научная статья по теме ВКЛАД СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ В РАБОТУ НАУЧНЫХ ОБЩЕСТВ СИБИРИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX В.) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ВКЛАД СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ В РАБОТУ НАУЧНЫХ ОБЩЕСТВ СИБИРИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX В.)»

ПРОШЛОЕ РЕГИОНОВ РОССИИ

ЛЮБОВЬ НИКОЛАЕВНА ХАРЧЕНКО

кандидат исторических наук, доцент

(Иркутск),

доцент кафедры социально-экономических дисциплин Иркутского государственного университета путей сообщения

ВКЛАД СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ В РАБОТУ НАУЧНЫХ

ОБЩЕСТВ СИБИРИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX В.)

В связи с переменами, происшедшими в нашей стране в последнем десятилетии ушедшего века, не представляются откровением убедительные факты, позволяющие судить о большом вкладе православных священнослужителей в развитие отечественной науки и культуры. Непопулярность этой тематики в советский период истории, на длительное время оставлявшая ее закрытой, в 90-е гг. XX в. спровоцировала повышенный интерес к ней. Участие сибирского духовенства в научной работе фрагментарно было затронуто в диссертациях И.Ю. Ваниной, М.В. Кузнецовой, Г.Ш. Мавлютовой, М.И. Санниковой и др.1, монографиях В.Д. Кацюба, В.И. Косых, В.Т. Михайловой, Л.Н. Харченко и др.2 Тем не менее обозначенная проблема требует более детального рассмотрения.

Названные материалы и сведения, полученные из архивных и иных документов, позволяют утверждать, что значительная часть священнослужителей Сибири занималась серьезными исследованиями, участвовала в работе научных обществ и внесла существенный вклад в исследование региона. В первую очередь это относится к профессорско-преподавательскому составу духовных семинарий и училищ. К 90-м гг. XIX в. 90% представителей первых получили высшее образование в академиях Казани, Киева, Москвы и Санкт-Петербурга, имевших научные традиции классической школы, и удостоились ученых степеней. Талантливыми учеными показали себя еще в процессе обучения будущий епископ Иркутский Вениамин (В. А. Благонравов), епископ Томский Макарий (Невский), протоиереи А. Виноградов, И. Подгорбунский, Дм. Хрусталев, А. Ионин, А. Сулоцкий, В. Касьянов и др. И.Я. Сырцов, преподаватель Тобольской духовной семинарии, удостоился степени магистра за исследование «Возмущение соловецких монахов-старообрядцев в XVII в.» без публичной защиты3. Большая доля участия в работе научных обществ принадлежала и другим категориям белого и черного духовенства4.

Вторая половина XIX в. в российской истории стала периодом нарастания тенденций развития отечественной экономики, когда ощущалась потребность в собирании и систематизации сведений о различных регионах страны. Такая ситуация была продиктована рядом факторов, доминирующими из которых выступали: 1) стремительное развитие капиталистических отношений и, как следствие, интенсификация изучения природных ресурсов с целью их разработки и активного использования; 2) инициатива правительства, стремившегося создать механизмы эффективного управления обширными территориями; 3) возрастание собственного культурного потенциала регионов.

50-е гг. XIX в. стали отправной точкой в деятельности ряда научных обществ и их филиалов по всей стране. Это археографические и географические общества, общества изучения краев и губерний, губернские архивные комиссии и т. п. По утверждению библиографа Н.В. Здобнова, в некоторых районах России, особенно окраинных,

известную роль в этом процессе сыграли представители администрации и областные статистические комитеты, состоявшие при губернских и областных правлениях, земские учреждения5. Не отрицает он и роль сибирских предпринимателей, таких, как золотопромышленники А.М. и И.М. Сибиряковы и др., а также священников-миссионеров. В нашем контексте последняя категория представляет особый интерес. Показателен и тот факт, что подобный тезис прозвучал в середине 50-х гг. XX в., когда ничего позитивного о роли Православной церкви практически не говорилось. Не случайно, что именно библиограф коснулся этого вопроса, т.к. библиография, если не менее политизированная в ряду других гуманитарных наук, то, во всяком случае, более точная, вынуждена была максимально полно фиксировать все отечественные издания.

Научная деятельность священнослужителей и активное участие в трудах многочисленных исследовательских обществ в большей степени проявились на окраинах российского государства. В этом процессе следует усматривать не случайное стечение обстоятельств, а, скорее, закономерный ход событий. Наряду с интенсификацией исследования малоизученных земель, вторым, не менее важным моментом выступила миссионерская работа служителей культа, являвшаяся частью их профессиональных обязанностей, сопряженных с проповедью православия иноверным народам. Задачи распространения православного вероучения требовали популярного их изложения на языках просвещаемых народов, что предполагало детальное их изучение, включая наречия и диалекты, а также проникновение в их лингвистические особенности. Подтверждением служит факт наличия существенных успехов в научных трудах представителей Алтайской, Иркутской, Забайкальской и Якутской духовных миссий, т.е. тех, где труднее всего внедрялось православие, а следовательно, от священнослужителей требовались и незаурядные знания, и энергия, и желание работать во благо. Таким образом, они еще задолго до возникновения научных обществ накопили ценные сведения, использовавшиеся затем в их исследовательской работе.

Во второй половине XIX в. на территории Российской империи действовали крупные научные организации: Императорское Русское географическое общество (ИРГО), статистические комитеты, церковно-исторические и археографические общества, в работе которых принимали участие православные священнослужители. Первая функционировала с начала обозначенного периода, возникновение последних относится к 1880-1910-м гг. Причем четкую централизованную структуру имело только ИРГО, остальные располагали большей автономностью, хотя между ними и происходил обмен сведениями. Для церковных организаций была характерна изменявшаяся иерархия.

Итак, ИРГО, учрежденное в 1845 г. в Санкт-Петербурге, стало основой для систематического географического, естественноисторического, экономического, демографического и этнографического исследования Сибири. Идею его основания поддержал и утвердил Николай I, а вопросы финансирования - Императорское казначейство. Возникновение Общества пробудило интерес столичной элиты к исследованию малоизученных земель. В число членов в год основания записались 513 литераторов, ученых, чиновников и др.6 20-60-е гг. XIX в. стали временем складывания и функционирования географических обществ в ряде ведущих мировых держав, что было продиктовано общими процессами интенсификации экономического развития. Одним из первых подобное общество возникло во Франции (Париж, 1821), затем - в Германии (Берлин, 1828; Франкфурт-на-Майне, 1836), последовательно - в Великобритании (Лондон, 1830), России (Санкт-Петербург, 1845) и, наконец, в США (Нью-Йорк, 1852)7. Причем в период между 1845-1856 гг. учреждение и функционирование ИРГО позволило России перехватить у Германии и Прибалтийских стран первенство в организации полевых исследований и разработке библиотечных программ строительства базовой науки, включая Азию и Центральную Азию. С момента основания и до 1917 г. ИРГО оставалось самым деятельным научным учреждением8 в исследовании Сибири, в трудах которого активно участвовали православные священники.

В Сибири во второй половине XIX в. функционировали: Восточно-Сибирский отдел Императорского Русского географического общества в Иркутске (ВСОИРГО, 1851)9, Общество исследователей Западной Сибири - в Омске (1868), предшествовавшее Западно-Сибирскому ИРГО (ЗСОИРГО, 1877), Общество изучения Алтая и др. С 1899 г. в Барнауле функционировал Алтайский подотдел Западно-Сибирского отдела ИРГО. Начало XX в. ознаменовалось основанием целой сети подотделов ИРГО по всей Сибири: в 1901 г. - в Красноярске, в 1902 г. - в Семипалатинске, в 1913 г. - в Якутске10. Кроме того, в течение обозначенного периода действовали Троицкосавско-Кяхтинский (1894) и Читинский (1898) подотделы Приамурского отдела ИРГО11. Все они публиковали собственные записки, труды и отчеты, на страницах которых немало сведений об участии в их работе священнослужителей. Следует отметить, что это участие не было неким исключением, а, скорее являлось закономерностью. С 1856 г. стали выходить в свет записки ВСОИРГО12. Тематика публиковавшихся в них работ включала исследования по географии, геологии, метеорологии, минералогии, почвоведению, ботанике, зоологии, археологии, этнографии, истории и др. С 1879 г. собственные записки стал издавать ЗСОИРГО.

Православное духовенство Сибири активно включилось в работу ИРГО сразу же после его учреждения и еще задолго до возникновения филиальных отделений в регионе. Таковы работы Даниила (Сивилова) и Макария (Глухарева), В. Ландышева, М. Чевалкова, В. Мухина13 и др. Исследователи истории культуры Западного Забайкалья дооктябрьского периода отмечают, например, существенный вклад архимандрита Троицкого Селенгинского монастыря Даниила (Сивилова Дм. И., 1798-1871)14, сотрудничество которого с ИРГО началось уже в конце 40-х гг. В редакцию Общества он неоднократно отправлял ценные сведения по истории и культуре Забайкалья, собранные им на протяжении длительного времени, о признании и высокой оценке которых свидетельствуют благодарности, полученные от учредителей ИРГО15.

В контексте настоящего исследования интересен послужной список архимандрита Даниила, позволяющий четко обозначить спектр его научных интересов и масштабность изысканий. В 1818 г., по окончании Пензенской Духовной семинарии, он поступил в Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию. Однако еще до ее окончания, в 1820 г., изъявил желание отправиться в составе духовной миссии в Пекин, выполнявшей не только духовные, но и дипломатические функции16. В течение 10 лет Даниил являлся казначеем миссии и изучал китайский язык, историю, филологию и древнюю философию Китая. Еще в Пекине он подготовил к изданию четыре фундаментальных труда: «Латинский лексикон по алфавиту расположенный и на китайский язык переведенный», «Французско-китайско-манчжурский словарь» и др., ставшие закономерным итогом его целенаправленных научных трудов17. Именно он по возвращении в Россию в течение 7 лет (

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком