научная статья по теме ВЛАДИСЛАВ ГОМУЛКА И ПОДАВЛЕНИЕ "ПРАЖСКОЙ ВЕСНЫ". О НЕКОТОРЫХ ВЗГЛЯДАХ ПОЛЬСКОГО ПАРТИЙНОГО ЛИДЕРА НА РЕФОРМЫ В ЧЕХОСЛОВАКИИ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ВЛАДИСЛАВ ГОМУЛКА И ПОДАВЛЕНИЕ "ПРАЖСКОЙ ВЕСНЫ". О НЕКОТОРЫХ ВЗГЛЯДАХ ПОЛЬСКОГО ПАРТИЙНОГО ЛИДЕРА НА РЕФОРМЫ В ЧЕХОСЛОВАКИИ»

Славяноведение, № 3

© 2008 г. В. В. ВОЛОБУЕВ

ВЛАДИСЛАВ ГОМУЛКА И ПОДАВЛЕНИЕ "ПРАЖСКОЙ ВЕСНЫ". О НЕКОТОРЫХ ВЗГЛЯДАХ ПОЛЬСКОГО ПАРТИЙНОГО ЛИДЕРА НА РЕФОРМЫ В ЧЕХОСЛОВАКИИ

В интервенции войск Организации Варшавского договора (ОВД) в Чехословакию принимала участие 2-я польская армия (ок. 26 000 чел., 600 танков, 450 орудий), составлявшая примерно 10% сил вторжения [1. Б. 251]. Тогдашний первый секретарь ЦК Польской объединенной рабочей партии (ПОРП) В. Гомулка был одним из наиболее ревностных поборников военного решения "чехословацкой проблемы". Уже в феврале-марте 1968 г., столкнувшись у себя в стране с открытыми проявлениями недовольства интеллигенции и студенческими выступлениями, он демонстрировал беспокойство по поводу проникновения в Польшу "чехословацкой заразы" [2. Б. 719]. Возможность вооруженного вмешательства во внутренние дела Чехословакии допускалась некоторыми представителями польского руководства уже в начале мая [2. Б. 739], а 5 июля на заседании Политбюро ЦК ПОРП такая перспектива обсуждалась как вполне реальная. Гомулка при этом был раздражен "мягкотелостью" Москвы: «Советские делают это в перчатках. Если бы это зависело от нас, я бы их (чехословацких "контрреволюционеров". - В.В.) давно переломал...» [2. Б. 740-742].

Чем было вызвано такое резкое неприятие чехословацких реформ со стороны лидера ПОРП? Ведь еще относительно недавно, в 1948-1956 гг. Гомулка сам был одним из главных возмутителей спокойствия в социалистическом лагере, а его деятельность, заклейменная как "правонационалистический уклон", считалась подрывающей единство стран советского блока.

При анализе взглядов В. Гомулки на процесс реформ в Чехословакии можно констатировать существование конгломерата разнообразных идей, которые выстроились у первого секретаря к августу 1968 г. в целостную и взаимосвязанную концепцию. Корень зла Гомулка усматривал в ревизионизме как орудии капиталистической пропаганды. Чем был для Гомулки ревизионизм? В разные годы он не раз возвращался к этому вопросу. При этом налицо была все более нетерпимая и наступательная позиция польского партийного лидера, идущая рука об руку с ужесточением внутриполитического курса в ПНР.

На XIII пленуме (ЦК ПОРП) летом 1963 г. Гомулка кратко заявил, что "ревизионизм в странах, строящих социализм, фактически стремится ликвидиро-

Волобуев Вадим Вадимович -ния РАН.

канд. ист. наук, научный сотрудник Института славяноведе-

вать марксизм-ленинизм в пользу социал-демократии" [3. S. 73]. На IV съезде ПОРП в июне 1964 г. было дано несколько более широкое понятие: "Ревизионизм в наших условиях - это уступки буржуазной идеологии, пропаганда лозунга свободы для антисоциалистических сил, антимарксистских течений и оспаривание руководящей роли партии в общественной и культурной жизни страны (курсив мой. - В.В.)" [4. S. 232]. Пожалуй, самое полное определение ревизионизма прозвучало на V съезде ПОРП в ноябре 1968 г.: «Ревизионизм - это совокупность теоретических понятий и вытекающих из них практических действий, находящихся в противоречии с основополагающими принципами марксизма-ленинизма, ослабляющих и разоружающих рабочий класс и его партию в борьбе с реакцией, с внутренними и внешними врагами социализма. В основе теории и политической практики ревизионизма лежит буржуазная идеология. Его тезисы, как правило, повторяют положения социал-демократических партий в западных странах, они являются адаптацией традиционных аспектов капиталистического строя, которые ревизионисты хотели бы привить социализму... Ревизионисты подрывают принцип руководящей роли рабочего класса и его партии в пользу свободной игры политических сил, заявляют, что диктатура пролетариата в обществе без антагонистических классов является анахронизмом (курсив мой. - В.В.). Они стремятся стереть границы между буржуазной и социалистической демократиями, пропагандируя включение в социалистическую демократию буржуазных институтов. Они провозглашают мирное сосуществование социализма с капитализмом в области идеологии. Они стараются ориентировать деятелей культуры и искусства на современные буржуазные образцы литературы и искусства, и таким образом пропагандируют угодничество перед Западом. В философии и социологии они отрицают либо искажают марксизм-ленинизм, пытаясь "творчески" осовременить их воззрениями различных буржуазных "марксоведов" или даже явных антикоммунистов. В экономических науках ревизионисты высказываются за ликвидацию центрального социалистического планирования и замещение его рыночными механизмами.» [5. S. 134136]. Заметим, что это определение было дано по горячим следам мартовских волнений в Польше и интервенции в Чехословакию.

В чем же тогда заключалась пресловутая "оппозиционность" Гомулки, так ярко проявленная им в 1948 и 1956 гг.? В целом декларировавшаяся им в то время политическая программа сводилась к следующим пунктам: равноправие всех стран социалистического лагеря на основе международной солидарности трудящихся; неприятие культа личности; внутрипартийная демократия (т.е. открытость партийной жизни, свободные выборы руководства, право защищать свое мнение при условии подчинения решениям большинства); повышение роли Сейма как высшего органа власти в стране. Ни принцип руководящей роли партии, ни национализация промышленности, ни гегемония марксистской идеологии не только никогда не оспаривались Гомулкой, но напротив, считались им основой для успешного строительства социализма. Тех же, кто покушался на этих "священных коров" социалистической доктрины, польский партийный лидер всегда воспринимал как ревизионистов.

Любопытно, в чем Гомулка видел истоки ревизионизма. На XIII пленуме ЦК ПОРП он ясно высказался на этот счет: "Условная сила ревизионизма и сложность борьбы с ним в области идеологии исходят, прежде всего, из общественной базы, которую он находит в мелкобуржуазных слоях и в мелкобуржуазном менталитете" [3. S. 73]. На V съезде ПОРП Гомулка развил эту мысль. По его

мнению, причина распространения ревизионизма лежит "в буржуазном образе мышления и отношении к общественным интересам в разных слоях общества, в особенности тех, которые корнями уходят в многочисленную когда-то в Польше мелкобуржуазную среду ... Ликвидация старой материально-технической базы капитализма не ликвидирует остатков влияния буржуазной идеологии на сознание общества." [5. Б. 135-136, 200]. Другими словами, секрет стойкости ревизионизма лежит скорее не в бытии, а в сознании, в пережитках буржуазного мировоззрения. Именно в силу того, что социалистическое общество с трудом избавлялось от "мелкобуржуазных пережитков" в сознании, страны соцлагеря, по мнению Гомулки, вынуждены были ограничивать у себя демократию. "Любая демократия является классовой, то есть ограниченной для потребностей определенных общественных классов и определенного общественного слоя., - утверждалось первым секретарем ЦК ПОРП с трибуны IX пленума ЦК ПОРП в мае 1957 г. - Без ликвидации или, по меньшей мере, серьезного сужения идейно-политической базы буржуазии в обществе существует постоянная опасность, что буржуазия воспользуется свободами социалистической демократии, предназначенными для рабочего класса и трудящихся, и станет подрывать народную власть или даже пытаться свергнуть социалистический строй и восстановить капитализм" [6. Б. 53-54, 56]. Впоследствии Гомулка неоднократно возвращался к этой теме (см. [3. Б. 69; 7. Х!А/275. Б. 240; ХЩ073. Б. 13].

Таким образом, первоначальная "крамольная" позиция Гомулки с течением времени сама стала догмой, акцентируя внимание не на борьбе с пережитками "культа личности" и не на равноправии социалистических стран, а прежде всего, на подавлении любой самостоятельной мысли в марксистском движении - на том основании, что она, эта мысль, якобы играет на руку классовому врагу. Такая эволюция произошла, главным образом, потому, что эпоха "ошибок и искажений", как именовались годы сталинизма, не привлекала к себе после 1956 г. много внимания, чего нельзя было сказать об "обновленческих" идеях в коммунизме. Влияние ревизионизма, именно в своем понимании, Гомулка и увидел в событиях "Пражской весны".

Все вышесказанное, однако, не означает, что Гомулка полностью предал забвению свои прежние "реформаторские" убеждения. Скорее, в силу потери их актуальности в Польше (после отмежевания от "эпохи ошибок и искажений") они перенеслись почти исключительно во внешнеполитическую плоскость, и в 1960-е годы наиболее ярко проявлялись в спорах с китайскими и албанскими "товарищами". Если после 1956 г. Гомулка и обращался к теме "догматизма", то происходило это опять-таки в связи с его инвективами в адрес "ревизионизма". Два этих явления, по мнению первого секретаря ЦК ПОРП, имели непосредственную связь. В Польше, говорил он на XIII пленуме ЦК ПОРП, ревизионизм так развился потому, что в 1948-1955 гг. в области подготовки партийных кадров господствовали догматизм, поверхностность и примитивизм [3. Б. 72]. Подобное мнение высказывалось им и в отношении чехословацких событий. "Опыт Чехословакии свидетельствует, - указывалось в одной из речей Гомулки в конце июня 1968 г., - что упорное следование догматическим и сектантским ошибкам в политике партии значительно облегчает ревизионистским элементам работу в распространении смуты и дезориентации в сознании не только интеллигенции, но и всего партийного актива" [7. ХЬА/331. Б. 38]. Другим проявлением "эпохи ошибок и искажений" Гомулка считал совмещение в одних руках партийных и государственных функций. По убеждению польского партийного

лидера, выраженному им еще в 1956 г., подобная практика была глубоко порочна. Поэтому сохранение этой традиции в Чехословакии он полагал косвенной причиной столь бурного всплеска недовольства общества политикой руководства. Польским журналистам Гомулка прямо заявил, что отставка А. Новотного была правильной, ибо линия на объединение партийных и государственных постов не могла привести ни к чему хорошему [7. Х1/1073. Б. 5].

В силу вышесказанного первоначальная реакция Гомулки на перемены в чехословацком руководстве была в общем положительной. Отчит

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком