научная статья по теме ВЛИЯНИЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ НА ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИИ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ВЛИЯНИЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ НА ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИИ»

УДК 349 ББК 67.0

ВЛИЯНИЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ НА ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В РОССИИ

Маргарита Саидбековна ЭСЕНБУЛАТОВА, аспирант кафедры теории и истории государства и права Российского государственного социального университета

E-mail: noordkrone@gmail.com

Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

Аннотация. Статья посвящена развитию взаимоотношений государства и религиозных объединений после Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: государство, религия и право, религиозные объединения.

Annotation. Article focuses on the development of relations between the state and religious associations in the first half of the XX century.

Key words: state, religion and law, religious associations.

Научный руководитель — О.Н. Петюкова, доктор юридических наук, профессор

Существенные перемены в государственно-конфессиональных отношениях произошли после начала Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг., во время которой значение религиозных объединений на территории Советского Союза начало значительно возрастать. С самого начала военных действий представители духовенства традиционных для России религий, и в первую очередь митрополит Сергий от лица всех православных, выразили свою безоговорочную поддержку советской власти. Объединяясь перед лицом общего врага, священнослужители практически сразу выступили с официальными заявлениями, направленными против захватчиков, призывая каждого из последователей своего вероисповедания к противостоянию врагу.

В первые два года войны Советское государство по большей части придерживается политики невмешательства в дела религиозных организаций, не поощряя, но и не препятствуя их деятельности. Это позволило разнообразить сферы их влияния: собирались пожертвования, проводились массовые церемонии, расширялось поле для издательской деятельности служителей культов. Была прекращена активная антирелигиозная пропаганда и закрыт Союз воинствующих безбожников.

Оценив положительный эффект, который приносила патриотическая деятельность различных конфессий, государство постепенно идет на определенные послабления в отношении религиозных организаций: начинают открываться церкви и молитвенные здания. В 1942 г., в честь празднования Пасхи, распоряжением коменданта Москвы было разрешено беспрепятственное движение по городу на всю ночь1.

Активное участие церковь принимала и в деятельности Всеславянского комитета борьбы с фашизмом: предоставляла материалы, посвященные борьбе с захватчиками, авторами которых являлись митрополиты и епископы. По просьбе Комитета митрополит Сергий также обращался с воззваниями к верующим из других стран, к солдатам, сражавшимся на Восточном фронте.

4 сентября 1943 г. состоялась историческая встреча И.В. Сталина с иерархами Русской православной церкви, результатом которой стало возрождение патриаршества и согласие на открытие новых духовных академий и семинарий в епархиях.

Когда 19 сентября 1943 г. в Москву прибыла делегация Англиканской церкви во главе с архиепископом Йоркским С.Ф. Гарбеттом, митрополит Сергий принял ее уже в статусе Патриарха

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2015

Московского и всея Руси, что произвело благоприятное впечатление на делегатов.

Ожидания оправдались: архиепископ Йоркский С.Ф. Гарбетт по возвращении домой неоднократно выступал с заявлениями о свободе отправления религиозного культа и отсутствии ограничений для церковной службы в России. Впоследствии представители американских изданий часто встречались с представителями религиозных объединений в СССР, собирая информацию о религиозном положении в стране. Больше всего их интересовало, помогает ли церковь государству в войне, существует ли ограничение религиозной деятельности и какими на самом деле являются отношения религиозных объединений с государством. Во многом ответом на высказанный интерес стали многочисленные публикации соответствующей литературы, посвященной религиозной жизни в СССР. В том числе и на иностранных языках.

Положительные отзывы о состоянии духовенства и о политике И.В. Сталина в отношении религиозных организаций оказали своевременное воздействие на позиции союзников в вопросе решения об открытии Второго фронта. Положение церкви постепенно начало улучшаться, более лояльным становилось и отношение к религии в целом — так, уже через месяц, в октябре 1943 г., было создано Центральное управление мусульман в Ташкенте, что подтверждало заинтересованность власти в установлении более плотных связей с религиозными организациями.

Напряженность, вновь возникшая в государственно-конфессиональных отношениях после окончания Великой Отечественной войны, наиболее ярко проявилась в период, названный «Хрущевской антирелигиозной кампанией». После прихода к власти Н.С. Хрущева государственная политика по отношению к религии вновь начала ужесточаться, усилилась атеистическая пропаганда. Появились обвинения в недостаточно активной борьбе партийных организаций с религиозной идеологией, распространяемой «среди отсталых слоев населения»2.

В 1975 г. произошло первое значительное изменение в положении религиозных объединений с точки зрения права: вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О внесении изменений и дополнений в постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях»». Указ давал религиозным объединениям возможность свободно в рамках закона приобретать предметы религиозного культа; владеть, пользоваться и распоряжаться недвижи-

мым и движимым имуществом в соответствии с действующим законодательством.

Наметившаяся положительная тенденция в отношении религиозных объединений со стороны государства объяснялась несколькими факторами:

во-первых, со времени отделения церкви от государства прошло уже несколько десятилетий и выросло не одно поколение, воспитанное в соответствии с установившейся в государстве антирелигиозной идеологией, следовательно, церковь преимущественно лишилась своего влияния среди народонаселения страны;

во-вторых, еще во время Великой Отечественной войны, а затем и в послевоенный период государство стремилось использовать религиозные объединения в своей внешнеполитической деятельности.

Профессор Л.Н. Митрохин заметил, что «власти смотрели на церковь как на некий пережиточный департамент, осколок прежнего строя, но департамент весьма авторитетный, особенно в глазах Запада»3.

Значительно улучшилось положение церкви в период реформ М.С. Горбачева, в июне 1988 г. даже прошли многочисленные праздничные мероприятия, посвященные 1000-летию Крещения Руси, к которому были приурочены богословские конференции и выход в свет нескольких научных статей, в том числе подчеркивающих значимость принятия христианства для истории государства в целом.

Постепенно деятельность церкви стала затрагивать и иные, кроме сугубо духовных, сферы общественной жизни: стали открываться благотворительные фонды, возрождались воскресные школы4.

Событием, окончательно подчеркнувшим возвращение церкви как значимого социального института в глазах государства, стало избрание в 1989 г. Патриарха Московского и всея Руси Пимена, митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия и еще нескольких представителей духовенства народными депутатами СССР.

1 Одинцов М.И. Русская православная церковь накануне и в эпоху сталинского социализма. 1917—1953 гг. // М.: Политическая энциклопедия, 2014. С. 263.

2 Постановление ЦК КПСС от 07.07.1954 г. «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» // http://www.rusoir.ru/03print/02/239/

3 Митрохин Л.Н. Баллада об «Атеистическом топоре» // Религия и права человека. На пути к свободе совести / Под общ. ред. С.Б. Филатова. М.: Наука, 1996. С. 78.

4 Казьмина О.Е. Русская православная церковь и новая религиозная ситуация в России // М.: Изд-во Моск. унта, 2009. С. 52.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2015

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком