научная статья по теме ВКЛАД Б.Д. ПАРЫГИНА В ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ) Психология

Текст научной статьи на тему «ВКЛАД Б.Д. ПАРЫГИНА В ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2015, том 36, № 5, с. 117-124

== ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ВКЛАД Б.Д. ПАРЫГИНА В ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)1

© 2015 г. А. Л. Журавлев*, И. А. Мироненко**

* Член-корреспондент РАН, доктор психологических наук, профессор, директор ФГБУН Института психологии РАН, Москва; ** Доктор психологических наук, профессор факультета психологии СПбГУ,

Санкт-Петербург e-mail: mironenko_i@mail.ru

Анализируется вклад Б.Д. Парыгина в становление методологии российской социальной психологии в 1960-70-х гг. и особенности его методологических взглядов, их духовно-философская ориентированность. На примере разработки социально-психологических концепций личности и общения, которым Парыгин отводил центральное место в предметной области социальной психологии, рассмотрены особенности структурно-динамического подхода как общего используемого им метода анализа и отношение ученого к деятельностному подходу в психологии. Раскрываются разработанное Парыгиным целостное представление о социальной психологии как системе знания и развитие оригинальной системы его взглядов, позволяющих с единых позиций изучать общие и частные вопросы методологии, теории и практики.

Ключевые слова: методология социальной психологии, возрождение отечественной социальной психологии, структурно-динамический подход, духовно-философская традиция российской гуманитарной науки, личность, общение.

В развитии отечественной социальной психологии выделяется ряд этапов, существенно различающихся между собой. Это, во-первых, период организации специальных исследований социально-психологических проблем в российской науке конца XIX - начала ХХ века [3]. Во-вторых, период дискуссий и трансформаций на фоне институционализации социальной психологии как отдельной области научного знания в послереволюционные годы. В-третьих, время, охватывающее почти тридцать лет (с 30-х до 60-х годов XX века), когда социальная психология практически исчезает как область психологического знания. И, наконец, в-четвертых, период ее возрождения (подробнее см. [28, 34, 35]).

1960-70-е гг. имеют особое значение. Именно в это время сформировалась методологическая традиция развития отечественной социальной психологии, продолжавшаяся до конца советского периода и во многом определившая как современное ее состояние, так и перспективы развития. У истоков возрождения социальной психологии в

1 Работа выполнена при финансовой поддержке фонда РГНФ, гранты №14-06-00668 и № 15-06-10082.

1960-70-х гг. стояли такие ученые, как Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, И.П. Волков, Е.С. Кузьмин, В.Н. Куницына, В.В. Новиков, Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, Б.Ф. Поршнев, А.А. Русалинова, А.Л. Свенцицкий, Л.И. Уманский, А.С. Чернышев, Э.С. Чугунова, Ю.А. Шерковин, Е.В. Шоро-хова и др.

Этот период был отмечен противоречиями и острой борьбой научных взглядов. В историографии он "... начинается дискуссиями о предмете социальной психологии и может быть определен как завершающий эти дискуссии: дискуссии прекращаются, уступая место исследованиям этого предмета" [27, с. 375].

Сегодня, через полвека, прошедшие со времени 1960-70-х гг., состоявшиеся радикальные перемены в обществе и парадигмальные изменения в психологической науке [5] позволяют поставить задачу проведения исследований в этом направлении.

Отмечая в текущем году 85 лет со дня рождения Бориса Дмитриевича Парыгина, мы остановимся ниже на его вкладе прежде всего в становление методологии российской социальной психологии в 1960-70-е годы.

ЦЕЛОСТНОСТЬ И ДУХОВНО-

ФИЛОСОФСКАЯ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ МЕТОДОЛОГИИ Б.Д. ПАРЫГИНА

Первое, что обращает на себя внимание при анализе творчества Бориса Дмитриевича - это целостность его системы взглядов, которая, прежде всего, проявилась в масштабности его подхода. Именно он, впервые в мировой психологической литературе, разработал и предложил научному сообществу аргументированное видение социальной психологии в качестве всесторонне обоснованной системы научного знания, которая включает в себя три составляющих: методологию, общую социально-психологическую теорию и прикладную социальную психологию. Им с единых позиций были рассмотрены общие и частные вопросы методологии, теории и практики. И на протяжении всей профессиональной жизни последовательно развивалась своя система взглядов.

В своей первой же, опубликованной в 1965 г. монографии [23], Парыгин ставит задачу построения социальной психологии как относительно самостоятельной системы знаний и исследований, отмечает основные этапы и тенденции ее развития, размышляет о ее возможностях и перспективах. Ее предметом, в трактовке Парыгина, является социальная психика человека во всем многообразии ее проявлений, что предполагает изучение, прежде всего, особенностей психического состояния и поведения индивида в группе, коллективе и массе, а также специфику групповой, коллективной и массовой психической жизнедеятельности людей.

Публикации в конце 1950-х - начале 1960-х годов даже кратких статей Парыгина о предмете и состоянии социальной психологии в нашей стране [12, 14, 15] вызвали серьезный интерес и имели большой резонанс как в отечественной, так и в зарубежной научной среде. Они были переведены и опубликованы за рубежом - в Германии [40] и в США [44, 46]. А его первопроходческая монография [23] была вскоре переиздана в Уругвае [43], Чехословакии [45] и Болгарии [10].

В 1971 г. вышел в свет главный труд Парыгина "Основы социально-психологической теории" [16], который неоднократно переиздавался за рубежом, например: в Германии в 1975 г. и 1976 г. [41, 42], в Японии [17]. В нем была предложена общая социально-психологическая концепция, в центре которой были личность и общение, рассматривавшиеся здесь с единых методологических позиций структурно-динамического

анализа. Парыгин, таким образом, на восемь лет опередил появление общей социально-психологической концепции в западной науке, которая была предложена в опубликованной в 1979 г. книге британского философа и социального психолога, профессора Оксфордского университета Харре "Социальное бытие: теория для социальной психологии" [39]. В книге Харре, как и в монографии Парыгина, в центре внимания оказывается человек как индивид и его общение с другими людьми. Естественно, что трактовка названными авторами как личности и индивида, так и феноменологии общения в качестве главных составляющих социально-психологической теории, различны.

Представление о социальной психологии как о системе научного знания в дальнейшем разрабатывалось и уточнялось Парыгиным в последующих крупных монографиях: "Социальная психология: Проблемы истории, методологии и теории" [24], "Социальная психология: Истоки и перспективы" [22].

Важнейшее значение Парыгин придавал в развитии социальной психологии фактору духовного состояния и духовных потребностей общества. Характеризуя причины возрождения социальной психологии в 1960-х гг., он в качестве первоочередной и важнейшей причины отмечает рост религиозности в обществе [24], трактуемый им как потребность общества в духовных практиках и культурном оформлении духовной жизни. Он подробно останавливается на этом обстоятельстве, фактически, не упоминаемом никем из других исследователей, и лишь далее, списком, обозначает традиционно называемые факторы: «Вместе с тем в числе факторов, которые способствовали возрождению социальной психологии, были: растущие запросы общества, связанные с потребностью изучения и учета социально-психологических знаний во всех областях социальной жизни, необходимостью более полного представления о структуре общественных отношений и общественного сознания; успехи психологической науки в сфере изучения взаимоотношений личности в коллективе; изменение идеологической атмосферы в стране, начавшееся в 1960-е годы, известное под названием "оттепели", когда на волне общественно-политического подъема, вызванного разоблачением культа личности, советским руководством было допущено некоторое смягчение идеологического контроля в духовной жизни общества в целом и научной сфере в частности» [24, с. 76].

О последовательной приверженности Пары-гина отечественной духовно-философской парадигме свидетельствует и его очень определенная

позиция по отношению к зарубежным направлениям в социальной психологии, знакомство с которыми сыграло огромную и неоднозначную роль в процессе становления российской социальной психологии. Как отмечалось, «для 60-х - периода "оттепели" - и особенно 70-х годов характерно все более интенсивное освоение теории и методов зарубежной психологии. ... Отечественная социальная психология обогатилась категориальным, понятийным аппаратом мировой психологии, и это сыграло огромную роль в ее оформлении в самостоятельную область психологии . Однако повышение профессионального уровня отечественной социальной психологии создает глубокое противоречие в ее развитии, которое до сих пор полностью не выявлено» [27, с. 401] Полноценный синтез отечественных наработок и зарубежных концепций достигнут в социальной психологии не был, в результате чего «ее особенностью оказалось двойное "гражданство" - категориально-понятийный аппарат имел отечественное и "импортное" происхождение, но только в исключительных случаях осуществлялось их согласование» [27, с. 407].

В этой ситуации, прекрасно зная иностранные источники и полемизируя с западными коллегами в своих работах, Парыгин остается на позициях целостной разработанной им методологии в отношении категориально-понятийного аппарата. В предметной области социальной психологии он также сохраняет ориентацию на национальную специфику и культурную традицию. Попытки же разрабатывать предметную область, в которой сложились западные концепции (в первую очередь имеются в виду исследования взаимодействия индивидов в группе), по его мнению, ставят российских ученых "в положение ведомых и обреченных на роль постоянно отстающих и безнадежно пытающихся догнать вырвавшегося далеко вперед лидера, имеющего огромный потенциал возможностей для наращивания скорости своего продвижения" [22, с. 495].

В своих поздних работах Па

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком