научная статья по теме «...ВЛАСТЬ, ОТВЕРГАЮЩАЯ ВСЯКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЧАСТНОЙ ИНИЦИАТИВЫ, НЕСОВМЕСТИМА С ДЕМОКРАТИЕЙ» История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему ««...ВЛАСТЬ, ОТВЕРГАЮЩАЯ ВСЯКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЧАСТНОЙ ИНИЦИАТИВЫ, НЕСОВМЕСТИМА С ДЕМОКРАТИЕЙ»»

«...Власть, отвергающая всякое проявление частной инициативы, несовместима с демократией»

Статья эсера Е.Е. Лазарева о политическом строе советской России.

Середина 1920-х гг.

Ключевые слова: партия социалистов-революционеров, статья «Коммунистическое общество», государство инков, Государственный архив Российской Федерации, Е.Е. Лазарев.

Имя Егора Егоровича Лазарева (1855-1937) - одного из видных деятелей российского освободительного движения, как и его творческое наследие, охватывающее работы по

1 2 3

программным вопросам партии эсеров1, многочисленные статьи в периодике2, мемуары3. известно лишь узкому кругу исследователей4. Между тем именно Лазарев стал прототипом персонажа романа Л.Н. Толстого «Воскресенье» Набатова, а известный журналист и историк В.Л. Бурцев посвятил Егору Егоровичу очерк, характеризуя его как позитивного человека, непревзойденного знатока истории русского освободительного движения, видного политического деятеля, талантливого публициста и литератора, переводчика с английского и французского языков, философа, от внимания которого не ускользали даже новейшие открытия в области физики5.

Революционер, участник хождения в народ, он привлекался к суду по делу о революционной пропаганде («процесс 193-х») и был оправдан, но в 1888 г. арестован и выслан в Восточную Сибирь, откуда бежал в 1890 г. и выехал в Америку. После издания манифеста 17 октября 1905 г. Лазарев возвратился в Россию, стал одним из основателей партии социалистов-революционеров6, участвовал в работе I съезда эсеров, издал ряд брошюр по программным и тактическим вопросам. В 1909-1910 гг. являлся секретарем редакции известного научно-популярного журнала «Вестник знания»7. В 1910 г. Егора Егоровича вновь арестовали и приговорили к ссылке, которую заменили высылкой за границу. Вернувшись в Россию после Февральской революции, Лазарев примкнул к правым эсерам. Некоторое время занимал пост министра народного просвещения во Временном правительстве. В 1918 г. был членом Учредительного собрания в Самаре (Комуча)8. Видя крах антисоветских сил, он в 1919 г. выехал в Чехословакию, где прожил до конца своих дней. В эмиграции много и плодотворно работал, издавал журнал «Воля народа»9.

Документы Е.Е. Лазарева хранятся в архивах России, Чехии и США. Наиболее объемные комплексы находятся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) в составе документов Русского заграничного исторического архива в личном фонде Е.Е. Лазарева (Ф. Р-5824), а также в фондах его товарищей по социально-политическому движению Е.К. Брешко-Брешковской, И.М. Брушвита, В.Л. Бурцева и ряда эмигрантских организаций и средств массовой информации.

Среди документов личного фонда Е.Е. Лазарева (всего в нем 826 ед. хр. за 1884-1937 гг.) дневники (1919-1936 гг.), записные книжки (1886, 1889, 1907-1908, 1910-1918, 19181937 гг.), рукописи его воспоминаний (1890 г.) и статей: «Заметки и размышления» (1901 г.), «Причины моей вторичной высылки в Сибирь» (1925 г.), «Материалы по рабочему вопросу в Англии» (б.д.), «К кризису в I Интернационале» (б.д.), «Кризис эсеровской партии» (б.д.) и др.; записи речей на собраниях, посвященных юбилеям Е.К. Брешко-Брешковской, президента ЧСР доктора Т.Масарика и др.; переписка с редакциями газет и журналов, Пражской организацией партии эсеров, Русским народным университетом, Земгором и др. о политических событиях в России, жизни русских эмигрантов в разных странах, деятельности партии эсеров, об организации чтения лекций Е.Е. Лазаревым,

публикации его статей и др.; личные документы Е.Е. Лазарева и его жены Ю.А. Лазаревой за 1907-1937 гг. и др.10

Не будет преувеличением сказать, что основной массив статей, переписки, дневников и записных книжек Лазарева еще не введен в научный оборот.

В публикуемой ниже статье «Коммунистическое общество» (единственным ее исследователем был Г.С. Кан, использовавший этот источник в дипломном сочинении) Е.Е. Лазарев дает весьма оригинальную трактовку событий 1920-х гг., находя аналогии между строем советской России и общественно-политическим укладом государства инков. Данный документ характеризует последний этап эволюции народничества, ряд деятелей которого, в том числе Е.Е. Лазарев, сильно правеют по своим взглядам и признают необходимость сохранения даже в справедливом обществе будущего элементов частной собственности. Эта идея является весьма показательной - ведь еще в начале XX в. и в период революции эсеры выступали за полную социализацию средств производства и земли. Введение данной статьи в научный оборот может способствовать популяризации творчества Егора Егоровича Лазарева, человека всесторонне образованного и оригинально мыслящего.

Текст публикуется полностью. Он машинописный, не датирован, предположительно составлен в середине 1920-х гг.

Вступительная статья, подготовка текста к публикации и комментарии А.В. ГНОЕВЫХ.

1 Лазарев Е. Земля и воля. СПб., 1906; Он же. Как крестьянам дали волю. М., 1906; Он же. Аграрный катехизис. М., 1907; Он же. Ленин-Ульянов. Прага, 1924; и др.

2 Лазарев Е. Гавайский сенатор: Из воспоминаний // Былое. 1907. № 6 (о Н.К. Судзиловском); Он же. К смерти Ильи Адольфовича Рубановича (Из воспоминаний) // Воля России. 1922. № 4; Он же. Из воспоминаний о Л.Н. Толстом // Там же. № 67; Он же. Дмитрий Богров и убийство Столыпина // Там же. 1926. № 8-9; и др.

3 Лазарев Е. Моя жизнь: Воспоминания, статьи, письма, материалы. Прага, 1935; Он же. Из переписки с друзьями. Ужгород, 1935.

4 Кан Г.С. Общественно-политические взгляды правого крыла эсеров (на примере Е.Е. Лазарева): Дипл. работа студента МГИАИ / Рук. К.Ф. Шацилло. М., 1989; Политические партии России. Конец XIX -первая треть XX в. М., 1996. С. 298-300; БРЭ. М., 2010. Т. 16. С. 582; Фролова Е.И. «Если любишь Россию...» Егор Егорович Лазарев (1855-1937) // Звезда. 2007. № 7. С. 138-156.

5 Бурцев В.Л. Воспоминания о Е.Е. Лазареве // ГАРФ. Ф. Р-5802. Оп. 2. Д. 9. Л. 19.

6 Партия социалистов-революционеров, созданная на базе ранее существовавших народнических организаций, была наиболее многочисленной и самой влиятельной немарксистской социалистической партией. Ценя экономическую сущность учения Маркса, отвергала диктатуру пролетариата, считая ее неоправданной для России, состоявшей на 85 % из крестьян. После октября 1917 г. подверглась наибольшему преследованию, а в 1922 г. - разгрому.

(Аноприева Г., Ерофеев Н. Партия социалистов-революционеров //

Политические партии России. Конец XIX -первая треть XX в. С. 433-452.)

7 «Вестник знания» - ежемесячный иллюстрированный литературный и научно-популярный журнал с приложениями для самообразования. Издавался с 1903 г. в Санкт-Петербурге с перерывом в 1918-1922 гг. Редакторами в разное время были: В.В. Битнер - до 1918 г., академик В.М. Бехтерев - до своей смерти в 1928 г., академик С.Ф. Платонов - до ареста в 1930 г.

8 Комуч - Комитет членов Учредительного собрания - правительство, созданное в Самаре 8 июня 1918 г., после захвата города чехами. Объявил себя временной властью до созыва Учредительного собрания на территории Самарской губернии. К августу 1918 г. «территория Учредительного собрания» охватила Симбирскую, Уфимскую, Казанскую и часть Саратовской губерний. Окончательное упразднение Комуча произошло в декабре 1918 г.

9 «Воля народа» - еженедельная газета, издававшаяся членами левого крыла партии эсеров. С января 1922 г. трансформировалась в еженедельный журнал под тем же названием, с сентября 1922 г. выходил два раза в месяц, а с 1925 по 1932 г. ежемесячно. Редакцию составляли В.М. Зензинов, В.И. Лебедев, принимали участие А.Ф. Керенский, М.Л. Слоним. Журнал уделял большое внимание социальным и политическим проблемам, отношению к большевикам и к советской России.

10 Личные фонды Государственного архива Российской Федерации (1917- 2000 гг.): Путеводитель. М., 2001. Т. 5. С. 237-238.

Статья Е.Е. Лазарева «Коммунистическое общество»

[Середина 1920-х гг.]

I

Большевики и максималисты всех мастей всех стран стремятся создать коммунистическое государство в том предположении, что коммунизм есть высшая форма общественного или государственного существования. Они думают, что коммунизм есть идеал, лежащий впереди, что он достигается всеобщей пролетаризацией населения, т.е. передачей всех средств производства в руки государства. Далее, они думают, что идеал личной свободы, личного счастья (а коллективного счастья не бывает) может быть достигнут только полным и равным удовлетворением материальных потребностей граждан посредством совершенной организации народного и мирового хозяйства.

Между тем нет ничего более ошибочного, чем такое предположение. Индивидуальные потребности человека - чем дальше, тем больше - становятся столь сложны и многообразны, что удовлетворить хотя бы значительную часть их, не говорю уж все, никакое государство, никакое общество, равно как и совокупные усилия всего человечества, никогда не могут. Потребностям и запросам человека нет конца: они безграничны. Между тем средства для их удовлетворения крайне ограниченны. И эта разница между запросом потребностей и возможностью их удовлетворения с течением времени и ростом цивилизации будет только возрастать, а значит, пропорционально должны возрастать индивидуальная неудовлетворенность, недовольство, «несчастье» человеческой жизни. В настоящее время эта неудовлетворенность и вытекающее отсюда недовольство ослабляются или вполне уничтожаются тем, что степень удовлетворения потребностей человека определяется степенью его личной инициативы и непреодолимыми обстоятельствами, перед которыми приходится смириться и подчиниться, как перед волей Божией. Если же удовлетворение всех потребностей возложить на государственную или какую угодно внешнюю общественную организацию, которая вытесняет представление о форс-мажоре, то недовольству не будет конца, возникнет неизбежное возмущение, для подавления которого потребуются мощные постоянные принудительные силы. Так что государственный коммунизм неизбежно ведет к потере личной свободы и к самому беспощадному деспотизму. Совершенно ясно отсюда, что идеал коммунизма не

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком