научная статья по теме ВЛИЯНИЕ ДУХОВНЫХ ОРДЕНОВ НА УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук

Текст научной статьи на тему «ВЛИЯНИЕ ДУХОВНЫХ ОРДЕНОВ НА УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, 2014, том 84, № 11, с. 1055-1056

^ В КОНЦЕ ^^^

НОМЕРА

Б01: 10.7868/80869587314110048

ВЛИЯНИЕ ДУХОВНЫХ ОРДЕНОВ НА УНИВЕРСИТЕТСКОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

Бернард Клервоский, Франциск Ассизский, Дунс Скот, Алкуин, Бонавентура, Роджер Бэкон, Джордано Бруно — не просто родоначальники средневековой европейской мысли, но и представители монашеских орденов. Каждый духовный орден — францисканцев, доминиканцев, иезуитов, бернардинцев и т.д., по принципу которых, но уже со светским уставом образовывались первые студенческие корпорации, стремился закрепить свои позиции не только в клерикальной среде, но и в научной сфере. Для этого монахов обучали, а самым выдающимся интеллектуалам давали право преподавать в университетах. У каждого ордена были свой устав, девиз и своя миссия, где отражались принципы деятельности, одним из которых являлась работа, направленная, независимо от того, физическая она или умственная, как на личное, так и на общественное благо.

Девиз Ордена монахов-бенедиктинцев "Молись и работай" был выбран неслучайно. У лиц духовного сословия и монахов на первом месте должна стоять молитва, а потом работа, причём скорее духовная, нежели физическая. Сама молитва по большому счёту является результатом труда. "Непрестанно молитесь" (1 фес. 5.17) — правило, взятое из Библии, и, как считала вначале немногочисленная братия Пахомия Великого, "...только тот, кто здесь трудится, в будущей жизни получит истинное успокоение и нескончаемое блаженство" [1]. В уставе ордена "О ежедневных трудах" написано: праздность — враг души, а посему в определённое время братья должны быть заняты трудом телесным, в другое же время — душеспасительным чтением. Бенедиктинцы большое внимание уделяли интеллектуальному труду, заканчивали университеты, открывали свои кафедры. Всё это делалось со ссылкой на авторитет святого Бенедикта, который вместе с братьями брал на воспитание и обучение наукам детей из знатных родов. Позже к занятиям наукой привлекались и сами монахи.

Бенедиктинские монастыри со временем стали объединяться в конгрегации, самой знаменитой из которых была конгрегация святого Мавра, внёсшая огромный вклад в историческую науку. Орден бенедиктинцев дал миру таких учёных, как Аббон Флорентийский, Алкуин, Ансельм Кен-

терберийский, Пётр Дамиани, Беда Достопочтенный, и многих других. В 1887 г., ровно через 17 лет после иезуитов, Орден бенедиктинцев создал свой колледж в Чикаго, куда принимали (и принимают) студентов и аспирантов независимо от этнической, расовой принадлежности и вероисповедания. Изначально колледж был назван в честь святого Прокопия, и только в 1996 г. ему присвоили статус Бенедиктинского университета. Миссия университета — "подготовить учащихся к жизни в качестве активных, информированных и ответственных граждан и лидеров в мировом сообществе" [2].

С 1256 г. научной деятельностью занимаются и францисканцы, которым Папа Римский разрешил преподавать в университетах. Генерал Францисканского ордена, теолог и философ Бонавен-тура подчёркивал необходимость обучения монахов не только в школах при монастырях, но и в университетах. Такой подход к образованию членов ордена дал миру многих замечательных интеллектуалов, среди них Роджер Бэкон, Дунс Скот, Мидльтон, А. Гэльский, Бонавентура, Франческо Петрарка, Франсуа Рабле. Бонавенту-ра изучал разные языки, переводил книги, так как считал, что люди должны духовно слышать друг друга в межъязыковом пространстве. По словам историка культуры П.Д. Волковой, "переводческая деятельность — францисканство чистой воды" [3, с. 21—22]. Бонавентура занимался не только лингвистикой, но и теологией, алхимией, фармацевтикой. В поисках философского камня он стал составлять лечебные смеси и практиковал врачебную деятельность. Р. Бэкон в своих опытах по облегчению земной жизни человека предвосхитил научную революцию и работы Леонардо да Винчи в области самоходной, летающей и плавающей техники.

В XVI в. францисканец Папа Сикст V открыл университет в Фермо. А в XVIII в. формируется францисканская историческая школа. Францисканцы занимают кафедры в университетах Европы, где преподают богословие, историю, литературу и философию. В настоящее время орден контролирует ряд университетов в разных странах мира, в частности Оксфордский и Кембриджский.

1056

ДОРОХИНА

Орден доминиканцев, возникший в 1214 г., сразу же был ориентирован на обучение и глубокое познание наук. Глава ордена, сам прошедший курс обучения в университете Паленсии, высоко оценивал университетское образование в деле проповедования и духовного развития [4, с. 112]. Перед тем как просить Папу Римского официально признать орден, он отправил своих братьев учиться в Тулузский университет. Святой Доминик старался совместить монашескую аскезу с изучением наук, преимущественно богословских. В уставе доминиканцев одно из правил гласит: "Каждый настоятель имеет право в своём монастыре освобождать братьев от общих обязательств, когда он сочтёт это полезным и в особенности когда они могут помешать научным занятиям..." [4, с. 3]. Уже на ранних этапах существования ордена его члены занимались наукой, открывали кафедры в университетах, преподавали, писали научные труды.

В своей научной деятельности доминиканцы преуспели настолько, что во всех ведущих университетах Европы им выделили кафедры. Орден славился своими проповедниками и учёными, в числе которых Альберт Великий, Фома Аквин-ский, Джироламо Савонарола, Томазо Кампанелла.

В 1538 г. в Санто-Доминго на базе семинарии Доминиканского ордена был основан университет, впоследствии получивший название "Университет святого Фомы Аквинского". В нём было четыре факультета: теологический, медицинский, юридический и факультет искусств. Сегодня их восемь. Большинство духовных орденов имели свои кафедры в европейских университетах и как дань традиции до сих пор остаются кураторами студенческих корпораций.

Духовные ордена многое сделали для науки в целом, их роль в интеллектуальном развитии трудно переоценить. Хотя средневековая наука и церковь не всегда шли рука об руку, тем не менее сложно отрицать тот факт, что первоначальными учителями были представители церкви. Научные трактаты писали они, преподавали тоже, первые студенческие корпорации породила клерикальная орденская система, даже такие термины, как "устав" и "миссия", в корпоративном устройстве современного студенчества были взяты у тех же орденов. Образованность, лидерство, веротерпимость, академическая свобода — все эти ценности на протяжении веков закреплялись в университетской среде и не потеряли своего значения и поныне. Ордена не только поставляют новые научные кадры, но и неплохо финансируют как университеты в целом, так и частные проекты, направленные на развитие научного потенциала.

Р.В. ДОРОХИНА, кандидат философских наук, Воронежский государственный архитектурно-строительный университет rimma-vd@naukaran.ru

ЛИТЕРАТУРА

1. Житие преподобного отца нашего Пахомия Великого [Электронный ресурс]. URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost/dimitrii_rost1/423.html

2. The Benedictine University Mission [Электронный ресурс]. URL: http://online.ben.edu/about/mission

3. Волкова П.Д. Мост через бездну. Кн. 2. М.: Зебра Е, 2014.

4. Лакордер А. Жизнь святого Доминика / Пер. с франц. С.А.А. М.: Типо-литогр. Товарищества И.Н. Кушнерёв и К°, 1915.

Сдано в набор 20.08.2014 г. Подписано к печати 21.10.2014 г. Дата выхода в свет 23 ежем. Формат 60 х 881/8

Офсетная печать Усл. печ. л. 12.0 Усл. кр.-отт. 35.7 тыс. Уч.-изд. л. 11.9 Бум. л. 6.0

Тираж 2858 экз. Зак. 663 Цена свободная

Свидетельство о регистрации № 0110150 от 04.02.93 г. в Министерстве печати и информации Российской Федерации

Учредители: Российская академия наук, Президиум РАН

Издатель: Российская академия наук. Издательство "Наука", 117997 Москва, Профсоюзная ул., 90 Оригинал-макет подготовлен МАИК "Наука/Интерпериодика" Отпечатано в ППП «Типография "Наука"»,121099 Москва, Шубинский пер.,6

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком