научная статья по теме VIII МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ (ЕРОНИНГЕН, 30 АВГУСТА-1 СЕНТЯБРЯ 2006 Г.) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «VIII МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ (ЕРОНИНГЕН, 30 АВГУСТА-1 СЕНТЯБРЯ 2006 Г.)»

© 2GG7 г.

VIII МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ (Гронинген, 30 августа-1 сентября 2006 г.)

В Гронингене (Hидepланды) состоялась VIII Международная конференция но нроблемам эллинистической ноэзии. Она была носвящена теме «Природа и наука в эллинистической ноэзии». ^ждые два года Институт классической филологии Гронингенского государственного университета нроводит эти конференции в рамках научного семинара но изучению эллинистической культуры. В Гронинген нриехали снециалисты-антиковеды из США, ^нады, Великобритании, Ирландии, Франции, Германии, Иснании, Греции, Швейцарии и выстунили с докладами но различным нроблемам ноэзии эллинизма.

Работу конференции открыл доклад П. CxpaÈeepca (P. Schrijvers, Лейден) на тему «Славословие Марку Валерию Мессале Ирвину: традиции эллинистической географии в латинских ноэтических нанегириках». № материале безымянного «Панегирика Мессале» (в связи с его встунлением в 31 г. до н.э. в консульскую должность), элегии Тибулла (1, 7) и анонимного энкомия Мессале (но новоду триумфа в честь нобеды над аквитанами в 27 г. до н.э.) автор рассказал о комнозиционных нриемах и «общих местах», заимствованных римскими ноэтами у нредшествующей эллинистической традиции (среди них - введение в латинскую нрактику таких ноэтических тоносов, как Эратосфенов «взгляд с высоты нтичьего нолета», включение каталога этногеографических названий и т.н.).

Доклад Э. èpuÈo (E. Prioux, Лион) «Mirabilia Южной Италии: Занадное Средиземноморье в контексте ноэзии» был зачитан ее коллегой. Автор нроанализировал фрагменты ^ллимаха в нередаче Антигона Kаpистскoгo (II в. до н.э.) и его же «Причины», в которых уноминаются названия южноиталийских рек. Донолнительно нривлекая отрывки из сочинений Тимея Тавромений-ского (IV в. до н.э.), Псевдо-Аристотеля (III в. до н.э.), Ликофрона и Феокрита, Э. Прийо нришел к выводу об исторической достоверности свидетельств ^ллимаха относительно культов речных божеств на юге Италии и Сицилии.

В докладе M. Acnepa (M. Asper, Льюистаун, США) «^которые аснекты "научного знания" в творчестве ^ллимаха» на материале эниллия «Гекала» и любовной элегии «Аконтий и kh-динна» рассматривался ряд характерных для александрийского ученого-ноэта III в. до н.э. особенностей естественно-научной тематики (наблюдения за ногодой и метеорологическими явлениями, онисание симнтомов болезни, врачебные нреднисания и т.н.).

В докладе Э. Cucmaíy (E. Sistakou, Салоники) «Отражение нриродных катаклизмов в ноэзии ^ллимаха» нодчеркивалось, что хотя ^ллимаха трудно нричислить к нриверженцам дидактического жанра, анализ его нроизведений свидетельствует о знакомстве с наблюдениями и теориями Аристотеля, Теофраста, Эратосфена, Гиерофила и других нредставителей научного знания в эно-ху эллинизма. Так, нанример, нри онисании землетрясений или извержений вулканов в «Гимнах» ^ллимах не только обыгрывал ноэтические щриемы Гесиода или Пиндара (что было в обычае у александрийских ноэтов), но и демонстрировал глубокую осведомленность в области эллинистической географии, метеорологии и астрономии.

Доклад M. XaÔÊuMuxaîu (M. Hatzimichali, ^мбридж) «Поэзия и научное знание в творчестве Hикандpа из ^лофона» был носвящен анализу дидактических ноэм II в. до н.э. «О ядовитых животных» и «Лекарства от ядов», автор которых нерелагал стихами далекий от ноэзии снравочный материал но зоологии и медицине. Автор отмечал, что ^кандо входил в ближайшее окружение нергамского царя Аттала III Филометора, и говорил об особенностях ноэтического стиля (архаи-зиро-ванный язык, редкие слова автора - Ther. 345-353; Alex. 266-274), однако основное его внимание было уделено источникам, которые, номимо не дошедшего до нас Аноллодора, иснользо-вал hëm^^ в своих ноэмах (нанример, Ther. 132-133 ~ Arist. HA 558a 3G; Ther. 19G-2G8 ~ Arist. HA 612a 15; Alex. 166-17G ~ Arist. HA 62Ga 13-15).

В докладе Ф. Oвepдэйнa (F. Overduin, ^ймеген) «Псевдонаука в ноэме Hикандpа ^лофон-ского «О ядовитых животных» обсуждался вонрос о том, был ли Hикандp (либо его адресат - «дорогой Гермесианакт», ст. 3) нридворным лекарем, сведущим в токсикологии, или ноэтом, чье нро-изведение никогда не воснринималось в качестве снециального нособия для врачей, а нривлекало необычностью содержания. Автор нришел к выводу, что hëm^^ обрабатывал в стихах наукообразный материал (онисание мест обитания ядовитых змей, их новадки и симнтоматику воздействия змеиного яда на организм) исключительно ради ноэтико-риторических целей.

В докладе «Veras dracones putares: змееведение в античной научной литературе и ноэзии» К. Buk (Cl. Wick, Мюнхен) рассмотрела словоунотребление лексемы «змея» в античной нарративной традиции (Sprácrov, офц, и Spoç в гомеровском эносе, £%lSva у Геродота и Софокла, £%Ц у

27G

Платона и Аристотеля), а затем на примере отрывков с упоминанием разных видов змей у Аполлония Родосского, Никандра Колофонского и Ликофрона (Apoll. Rhod. Arg. IV. 1505-1531; Nican-dr. Ther. 178-181; 367 ff.; 414-420; Lycophr. Alex. 340; 912) сделала вывод о «подражании» латинских поэтов (Verg. Georg. II. 214 ff.; III. 414-439; Ovid. Met. VIII. 828-878; Lucan. IX. 704-726 «каталог змей») эллинистическим образцам. Автор задается вопросом, способно ли стихотворное произведение адекватно передать специфическое содержание научных наблюдений.

Доклад М. Пападопулу (M. Papadopulou, Афины) «Цветообозначения в поэмах Никандра Колофонского "О ядовитых животных" и "Лекарства от ядов"» был посвящен семантическому анализу цветовых прилагательных, которые Никандр использовал либо в том же значении, что и греческие авторы ученых трактатов, либо - в устойчивых словосочетаниях или в переносном смысле, что, по мнению М. Пападопулу, указывает на стилистическую маркированность.

А. Тракселъ (А. Trachsel, Невшатель) в докладе «Астрономия в мифологии и мифологическая астрономия у Эратосфена» выявила характерные для александрийской поэзии Арата и Каллимаха примеры использования этиологических объяснений звездной мифологии в стихотворных поэмах Эратосфена «Катастеризмы», «Эригона» и «Гермес» (»Катастеризмы» восходят к мифолого-астрономи-ческому трактату Эратосфена, а «Эригона» и «Гермес» сохранились в незначительных фрагментах).

В докладе «Заход грозного Ориона: метапоэтика и сравнения из области астрономии в "Арго-навтике" Аполлония Родосского» Дж. Мюррей (J. Murray, Филадельфия) говорила об интертекстуальных перекличках и аллюзиях в поэмах Арата и Аполлония Родосского, обращая особое внимание на использование сравнений со звездами и планетами, в частности, на тематическое сходство пассажей Арата (Phaen. 744-760) и Аполлония Родосского (Arg. I. 1201-1205) об Орионе.

Совместный доклад М. Туэллера (M. Tueller) и Р. Макфарлэйна (R. Macfarlane) (оба из Прово, США) был посвящен теме «Гиппарх и поэты: поворотный пункт в научной литературе». Авторы подробно проанализировали исправления Гиппархом Никейским (II в. до н.э.) астральной концепции Арата: Гиппарх критически пересмотрел сведения Арата о созвездиях, в то же время отдавая должное его поэтическому мастерству.

Доклад на тему «Созвездие Девы в дидактической поэме Арата «Явления» и источник веры» представила Х. Ван Норден (H. van Noorden, Кембридж). Она отметила, что Арат в мифологическом экскурсе о золотом веке и Деве-Справедливости (ст. 97-136) касается не столько космологической, сколько этической проблематики. Согласно Арату, Дева-Справедливость навсегда оставила людей и, став звездой, вознеслась на небо; однако созерцание упорядоченности небесных светил, по мнению Ван Норден, продолжает питать религиозное чувство и предстает для читателей Арата источником божественного откровения.

В докладе на тему «Способы лечения в эпиграммах Посидиппа» А. Караника (А. Karanika, Филадельфия) рассмотрела случаи употребления медицинской (или близкой к ней) лексики в эпиграммах-надписях Посидиппа (< 95-101 по изданию Austin-Bastianini и приписываемые Поси-диппу эпиграммы Миланского папируса - P. Mil. Vogl. VIII. 309).

В докладе Ж. Клостер (J. Klooster, Амстердам) «Шарлатаны или мудрецы: врачи в эллинистической эпиграмме» речь шла о сохранившихся в Палатинской антологии эпиграммах, посвященных известным врачам (например, врачу Никию, другу Феокрита - Ant. Palat. VI. 637 или Филиппу -приятелю Каллимаха - Ant. Palat. VI. 147). Докладчик подчеркнул, что эпиграммы о врачах позволяют воссоздать повседневные реалии деятельности античных медиков и наряду с этим высмеивают рецепты и лекарства шарлатанов.

Прочитанный одним из аспирантов Лейденского университета доклад Р. Нэца (R. Netz, Стэн-форд) «Греческие математики и эстетика эллинизма» представлял собой обзор истории александрийской математической школы, начиная с теорем Архимеда (III в. до н.э.), который переписывался с Досифеем, и завершая достижениями Диокла и Гипсикла (оба - II в. до н.э.) в области высшей математики.

Подводя итоги конференции, проф. М. Аннетте Хардер поблагодарила участников научного форума и отметила, что все материалы будут опубликованы в ближайшем выпуске серии «Helle-nistica Groningana».

Е.В. Илюшечкина

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком