научная статья по теме ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ ЯПОНИИ НА ТВОРЧЕСТВО Ч.Р. МАКИНТОША Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ ЯПОНИИ НА ТВОРЧЕСТВО Ч.Р. МАКИНТОША»

ВОСТОК - ЗАПАД

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ ЯПОНИИ НА ТВОРЧЕСТВО Ч.Р. МАКИНТОША

© 2014 В. Ш. ХАИРОВА

Чарльз Ренни Макинтош (1868-1928) - шотландский архитектор, художник и дизайнер, один из родоначальников стиля модерн в Великобритании. Большую роль в формировании его индивидуального художественного почерка сыграло увлечение японским искусством. Всем его работам, графическим, архитектурным и дизайнерским, присущи стилевое единство формы, цвета, кажущаяся простота в осуществлении замысла, что явилось результатом знакомства Макинтоша с творчеством японских художников и архитекторов. Воспринятые шотландским мастером каноны укие-э, принципы использования ритма в решении интерьера, целостность всего дизайна, открытая зрителям структура деревянных конструкций, композиционное решение пространства - характерные черты, присущие творчеству Ч.Р. Макинтоша, вывели его на уровень явления общемировой культуры.

Ч.Р. Макинтош был не только архитектором, дизайнером интерьеров, мебели и текстиля, но и незаурядным художником. В его акварелях явно прослеживается связь с композиционными канонами японской ксилографии.

Ключевые слова: Ч.Р. Макинтош, Япония, Дж.Э.М. Уистлер, Порт-Вендрес, К. Дрессер.

Рассматривая феномен Ч.Р. Макинтоша, пионера модерна в Великобритании, исследователи зачастую затрудняются выделить то, что легло в основу его творческого стиля, явилось его связующим звеном. В архитектурных проектах Макинтоша и воплощенных постройках можно обнаружить национально окрашенные неоромантические тенденции, подчас уступающие давлению жесткого функционального рационализма. Графика и дизайн интерьеров близки идеям стиля модерн, той его ветви, которая в своей основе предполагает линеарность и даже некоторый аскетизм. Элегантность и благородство его работ, стилевое единство формы, цвета, кажущаяся простота в осуществлении замысла - внесли свой вклад в мечту художников о новом стиле рубежа веков, о синтезе всех искусств.

Успех пришел к Ч.Р. Макинтошу в начале XX в. Он смог создать собственный неповторимый стиль, основанный на огромном таланте вкупе с трудолюбием, отмеченный трогательной любовью к истории мирового искусства, безупречным знанием идей современной ему философии и эстетики символизма. Однако одним из самых важных обстоятельств формирования художественного почерка Макинтоша оказалось увлечение японской культурой.

В многочисленных англоязычных публикациях о путях развития искусства на рубеже веков затрагивается тема неподдельного интереса европейских любителей искусства к этой дальневосточной стране. Он возник благодаря активному освещению культурных и исторических традиций в печатных изданиях, организации большого количества международных выставок в разных странах, открытию магазинов экзотических товаров и т.д. Из русских изданий назову книгу Н.С. Николаевой, посвященную истокам эстетического диалога культур Запада и Востока. Имя Макинтоша там упомянуто в связи с рассмотрением творчеством Ф. Шехтеля [Николаева, 1996].

О влиянии японской архитектуры на творчество знаменитого шотландца часто упоминается в англоязычных исследованиях. На русском языке попытка выявить связи с японской культурой была сделана в статье Е. Федотовой "Интерьеры Чарльза Ренни Макинтоша". В ней автор отмечает: "Япония стала одним из основных источников вдохновения для Макинтоша. Начиная с 60-х гг. XIX века Европа была очарована искусством Страны Восходящего Солнца. Открытие гравюр Хокусая, Ута-маро, Хиросигэ и других мастеров стало откровением для европейцев" [Федотова, 2006, с. 386]. Однако конкретно о причинах возникновения такого интереса в статье не говорится.

С середины XIX в. началось широкое знакомство европейцев с культурой дальневосточных и азиатских стран. Большую роль в этом играли Всемирные выставки. На одной из них, лондонской 1862 г., демонстрировались предметы из обширного собрания английского консула в Японии сэра Резерфорда Элкока, много сделавшего для развития связей между двумя странами. Их красота и необычность заинтересовали многих известных художников и архитекторов, таких как У.Э. Несфилд (1835-1888), Э.У Годвин (1833-1886), К. Дрессер (1834-1904). Среди приобретенных ими произведений искусства было большое количество альбомов с гравюрами, которые тут же стали предметом коллекционирования. Одно из наиболее ранних собраний гравюр Хокусая принадлежало английскому художнику-прерафаэлиту Д.Г. Россетти (1828-1882), а его брат в свое время написал статью "Японская ксилография". Но еще задолго до него - в 1856, а затем еще раз в следующем году - в "Illustrated London News" были напечатаны репродукции графических работ Хиросигэ и Тоекуни. В 1880 г. увидела свет "Грамматика японского орнамента" Т. Катлера. С этих пор в Великобритании, где благодаря "Движению искусств и ремесел" и его печатному органу, популярному журналу "The Studio", декоративной, зрелищной стороне окружающих предметов уделялось особое внимание, обращение к дальневосточному опыту стало модным. Веера, ширмы, лаки - все то, что можно было приобрести в открывавшихся тут и там магазинах, придавало повседневному быту европейцев пикантность и шарм. Известный в Глазго коллекционер Александр Рейд (1854-1928), продавец картин Ван Гога, в 1889 г. выставил в своей галерее для продажи 785 экранов и ширм, вазы и другие предметы быта восточного происхождения.

В 1884 г. в лондонском театре "Савой" состоялась премьера последней оперы У.Ш. Гилберта (1836-1911) и А.С. Салливана (1842-1900) "Микадо". Эта постановка, вызванная к жизни проснувшимся интересом к Японии, имела грандиозный успех и выдержала в дальнейшем 672 представления [Иглз, 2010].

Но зачинателем новой моды все-таки был Париж, который находился под впечатлением от шедевров Хокусая, Хиросигэ и других графиков. Настоящие художники не могли пройти мимо столь завораживающего и необычного искусства. Поэтому среди европейских мастеров было немало тех, кто пытался выстроить в своих работах такую же систему взаимоотношений с окружающим миром, кто воспользовался таким же лаконичным композиционным строем и редким сочетанием цветов.

В Великобритании важнейшим представителем "японизма" следует считать жившего и работавшего там американского художника Дж.Э.М. Уистлера (1834-1903), для которого архитектор Э.У Годвин в 1877 г. построил широко известный Белый дом в Лондоне, характеризующийся четкими принципами эстетической организации пространства.

Как вспоминал впоследствии М. Менпес (1859-1938), "Уистлер придерживался очень определенных взглядов на убранство комнат... Он терпеть не мог... превращения гостиных в антикварные лавочки, переполненные безделушками. больше всего он предпочитал простую белую комнату... Все деревянные части в комнатах он любил красить в белый цвет, настоящий белый, без изысков, не кремовый или цвета слоновой кости, а снежно-белый без примесей. Мебель, по мнению Уистлера, должна быть как

можно проще и состоять из прямых линий. Он терпеть не мог так называемых удобных стульев. Он ненавидел все, что говорило ему о лени" [Уистлер, 1970, с. 93].

Как отмечается всеми исследователями, Дж.Э.М. Уистлер оказал большое влияние на молодые художественные силы Шотландии. Его особая манера письма сильно разведенными, почти жидкими красками, скупой лаконизм цветовой палитры ярко проявились в "Портрете Т. Карлейля", который был приобретен для городской коллекции живописи Глазго. Известный шотландский философ, историк и эссеист Томас Карлейль (1795-1881) жил неподалеку от Уистлера на набережной Темзы в лондонском Челси и несколько раз позировал ему. В 1891 г. при покупке картины представители городского самоуправления Глазго долго торговались, убеждая Уистлера уступить, поскольку "фигура меньше натуральной величины" и "краски не слишком блестящи". В итоге муниципалитет заплатил требуемую сумму в тысячу гиней [Уистлер, 1970, с. 269]. Таким образом, Глазго стал одним из первых городов Великобритании, познакомившим своих жителей с творчеством этого художника.

Еще одним средством для передачи японских идей в культурную жизнь Шотландии стали различные выставки, а также книги уроженца Глазго, художника и ученого К. Дрессера. С 1860-х гг. Дрессер испытывал глубокий интерес к дальневосточному искусству и прикладывал немалые усилия к его распространению в Великобритании.

Дрессер, прекрасный пример феномена викторианского эрудита, сначала учился в школе дизайна в Южном Кенсингтоне. Там преподавал Оуэн Джонс (1809-1874), написавший в 1856 г. классический в своей области труд "Grammar of Ornament" ("Грамматика орнамента"), среди иллюстраций которой обращали на себя внимание несколько дизайнов Дрессера. Но первое представление созданных им более 80 рисунков в японском стиле состоялось на Международной выставке 1862 г. В 1876 г. после посещения Филадельфийской выставки Дрессер поехал на четыре месяца в Японию как представитель Южно-Кенсигтонского музея (ныне Музея Виктории и Альберта в Лондоне) и торговых домов, специализирующихся на продаже предметов с Востока. Он посетил 64 керамических завода и множество мастерских по выпуску разных товаров, давая советы японцам о возможности использования их в экспортной торговле.

Он много фотографировал, и его собственные работы, созданные по возвращении, особенно в металле и керамике, радикально изменились, став более абстрактными. Сказывалось овладение мастером пониманием специфики материала и эстетики Востока. В 1882 г. в Лондоне вышла книга К. Дрессера "Japan: Its Architecture, Art and Art Manufactures" ("Япония: архитектура, искусство и промышленный дизайн"). В ней он писал: "Я твердо убежден, что более близкое знакомство с работами японских ремесленников в Англии поможет повысить наш национальный вкус, пускай даже в художественных школах и общественных музеях, хотя они уже в наших домах и повсюду нас окружают. Я ни в коей мере не желаю разрушить наше родное искусство или заменить его японским... в духовном плане мы можем брать взаймы то, что есть хорошего у других людей, но должны пропускать то, что занимаем, через фильтры нашего мышления" [Lambourne, 2005, p. 90]. После поездки в Японию он

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком