научная статья по теме Вербальные и невербальные коды субкультур Биология

Текст научной статьи на тему «Вербальные и невербальные коды субкультур»

вербальные и невербальные коды субкультур

кожелупенко т.П.

ФГБОУ ВПО «ПГЛУ», Пятигорск, Россия

VERBAL AND NoNVERBAL subcultures' TODEs

Kozhelupenko T.P.

«PSLU», Pyatigorsk, Russia

В статье рассматриваются современные субкультуры с точки зрения социологических, культурологических и социолингвистических подходов. Субкультуры, репрезентируемые текстами, анализируются сквозь призму вербальных и невербальных кодов, на основе декодирования которых возможно прогнозирование и анализ социальных, экономических, политических и культурных изменений в обществе, что способствует повышению эффективности коммуникативного взаимодействия с представителями различных субкультур.

ключевые слова: субкультура; код; рэп; социология; коммуникация; знак; символ; сленг.

The article deals with modern subcultures in terms of sociological, cultural and sociolinguistic approaches. The subcultures, which are represented by texts, are analyzed through

the prism of verbal and nonverbal codes. With the help of decoding all these codes one is able to predict and analyse social, economic, political and cultural changes in a society, thereby increasing the effectiveness of communicative interaction with representatives of various subcultures.

Keywords: subculture; code; rap; sociology; communication; sign; symbol; slang.

В последнее время все больше и больше научных дискуссий ведется по так называемым «сдвоенным» наукам - психолингвистике, антрополингвистике, социолингвистике, психосемантике, лингвопсихологии и т.п. Сюда же можно отнести и лингвокуль-турологию, проблемами которой активно и скрупулезно занимаются ученые различных лингвистических школ и направлений. Нельзя не согласиться с мнением о том, что «полипарадигматизм лингвистики обеспечивает процесс знания, который возможен только при анализе объекта сразу по разным направлениям, в разных парадигмах знания» [4, с. 28].

Именно человек, как существо говорящее, homo loquens; разговорный живой язык, новые потребности и интересы развивающегося общества; социальные, экономические, политические изменения в современном обществе, связанные с формированием и развитием национального самосознания; творческий характер реально существующего языка и другие факторы заставили лингвистов со всей серьезностью подойти к проблеме говорящей личности. Об этом говорит и М.М. Маковский: «Язык неразрывно связан с его непосредственными носителями - человеческим коллективом, обществом, в недрах которого он возник и сложил-

ся. Именно человек постоянно преобразует и совершенствует язык - могучее творение общественного разума людей. Только внутри человеческого коллектива язык обнаруживает все новые потенции своего развития, обновления и совершенствования. Вне человеческого общения язык неизменно превращается в застывшую, мертвую схему, лишенную способности к развитию» [8, с. 3].

Если не вызывает сомнения тот факт, что культура и язык есть сущности антропоцентрические, служащие человеку и не имеющие без него смысла, то становится очевидным утверждение, что с познанием языка человек впитывает в себя и все составляющие культуры, ибо он проницаем для них и без них существовать не может.

Как отмечает В.Н. Телия, культура - «это та часть картины мира, которая отражает самосознание человека, исторически видоизменяющегося в процессе личностной или групповой рефлексии над ценностно-значимыми условиями природного, социального и духовного бытия человека. Из этого следует, что культура - это особый тип знания, отражающий сведения о рефлексивном самопознании человека в процессах его жизненных практик» [11, с. 18].

Содержание культуры может быть представлено различными областями: экономика, общественно-политическое устройство, закон и право, наука, искусство, религия, нравы и обычаи, язык и письменность. «Сталкиваясь с различиями форм жизни в разных культурах, мы вынуждены постигать собственную самобытность, поэтому исследование картины мира представляет собой процесс познания мира и самопознания» [10, с. 27].

Если в данном контексте культура - это «картина мира», то чем же является такое понятие как субкультура? Само понятие «субкультура» появилось благодаря огромному выбору материальных благ и культурных достижений, которые, в свою очередь, спровоцировали возникновение широкого выбора социальных структур. Здесь можно логично предположить, что в таком случае, субкультура - это одна из множества ячеек картины мира, которые в совокупности своей образуют таксономию элементов, в которую входят как природные и созданные руками человека объекты, так и объекты внешнего и внутреннего миров.

Таким образом, субкультура - это макросистема отдельной характеристики определенных объектов картины мира, объединенных общим категориальным и понятийным свойством. Это некая когнитивная матрица, используя которую носитель языка структурирует, категоризует и оценивает окружающий его и свой внутренний мир.

Каждая из таких макросистем включает в себя определенные каналы коммуникации - вариативные типы межличностных связей, структуры сообществ, различные формы общения - т.е. все то, что является социальным уровнем субкультуры; и средства коммуникации - знаки и символы, куда входят «язык (сленг и арго), вербальный фольклор, атрибутика, мифология и символика вещественного мира, телесности, пространства и времени» [13]. Все эти знаки и символы являются по сути определенным субкультурным кодом, носителями конкретной культурно-значимой информации, «ценность которой определяется усилием, которое необходимо затратить на ее декодирование» [5, с. 11].

Активно занимаясь исследованием субкультуры хип-хопа с точки зрения его лингвистической составляющей - рэп текста (как англоязычного, так и русскоязычного), мы отмечаем наличие субкультурного кодирования на разных уровнях и в различных регистрах данного социального явления. Так, например, в тексте «The way you move» знаменитой американской рэп группы «Outcast» мы встречаем следующие строки: «... Make it sound like aluminum cans in a bag. But I know y'all wanted that 808.». Казалось бы, с переводом не возникнет никаких трудностей, если бы не загадочное число «808». На деле же «808», а точнее «TR -808» - это популярная марка ударных установок, используемая хип-хоп исполнителями в середине 80-х годов [17].

То есть налицо пример субкультурного кодирования в языковом субкультурном носителе (рэп тексте), осуществленное при помощи символов, а конкретно - цифр. Следует заметить, что цифры в хип-хоп субкультуре зачастую являются своеобразным кодом, понятным только посвященным. Так, в штате Калифорния номер уголовной статьи за убийство - 187, поэтому часто афро-американцы в своей речи, а также в рэп текстах используют число 187 как синоним слова «убийство».

Подобные примеры встречаются и в русских рэп текстах. «На свежей зеленой траве лежи и ржи как клоун на манеже или Али Джи, но в голове по-прежнему строка бежит за 228» [6]. «Мне впаяют 228 и фамилию не спросят, как не стыдно по карманам шарить этим дядям взрослым.» [Красное дерево, Кишки]. В данных примерах речь идет о статье № 228 УК РФ «Незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов» [12].

Чтобы обозначить свою принадлежность к тому или иному субъекту Российской Федерации, русские рэперы выносят в название своей группы код региона, из которого они родом. Так, группы «23 регион» и «63 регион» свидетельствуют о том, что малой родиной исполнителей являются Краснодарский край и Самарская область, соответственно.

Еще один пример из российского рэпа: «Ты можешь встретить меня в любой момент. Подходящий тебе размер - 7.62» [16]. Возможно, специалисты не увидят никакой закодированной информации в данном тексте, непосвященным же слушателям придется уточнить, что 7.62 - распространенный калибр пуль для гладкоствольного и нарезного оружия; в России, в частности, пули такого калибра применяют при стрельбе из пистолета ТТ.

Интересным примером субкультурного кодирования, в котором воедино сошлись и символы, и знаки, и, так называемый, «телесный мир» [13] являются татуировки. Например, на спине культового рэпера Тупака Шакура, застреленного в 1996 году, вытатуирован большой готический крест, в центре которого расположена надпись «18:11», что при ближайшем рассмотрении означает название главы и номер стиха из Библии - Исход 18:11 -«Now I know that the Lord is greater than all gods: for in the thing in which they dealt proudly, he was above them» [14] - «Ныне узнал я, что Господь велик паче всех богов, в том самом, чем они превозносились над Израильтянами» [2, с. 71].

Примером субкультурного кодирования посредством атрибутики и символики вещественного мира можно назвать определенный стиль одежды рэперов как в США, так и в России, а именно манеру молодых людей носить широкие брюки, максимально

низко спущенные на бедра. Многие считают, что таким образом одежда не стесняет движений хип-хоп танцора, однако, это ошибочное мнение. На самом деле, эта мода зародилась тюрьмах, в которых, к сожалению, часто отбывали заключение и те, кто читал рэп, и те, о ком читали. По очевидным причинам руководство исправительных учреждений изымало у заключённых ремни, что и привело к этой манере носить брюки на бёдрах; манере, которую отбывшие наказание принесли в свои родные кварталы. Молодые люди копировали ее, выражая тем самым солидарность с их старшими «братьями».

Средством кодирования может также служить и аббревиатура. Российская рэп группа «Crazy H» в своем произведении «Выше звезд» говорит: «Новый стиль он двинул в массы. А, не может быть?! О триумфе ДВ рэпа он стал первым говорить» [15]. Аббревиатура «ДВ» имеет множество вариантов расшифровки: «длинные волны», «десантные войска», «до войны; довоенный» и т.д. Но в данном конкретном случае «ДВ» это ни что иное, как Дальний Восток. Вообще, в традиции российских рэп групп сокращать до аббревиатуры свое название и широко использовать его в своих тестах. Так, «BBB» - «Big Black Boots», «BB» - «Bad Balance», «CA» - «Counter Attack», «РЛ» - «Рабы л

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком