ВЛИЯНИЕ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОГО УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ НА ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ИСТОРИКО-ПРАВОВУЮ НАУКУ
ГРИНЁВ Валерий Александрович,
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории права и государства Ростовского филиала Российской академии правосудия
Основоположником русского марксизма и отечественной социал-демократии был Г.В. Плеханов. Он оставил множество трудов, имеющих большое теоретическое, философское значение. Ещё в 1884-1888 гг. он написал первые марксистские программные документы для организующейся пролетарской политической организации. Из его работ самые крупные - «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «Очерки по истории материализма» - были написаны в 18801890-х гг. Всего «Литературное наследие» Г.В. Плеханова насчитывает 32 тома.1 Советская партийная наука неоднозначно относились к научному творчеству «первого русского марксиста», но его труды в СССР изучались подробно, и во многом влияли на исторические произведения первых советских историков. Марксистское учение Г.В. Плеханова о делении общества на классы получило в России известность в ракурсе неизбежности антагонистической борьбы между этими общественными группами. Г.В. Плеханов показал историю развития крестьянской общины и ее расслоения по пути буржуазных отношений, он же впервые выявил, что пореформенная Россия развивалась по капиталистическому пути, что неизбежно ведет к расслоению общества на антагонистические классы, следовательно, к неизбежной классовой борьбе, которая, закономерно, закончится победой пролетариата.
Критика народничества развита Плехановым в работе «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю». В полемике с народниками о политической борьбе, Плеханов
дает формулировку государства как инструмента подавления в руках господствующего класса. Поэтому пролетариат в политической борьбе должен закрепить свою революционную победу приспособлением государственного механизма к задаче пролетариата: подавление сопротивления буржуазии и укрепление власти путем длительной классовой борьбы. Здесь Плеханов впервые в России сформулировал необходимость длительного периода - диктатуры пролетариата. В начале ХХ в. Г.В. Плеханов занялся историей русской общественной мысли, исследование о которой довел до конца XVIII в., здесь основоположник русского марксизма проявил себя и как исследователь, философ, политолог.
В.И. Ленин оставил теоретическое наследие, именуемое марксизмом-ленинизмом. Полное собрание сочинений В.И. Ленина насчитывает 55 томов.2 Во многих работах Ленина сформулированы глубоко научные теории, а также выражены четкие позиции и о текущих политических событиях и об историческом прошлом России. Общество, государство и право, национально-государственный вопрос в учении Ленина рассматриваются через призму всемирного освободительного движения и в тесной взаимосвязи с учением о революции. В ленинской концепции нация формируется в период развития капиталистических отношений. Этнос, существующий в добуржуазные эпохи, в период капитализма становится новой исторической категорией. Нация, кроме общности языка, культурных традиций и единства территории, характеризуется также экономическим единством. Таким образом, нация рассматривается как категория - следствие социально-экономическо-
1 Плеханов Г.В. Литературное наследие. Собрание сочинений в 2 Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Институт марксизма
32-х тт. М.-Л., 1923-1940. ленинизма. М., 1970-1977.
го развития. С появлением наций, в условиях много - этнических, неоднородных государств, классовая и национально-освободительная борьба неотделимы. Следовательно, в национальном вопросе проявляются две тенденции: стремление к созданию суверенных государств и стремление к установлению между государствами прочных экономических связей.
Историко-правовая концепция Ленина была обобщенна в теоретическом труде «Государство и революция». В этом труде (ПСС, т. 33) Ленин исходил из марксисткой трактовки, что государство есть основной институт политической системы классового общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. В классовом обществе, согласно ленинскому учению, государство служит для подавления своих социальных противников, государственная власть находится в руках экономически господствующего класса. Ленин развил это марксистское определение государства, при этом он выделил основные идеи государства как продукта и проявления непримиримости классовых противоречий, как орган классового господства. Без революции невозможно уничтожение эксплуататорской сущности государства, а значит учение о государстве тесно взаимосвязано с революционным учением.
Взаимосвязь диктатуры пролетариата с революционной законностью основана на теории насилия. Ленин откровенно говорил, что власть, завоеванная и поддерживаемая насилием пролетариата над буржуазией, есть «власть, не связанная никакими законами». Под словом «никакими» здесь надо полагать буржуазные законы, которые полностью отвергались. Наивно полагать, что Ленин как крупнейший теоретик, юрист по образованию отвергал юридические законы, исповедовал правовой нигилизм. Концепция Ленина заключалась в том, что диктатура пролетариата отвергает старые общественные отношения, сформулированные в буржуазных законах. Однако, по мере формирования новых общественных отношений, пролетарское государство закрепляет их в обязательных для всех правовых актах. Одновременно с установлением новых законов, Ленин исповедовал чрезвычайные меры в виде
политики «красного террора».
Справедливо отметить, что «тьма беззакония», правовой хаос революционных лет оказался опаснее, чем предполагал лидер большевиков, поэтому он требовал ускорить процесс формирования нового, советского права. Это отчетливо видно в связи с позицией Ленина во время разработки и принятия Конституции 1918 г., и вообще в законотворческой работе руководителя советского государства. Например, Ленин обосновывал необходимость перехода от политики «Военного коммунизма» к «Новой экономической политике» как соответствующей сути общественных отношений в конкретных исторических реалиях. НЭП, провозглашенный Лениным «всерьез и надолго», требовал кодификации советского законодательства. Следовательно, Ленин подчёркивал важность принятия первых советских кодексов (гражданского, трудового, уголовного) и законов о судоустройстве. При этом, Ленин выделил главные позитивные моменты становления советского права: охрану завоеваний пролетариата и наведение строгого революционного порядка в различных сферах общественной жизни.
Необходимо напомнить, что Ленин всегда исходил из трактовки права как возведенной в закон воли господствующего класса, содержание которой определяется классовыми материальными условиями и интересами, оформленных в виде системы норм, правил, установленных или санкционированных государственной властью. Исходя из марксистско-ленинского определения права, в условиях диктатуры пролетариата должно было к правоотношениям применять революционное правосознание, а не старые буржуазные понятия. Сообразно новому теоретическому положению, последние ленинские работы дают представление об основах советского отраслевого права.
В гражданском праве Ленин обосновал отрицание частного права, признание только публичного права, отказ от частной собственности, разрешение только общественной собственности, жесткое государственное регулирование капиталистических элементов экономики.
Трудовое право, впервые выделявшееся в самостоятельную отрасль, исходило из того, что Октябрьская революция уничтожила
строй эксплуатации и трудящиеся получили возможность работать как на себя, так на общество. По иному к пролетариату рассматривалось в отношении бывшим эксплуататором. Согласно новому, революционному принципу: «Кто не работает, тот не ест!» по отношению буржуазии и помещикам и уклоняющимся от общественного труда при «военном коммунизме» санкционировались репрессивные меры.
Семейное право, также выделившееся в самостоятельную отрасль, исходило из коммунистического учения об отмирании правовых отношений по мере утраты в них социальной необходимости, уменьшения значения хозяйственно-потребительских отношений. Вместо них на первый план выдвигались нравственные, эстетические и психологические отношения, которые согласно этому учению, совершенствуются с гармоническим развитием личности и по мере приближения к коммунизму. Сообразно этому теоретическому обоснованию семья, как важный вид социальной общности, построенная на супружеском союзе и родственных связях должна была претерпеть существенную эволюцию. Революционные изменения по отношению к семье проявились уже в первых мерах советской власти, проявившихся в отделении церкви от государства, в поиске новых типов и форм семьи.
В уголовном праве Лениным обосновывалось усиление репрессивной, тоталитарной сущности пролетарского государства по отношению не только к классовым врагам, но и к бывшим союзникам по революционной борьбе - социал-демократам. Последние также были причислены к политическим врагам Советской власти, против них Ленин призывал к усилению репрессий, «вплоть до высшей меры наказания».
Концепция исторического развития общества и государства, сформулированная Лениным, была основана на марксистском учении общественно-экономических формациях. Фор-мационное учение развития общества рассматривает пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Развитие формаций представляется как смена ступеней развития: личная и вещная зависимость, характерная для
античности и феодализма; личная независимость с вещной зависимостью при капитализме; всестороннее развитие человека как индивидуальности при коммунизме. Под общественно-экономической формацией понимается исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития мировой истории человечества от первобытнообщинного строя через рабовладе
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.