научная статья по теме Вклад межрегиональных и субрегиональных международных организаций в защиту прав женщин в Африке Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «Вклад межрегиональных и субрегиональных международных организаций в защиту прав женщин в Африке»

Солнцев А.М., Самаке А.

ВКЛАД МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ И СУБРЕГИОНАЛЬНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЗАЩИТУ ПРАВ ЖЕНЩИН В АФРИКЕ*

Борьбой с нарушениями прав женщин в Африке активно занимается ООН и Африканский союз. Вместе с тем в настоящее время действуют различные африканские субрегиональные механизмы защиты прав женщин (САДК, ЭКОВАС, ЗАЭВС, ВАС), а на севере Африке большое значение имеют и межрегиональные организации (ОИС и ЛАГ). В статье делается вывод, что деятельность этих международных организаций, с одной стороны, вносит существенный вклад в защиту и поощрение прав женщин в Африке, но, с другой стороны, следует отметить отсутствие единообразия в подходах к защите прав женщин в различных субрегионах Африки.

Ключевые слова: международное право, права человека, африканская система защиты прав человека, регионализм, субрегиональные организации, межрегиональные организации, ОИС, ЛАГ, САДК, ЭКОВАС, ЗАЭВС, ВАС.

Solntsev A.M., Samake A.

CONTRIBUTION OF INTERREGIONAL AND SUBREGIONAL INTERNATIONAL ORGANISATIONS IN THE PROTECTION OF WOMEN'S RIGHTS IN AFRICA

UN and African Union are actively engaged in combating violations of the rights of women in Africa. Different subregional mechanisms of women's rights protection are acting today: SADC, ECOWAS, UEMOA, EAC, and in the north of Africa interregional organizations also have much importance (OIC and the Arab League). The article concludes that the activities of these international organizations, on the one hand, makes a significant contribution to the protection and promotion the rights of women in Africa, but, on the other hand, there is a lack of uniformity in approaches to the protection of the rights of women in the different subregions of Africa.

Keywords: international law, human rights, the African system of human rights protection, regionalism, subregional organizations, interregional organizations, OIC, LAS, SADC, ECOWAS, WAEMU, EAC.

Солнцев А.М.

Проблематика защиты прав женщин в Африке давно является предметом изучения как отечественных, так и зарубежных юристов1. Важнейший вклад в борьбу с нарушением прав женщин в Африке вносит ООН, ее органы и принятая в 1979 г. Генеральной Ассамблеей ООН Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. На африканском континенте есть и свой региональный международный документ, направленный на защиту прав женщин, - это принятый в 2003 г. Протокол по правам женщин в Африке к Африканской хартии по правам человека и народов (Протокол Мапуту). При этом стоит отметить, что если к Конвенции ООН присоединились почти все африканские страны (за исключением Сомали, Судана и Южного Судана), то Протокол Мапуту 2003 г. ратифицировали только 28 из 54

Самаке А.

Выполнено в рамках госбюджетной НИР № 090313-1-174 «Региональные механизмы поощрения и защиты прав и основных свобод человека».

См.: Абашидзе А.Х., Солнцев А.М. Африканская система защиты прав человека // Региональные системы защиты прав человека: Учеб. пособие / Отв. ред. А.Х. Абашидзе. - М.: рудн, 2012. - С. 170—275; Абашидзе А.Х., Гойа Дансо Л.М. Региональная система защиты прав человека в Африке: история и современность // Юрист-международник. - 2006. - № 3. - С. 25—42; Карташкин В.А., Лукашева Е.А. Международно-правовые стандарты прав человека: универсализм, регионализм, реалии // Государство и право. - 2010. - № 7. - С. 37—45; Мезяев А.Б. Африканская и Азиатская системы обеспечения безопасности и защиты прав человека // Универсальные и региональные системы защиты прав человека и интересов государства / Под ред. проф. Г.И. Курдюкова - Казань: Издательство, 2002. - С. 113—169. Viljoen F. International Human Rights Law in Africa. - Oxford: Oxford University Press, 2007; Murray R. Human rights in Africa: from the OAU to the African Union. - New York: Cambridge University Press, 2005.

государств - членов Африканского союза.

Вместе с тем в настоящее время представляется

возможным констатировать, что помимо ООН и Африканского союза существуют и другие различные субрегиональные и межрегиональные механизмы защиты прав человека, оказывающие существенное воздействие на защиту и поощрение прав женщин в Африке и дополняющие имеющиеся механизмы ООН и Африканского союза.

Как представляется, важным фактором определения подхода к защите прав женщин является преобладающая в стране религия. В целом в Африке широко распространены ислам (45% населения) и христианство (40% населения), но продолжают существовать и традиционные африканские ре-

лигии (15% населения). Ислам - это доминирующая религия в Северной Африке; сильны её позиции в Западной Африке (в частности, в Кот-Д'Ивуаре), северной части Ганы, на юго-западе и севере Нигерии, в Северо-Восточной Африке (Африканский Рог) и вдоль восточного побережья континента. Именно этот факт является объяснением того, что африканские страны являются членами таких межрегиональных организаций, как Организация исламского сотрудничества (ОИС) и Лига арабских государств (ЛАГ). Например, женское обрезание преимущественно распространено в мусульманских странах, где также велико значение шариата, оказывающего существенное воздействие на гендерную проблематику.

Почти половина государств - членов Африканского союза (26 из 54) являются государствами - членами ОИС. Главным правозащитным документом в ОИС является Каирская декларация о правах человека в исламе 1990 г. (далее - Каирская

1

Солнцев А.М., Самаке А.

декларация)2. В качестве основы Декларации была провозглашена покорность Богу (ст. 1(а)). В Каирской декларации содержится следующее положение о запрещении дискриминации: «Все люди равны в отношении человеческого достоинства, основных обязанностей вне зависимости от расовой принадлежности, цвета кожи, пола, вероисповедания, политических взглядов, социального положения и других признаков». Включение в перечень оснований для запрещения дискриминации такого признака, как признак пола, означает, что дискриминация в отношении женщин не разрешается. Хотя в Декларации говорится, что все люди равны в отношении человеческого достоинства, остается неясным, означает ли такое понятие, как достоинство, для женщин то же самое, что и для мужчин. Это положение разъяснено в ст. 6(а) Каирской декларации: «Женщина равна с мужчиной в том, что касается человеческого достоинства, у нее имеются как свои права, так и свои обязанности; она также имеет свой гражданский статус и финансовую независимость, а также право на сохранение девичьей фамилии и семейной генеалогии». Хотя в п. (б) той же статьи уточняется, что «муж отвечает за достаток и благополучие семьи».

В статьях 24 и 25 Каирской декларации четко прописано, что закрепленные в Декларации права подчинены законам шариата, а также и то, что шариатский суд является единственным источником изложенных в Декларации прав. В связи с этим поле для маневра оказывается сильно суженным и трудно говорить о едином прочтении Каирской декларации в условиях большого разнообразия школ шариата. Министр иностранных дел Саудовской Аравии, представлявший Каирскую декларацию на Венской конференции по правам человека 1993 г., заверил, что он воплощает консенсус всех мусульман мира по вопросу о правах человека3. На самом деле, то, что нет никакого консенсуса в вопросе толковании ислама и отношения этой религии к правам человека, явствует из различных позиций, занимаемых в отношении оговорок к международным договорам о правах человека государствами, в которых ислам является господствующей религией.

Вместе с тем определенную ясность в вопрос трактовки прав женщин может внести Постоянная независимая комиссия по правам человека ОИС, созданная в 2011 г. В полномочия Комиссии не входит рассмотрение индивидуальных жалоб, она будет проводить исследования по приоритетным вопросам защиты прав человека, в том числе по правам женщин, и координировать усилия по обмену правозащитной информацией между государствами - членами ОИС. Думается, во избежание фрагментации, а также учитывая, что большинство государств - членов ОИС ратифицировали Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Комиссии предстоит решить вопрос унификации стандартов защиты прав женщин в ОИС и ООН.

Другим межрегиональным объединением, где участвуют страны Севера Африки, является Лига арабских государств (ЛАГ). Из 22 государств - членов ЛАГ 9 расположены на африканском континенте (Судан, Ливия, Марокко, Тунис, Алжир, Мавритания, Сомали, Джибути и Объединенные Коморские острова). В 1994 г. в рамках ЛАГ была принята Арабская хартия прав человека, которая так и не вступила в силу4. В Арабской хартии прав человека 1994 г. наблюдалось влияние исламского

2 Cairo Declaration on Human Rights in Islam (5 August 1990) UN GAOR, World Conference on Human Rights, 4th Session, Agenda Item 5 (1993) UN Doc A/CONF.157/PC/62/Add.18.

3 Mayer A. Islam and Human Rights. - Boulder: Westview, 1999. - P. 22.

4 Абашидзе А.Х., Абдалла И.А. Арабская хартия прав человека //

Правоведение. - 2000. - № 1. - С. 196-200.

фактора. В 2004 г. была принята обновленная версия Арабской хартии прав человека5, вступившая в силу в 2008 г., после ратификации семью участниками ЛАГ. Из африканских стран к ней присоединились лишь Ливия и Алжир. Хартия также опирается на ислам. Верховный комиссар ООН по правам человека, с одной стороны, приветствовала вступление Хартии в силу, а с другой стороны, высказала критику Хартии, в том числе за подход к правам женщин6.

В преамбуле Арабской хартии прав человека 2004 г. (далее - Арабская хартия), подтверждается приверженность ее создателей духу Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и Каирской декларации 1990 г. В отношении прав женщин этот документ носит менее двусмысленный характер, чем Каирская декларация. Положения Арабской хартии 2004 г. означают, что принципы недискриминации и равенства перед законом признаются без ограничения и действуют в отношении как мужчин, так и женщин. тем не менее, обратив внимание на оговорки, совершенны

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком