научная статья по теме Влияние музыки на формирование экологической культуры личности Биология

Текст научной статьи на тему «Влияние музыки на формирование экологической культуры личности»

дарственный университет, издательство «Прометей». - М.: 2011. № 2. Ч. 1, 2.

3. Григорьева Л.И. Формирование экологического сознания сельских школьников: дис. ... канд. пед. наук. - Якутск, 2001.

4. Ларионова А.Г. Проблемы музыкального воспитания личности в условиях регионально-образовательного пространства / А.Г. Ларионова // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе. III Всероссийская научно-практическая конференция студентов и аспирантов. - Якутск, 2014. С. 345-351.

5. Саввинов А.С. Системные исследования объектов различной природы. - М.: Наука, 1997. Саввинов А. С. Человек через призму «Кут-сюр». - Якутск: Якутский научный центр СО РАН, 1995.С. 65.

6. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - В кн.: Проблемы общей психологии. - М., 1976. С. 65.

7. Ушинский К.Д. Избр. пед.соч. - М., 1959. Т. 1. С. 287.

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Ларионова А.Г., Григорьева Л.И.

СВФУ, г. Якутск, Россия

MUSIC INFLUENCE ON THE FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF PERSONALITY

Larionova A.G., Grigorieva L.I.

North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk, Russia

В данной статье поднимается проблема роли экологии и музыки в образовавшемся кризисе образовательной системы. Одной из основных причин складывающейся ситуации являются невосполнимые пробелы в экологическом и музыкальном воспитании в образовании. Одним из возможных решений указанной проблемы может стать нахождение точек соприкосновения проблем экологического и эстетического образования.

Ключевые слова: музыкальное образование; личность; эмоциональное и чувственное восприятие; духовная культура личности; музыкально-творческая деятельность; интонационно-слуховой опыт.

In this article the author raises the problem of the crisis of ecological, musical education system in the country. According to the author one of the main reasons for the current situation is irreparable gaps in ecological and musical education. One of the possible solutions to this problem may be finding common points of secondary and specialized institutions, the necessity of the relevant scientific research.

Keywords: music education; individuality; emotional and sensory experience; spiritual culture of personality; Musical and creative activities; intonation and the aural experience; musical instrument; nature as the actual source; integrity and standards of nature.

Экология (от др.-греч. okoç - обиталище, жилище, дом, имущество и ^oyoç - понятие, учение, наука) - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов» («Generelle Morphologie der Organismen»).

Современное значение понятия экология имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки. В настоящее время чаще всего под экологическими вопросами, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды. Со временем все явственней происходит смещение смысла, благодаря более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду, однако, необходимо разделять понятия ecological («относящееся к науке экологии») и environmental («относящееся к окружающей среде»). Всеобщее внимание к экологии повлекло за собой расширение первоначально довольно чётко обозначенной Эрнстом Геккелем области знаний (исключительно биологических) на другие естественнонаучные и даже гуманитарные науки.

Понятие экологии, относимое до недавних пор к природе и связанному с ней образу жизни людей, переносится сегодня на отношение к культуре, и вообще к памяти, связанной с прошлым. Впервые выделяя в понятии «экология» два раздела: экологию биологическую и экологию культуры, Д.С. Лихачев убедительно обосновывает такое членение понятия: «Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды - задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная

среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его духовной оседлости, для его привязанности к родным местам, следования заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности» [5].

Экологию культуры можно считать одним из разделов экологической эстетики, затрагивающим проблемы историко-культурного, художественного наследия и его включения в современное общественное сознание. По мнению Лихачева, страна - это единство народа, природы и культуры, важнейшими элементами которой служат человечность, одухотворенность. Это положение, как и понятие «гомосфера», которым пользуется ученый, вполне согласуется с учением В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере, о взаимодействии всех элементов живой и неживой природы, хозяйственной и культурной деятельности человека [1].

Философская рефлексия, как определенный тип мышления, ориентирована на осмысление человеком пределов бытия, где философским инструментарием являются онтологический, гносеологический, аксеологический, этический, эстетический аспекты. Понятие «экология души» в большей степени воспринимается как некая метафора, мера отношения человека к окружающему миру, собственной душе, пониманию собственного «Я», стержневому ядру духовно-нравственного континуума личности. В этой связи, в термине «экология души» следует выделять стержневую компоненту - духовно-нравственную сферу личности.

Человека, наделенного экологической культурой, отличает умение достичь гармонии, как со своим внутренним, так и с внешним миром. Экология души - это качественный уровень личного духовного развития каждого человека. Уровень образо-

вания и воспитания является начальным этапом формирования духовной экологии, т.е. духовной чистоты.

Предметом изучения экологии как науки является изучение мира как некой целостности, цельности, органического целого, идеального дома человечества. В этом смысле культура, созданная человеком, ставшая тем, чем человек сам по своему желанию окружил себя по результатам своей деятельности, также как и природа обладает органической целостностью. Как и в природе не все идеально, благополучно, здорово, так и неблагополучно бывает и в самом человеке. И то и другое в изучении бесконечно, и предполагает бесконечность своего изучения [1].

Осознание человечеством глобальности экологического кризиса способствует активному внедрению экологических идей во все сферы общественной жизни. Не только в прикладной научно-естественной сфере, но и в сфере идеологии, морали, искусства, культуры. В современной педагогике включение и личностное принятие экологических понятий, идей и принципов выражаются во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. В этом контексте актуализируются исследования потенциала искусства, имеющее огромное воздействие на эмоциональную сферу личности. Особая роль в этом процессе принадлежит музыкальному искусству.

Музыка - древнейшее из искусств, одна из начал человеческой цивилизации, предельное проявление духа, напрямую обращенная к эмоциональной сфере человека. Как и все виды искусств, музыка представляет специфический род человеческого мышления и деятельности, обладает огромной силой воздействия на душу и ум человека, формируя его интеллектуальные и твор-

ческие способности. Пока другие виды искусств рождались на свет, музыка прошла все этапы развития человека, воплощаясь в его голосе, интонации, эмоции, речи, являясь его родной, природной сутью. Гуманистические качества человека и общества гармонично отражались в музыкальном искусстве в главном ее назначении - чувства и переживании самой жизни, в подвижном и неуловимом в словесном выражении процесса. Представление о магической силе звуков сопровождало человека всю его историю развития; все религии мира свое обращение к Космосу и создателю выражали в музыке. Вибрация, голос, движение, энергия как синкретическое единство шло параллельно развитию культуры человеческого общества, его обретения художественным качеством искусства музыки, когда музыкальная интонация переосмысливалась и приобретала смысл, созвучный своей эпохе.

Музыка как общественный институт несет в себе почти все социальные функции: коммуникативную, этическую, эстетическую, гедонистическую, познавательно-просветительскую, общественно-преобразующую [2].

Особенность коммуникативной функции относится к древнейшим временам, когда предки людей общались при помощи звуков, особых сигналов, когда и язык и речь еще не существовали, но в психике человеческой уже сформировались способности к коммуникации, Впоследствии, в музыке, ставшей самостоятельным искусством, коммуникативные архетипы не только не утратили первоначальную функцию, но и обрели могучее воздействие на жизнь человека во всех ее проявлениях. По мнению Д.К. Кирнарской, музыка как искусство общения настраивает «коммуникативный аппарат» личности, развивает «эмоциональ-

ный интеллект». Приводя в качестве примера историю из медицинской практики, когда после инсульта пациенту удалось восстановить речь посредством пения, автор обращает внимание, что этот небольшой пример демонстрирует фундаментальную закономерность: онтогенез, или развитие человека и личности, повторяет на своем пути филогенез, или историческое развитие человека [4].

Этическое содержание музыки непосредственно связано с духовной природой человека, соединяя в себе этические понятия добра, греха, возвышенных чувств, блага, красоты, сострадания, вечности в эмоциональном сопереживании музыкальных произведений. В моральном очищении и покаянии статус музыкального искусства в ее элитарности, метафоричности художественного музыкального сознания практически самостоятелен.

В эстетической функции красивое, гармоничное, соразмерное начало всегда выступало неотъемлимой частью музыки как вида искусства. Фольклорное музицирование наряду с искусством духовной традиции также было всегда связано с эстетическими качествами, уходя корнями в глубь древнейших музыкальных культур Индии, Востока, Европы и др.

Физическая потребность человека в моторном и звуковом выр

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком