научная статья по теме Влияние технологии фотографии на визуальную культуру индустриального общества Биология

Текст научной статьи на тему «Влияние технологии фотографии на визуальную культуру индустриального общества»

влияние технологии фотографии на визуальную культуру индустриального общества

листвин г.г., листвина Е.г.

Национальный исследовательский Томский государственный университет, Первый музей славянской мифологии, Томск, Россия

the impact of photography's technology on the visual culture of industrial society

Listvin G.G., Listvina E.G.

National Research Tomsk State University, The First Museum of Slavic mythology, Tomsk, Russia

Феномен фотографии широко рассматривался теоретиками, философами и практиками фотографии (С. Сон-таг, К. Брессон, Р. Барт, М. Фризо, Л. Фрост и др.), однако его осмысление не завершено. Значение фотоизображения в процессе формирования современного визуального пространства сложно переоценить, такое влияние на визуальную среду фотография приобретала поступательно вместе с совершенствованием технической базы. В индустриальный период произошел качественный рост технологии, повлекший появление нового подхода к получению

изображений. Усложнение технологии фотографии расширило ее изобразительный потенциал. Культурологический анализ технического развития демонстрирует роль фотографии в изменении визуальной среды.

Ключевые слова: аналоговая фотография; индустриальное общество; визуальная среда; развитие фототехники; история фотографии.

The photography's phenomenon has been studied extensively photos theorists, philosophers and practitioners (S. Sontag, K. Bresson, R. Barthes, M. Frizo, L. Frost et al.), but its interpretation is not completed. The role of photography in the process of contemporary visual space is significant, such an impact on the visual environment photography becomes progressively together with the improvement of technical base. In the industrial period there was a qualitative growth of technology, which has caused a new method to obtain photos. The increasing complexity of technology of photography has expanded its artistic potential. Cultural analysis of technical development demonstrates the role of photography in changing visual environment.

Keywords: analog photography; industrial society; visual milieu; development of photographic equipment; history of photography.

Фотография выступает одним из важных элементов, формирующих визуальную среду современной культуры. С одной стороны, современная фотография - результат деятельности человека, с другой - продукт культуры. Она способна эффективно и быстро

доносить информацию, обеспечивая изображениями визуальную среду через тиражирование в периодических изданиях, Интернет сети и т.д. В современном обществе фотографии отведена особая роль - донести информацию до каждого его члена, в отличие от графики или живописи. Фотография удовлетворят потребности информационного общества. Современная фотография имеет свойство универсальности: технология, документ, информация, искусство. Она транслирует ценности, ввиду этого формируются стереотипы, поскольку язык фотографии универсален. Фотоизображение способно передать информацию, понимаемую людьми разных культур, национальностей, вероисповеданий, говорящих на разных языках. Будучи знаком-копией, в условиях глобализации фотография становится одним из важнейших средств межкультурной, международной коммуникации. При всей объективной роли данного феномена, его осмысление не завершено.

Можно выделить несколько подходов в понимании фотографии. Фундаментальные работы Сьюзен Сонтаг «О фотографии», Картье Брессона «Воображаемая реальность», статьи Ласло Махой-Надь, а также «Философия фотографии» Валерия Савчука, «Camera Lucida» Ролана Барта, «Новая история фотографии» Мишеля Фризо, «История фотографии» Бомонта Ньюхолла внесли значительный вклад в осмысление фотографии как философского и культурного феномена. Однако в перечисленных работах процессу получения фотоизображения не уделяется внимания, в то время как технология получения фотографии непрерывно совершенствуется, с ней изменяется фотография как феномен культуры.

Другой подход к фотографии - в большей степени изучение технического аспекта. Это характерно для практиков фотографии, когда большее вниманию уделяется получению фотоизображения, а не социокультурному значении фотографии. Работы Ли Фроста «Современная фотография», Майкла Фримана «Идеальная экспозиция», Скотта Келби «Освещение, съемка, ретушь. Пошаговое руководство по студийной съемке» свидетельствуют об этом. Авторы исследуют вопросы: как настраивать фототехнику, какую оптику использовать, как работать со светом, т.е. рассматривают решение конкретные практические задач, главным образом, отвечают на вопрос: как создать четкое, яркое и эмоциональное изображение.

Таким образом, с одной стороны, ряд исследователей описывают технические особенности фотоаппаратуры и устанавливают взаимосвязь между техническими параметрами и качеством получаемого снимка. Другие - изучают социокультурное значение фотографии. Однако синтетический подход - культурологический анализ технической эволюции фотоизображения отсутствует. Таким образом возможно установить степень влияния фотографии на формирование визуальной среды. Под визуальной средой понимается совокупность плоскостных изображений, созданных человеком, несущих информационное и эстетическое значение. В статье ставится вопрос о роли технических возможностей фотопроцесса в понимании информационного и визуального потенциала фотографии. Рассматривается влияние эволюции фототехники на становление языка фотографии. По мнению исследователей, феномен фотографии изменил понимание изображения. Поэтому его целостная оценка может быть достигнута

при сравнении фотографии с видами изображений, появившихся ранее, - живописью и графикой. В данной статье под фотографией будет пониматься аналоговая.

Идея фиксации изображения с помощью технического средства появилась задолго до первой фотографии. Художники эпохи Возрождения в XVI веке использовали камеру обскура. Для построения точного изображения они обводили вручную полученную проекцию. [1. с. 92] Для создания фотоаппарата не хватало лишь светочувствительного материала. Познания в химии, необходимые для его создания, появились раньше. С XIII века встречаются упоминания о свойстве солей серебра темнеть на свету. [2] В середине XVIII века обнаруживаются фотохимические свойства нитрата серебра и смол древесины. Несмотря на это, первые фотоизображения были сделаны лишь в 1822 году. Почему фотография не появилась раньше?

Вторая половина XVШ-XIX веков - период научно-технических открытий. Появляется ряд изобретений, изменивших социальный уклад общества и оказавших большое влияние на культуру. Создание и использование парового двигателя приводит к изменению уклада жизни. Большинство сельских жителей становятся горожанами. Элвин Тоффлер рассматривает эти процессы как смену сельскохозяйственного общества на индустриальное. В описании этого явления Тоффлер прибегает к его сравнению с волнам, сменяющими друг друга. [3] Ученый выделяет ряд факторов, ввиду чего произошел переход к индустриальному обществу, один из которых - смещение занятости людей от ручного труда к машинному. По его утверждению, в индустриальном обществе труд большинства людей связан с машинным произ-

водством. [3] Идея машины, преобразующей мир, реализуется во всех аспектах человеческой жизни. В свою очередь, новые реалии индустриального общества формирую новый вид изображений. Появляется закономерная идея создания машины, облегчающей процесс получения изображения. Фотография также соединила в себе знания физики и химии. Однако можно ли утверждать, что первые фотографии были способны влиять на формирование визуальной среды? Когда сегодня речь идет о фотоизображении, то к современной фотографии относится ряд критериев. Сформулируем перечень этих свойств и попробуем каждый соотнести с этапами технической эволюции фотографии:

■ создание изображения при помощи машины, заменившей ручной труд;

■ получение изображение быстро и просто;

■ создание правдоподобной копии объекта, фотография -документ;

■ неограниченная возможность копирования изображения;

■ фотография способна выражать субъективную оценку;

■ создание фотографии - доступный способ получения изображения для каждого.

Период появления фотографии характеризуется индустриальным подъемом. В истории данный этап обозначается формированием индустриального общества, когда научно-техническая база позволила ряду европейских ученых подойти к созданию аппарата, способного фиксировать изображение на светочувствительном материале. Нисефор Ньепс считается одним из изобретателей фотографии, получивших первые «светорисунки-гелио-

гравюры» в 1828 году. Время экспозиции снимка составляло от 2 до 8 часов, за этот период времени Солнце перемещалось, это снижало степень детализации и нарушало светотеневой рисунок. Гелиогравюра соотносится с критериями современной фотографии по двум пунктам: изображение создано с привлечением техники, неограниченная возможность копирования изображения. Миметические свойства первой фотографии существенно уступали живописи и графике. Изображение на битуме получалось рельефным, поэтому было возможным осуществить копирование контактным способом по типу высокой печати, применяемой в ксилографии. Необходимо отметить, что данная технология не оказала влияния на формирование визуальной среды, т.к. первые снимки не получили распространения и оставались как изобретение в стенах мастерской Ньепса.

Следующий этап технического развития фотографии наступил с созданием новой технологии приемником Ньепса - Луи-Жаком-Манде Дагером. Время экспозиции было сокращено до 10-15 минут, это расширило диапазон изобразительных возможностей фотографии. Описание технологии получения изображения Дагером было переведено на большинство европейских языков, так фотография стала общедоступной. [4] Неслучайно 1839 год издания «Historique et description des precedes du daguerreotype et du diorama» считается датой появления фотографии. В отличие от изображения, полученного Ньепсом, дагерротип был более детальным, и, соответственно, четче передавал события истории. Дагерротипы сближаются с современной фотографией

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком