме, христианстве, исламе, разработаны «специальные обряды» (практики), позволяющие верующим переживать экстраординарные состояния сознания и достигать физического или духовного просветления. В этом состоянии у людей проявляются интеллектуальные и экстрасенсорные способности, о которых они не подозревали. Такие экстраординарные опыты описал У. Джеймс, среди которых выявил два пути, посредством которых можно освободиться от горя, переживаний и мрачных настроений. Первый путь состоит в том, что человеком овладевает такое мощное переживание, которое приводит к состоянию, обратно первоначальному. Но это должно быть такое душевное напряжение, чтобы в «кипении эмоций» мог реализоваться очистительный катарсис, как механизм психологической защиты, разрешающий конфликт и ведущий к духовному обновлению [4].

Такой опыт «духовного обновления» описал в книге «Драгоценная жемчужина» пророк Дж. Смит, поясняя, что «среди пререканий верующих, которые не могли решить, какая религия правильная, я приходил в большое возбуждение, пытаясь ответить

на этом вопрос, но не мог. Находясь в тяжелом душевном состоянии я открыл Библию, Послание Иакова 1:5 и прочитал: «Если же у кого из вас не достает мудрости, да просит у Бога, дающего всем щедро и без упреков, - и дастся ему». Никогда Священное Писание не трогало с такой силой мое сердце, как эти слова. Они, казалось, всецело овладели чувствами моего сердца» [9]. Обращение к Библии, по его словам, было катарсисом, посредством которого он вышел из «эмоционального кипения» и пришел к пониманию смысла жизни, а сознании произошла трансформация, связанная с обретением новых духовных ценностей и вера в то, что Бог решит все волнующие вопросы. В религиозном катарсисе он видел условие правильного построения духовной жизни, благодаря которому человек полагает начало новому самосознанию: суждению о себе в свете нового измерения» [5].

Второй путь, по мнению У. Джеймса, приходит на помощь тогда, когда «человек отчаявшись от внутренней борьбы в изнеможении прекращает её и оставляет все как есть» [6]. В этом случае, как поясняет Р. М. Грановская, «сознание человека (пророка) лишается главной опоры - веры в себя и наступает апатия, когда старой опоры нет, а новая еще не сформирована. Это удачный момент для возникновения процесса просветления, когда человек освобождается от гнева, ропота, обиды и представляет «высшим силам» заботу о своей судьбе» [7]. Пророк Дж. Смит не владел специальной техникой вхождения в экстатические состояния и свое душевное состояние описал как полное доверие Богу: «Я удалился в лес, стал на колени и начал изливать Богу свои чувства, как внезапно какая-то сила охватила меня, мой язык оцепенел и я не мог говорить, обреченный на гибель. Напрягая свои

силы я взывал к Богу об избавлении от враждебной силы, охватившей меня. И, когда казалось не было надежды на спасение, я увидел прямо над головой столп света, ярче солнца и почувствовал себя освобожденным от врага. Я увидел Двух Лиц, стоящих в воздухе надо мной, блеск и величие которых невозможно описать Один из них, обратившись ко мне и назвав меня по имени, сказал, указывая на другого: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный. Слушай Его». Он запретил мне присоединяться к какой-либо секте и сказал, что создаст новую Церковь, через которую востано-вит утраченное Евангелие» [8].

В такие моменты проявляется созерцательное видение и человек переживает экстатический опыт божественного просветления, утверждающего в статусе пророка и показывает, что им руководит «высшая сила». Он испытывает чувство высочайшего блаженства, безгранич

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком