научная статья по теме Внутренний монолог (грамматический аспект) Биология

Текст научной статьи на тему «Внутренний монолог (грамматический аспект)»

Список использованных источников

1. Dictionary of English Language and Culture. London: Longman, 1992. - 1528 pp.

2. Oxford Advanced Learner's Dictionary of Current English by A.S. Hornby, Oxford University Press, 1974. P. 925.

3. The Concise Oxford Dictionary of Current English. London, NewYork, Sydney, Toronto: Oxford University Press, 1996. - 1673 pp.

4. Агапова С.Г. К вопросу о тексте и текстовых категориях // Лингвистика: традиции и современность. Ростов н/Д: ПИ ЮФУ, 2009.С.9-12.

5. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: «УРСС», 2004. - 576 с

6. Патюкова Р.В. Публичная коммуникация в дискурсе американской политической элиты: Справочное пособие. Краснодар: КубГУ, 2009. - 487 с.

7. Патюкова Р.В. Сопоставительный анализ понятий публичной и политической коммуникации // Вестник Челябинского государственного университета. Выпуск 36. (34) 2009. - Челябинск: ЧГУ, 2009. - С. 67-72.

8. Шейгал Е.И. Инаугурационное обращение как жанр политического дискурса // Жанры речи - 3 Саратов: Колледж, 2002. - С.205-214.

УДК 811.133.1

Е.Н. Грушецкая

Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова г. Могилев, Беларусь

ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ (ГРАММАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Голос говорящего в тексте передается разными типами отнесенной речи. Внешняя речь говорящего грамматически оформляется прямой и косвенной речью, внутренняя - несобственно-прямой, представляющей некоторую трудность при ее выявлении и интерпретации.

Грамматика текста, коммуникативная грамматика предоставляют новые интересные возможности для интерпретации языковых явлений с привлечением данных литературоведения, наррато-логии и т.д. В этой связи наиболее актуальной представляется проблема грамматического выражения внутренней речи персонажей текста.

Особое место в этом плане занимает теория диалогизма и полифонии М.М. Бахтина, который рассматривает текст как живой организм, поскольку в нем имеют права высказаться все его создатели: персонажи, повествователь и т.д. В момент высказывания они получают статус говорящего.

Говорящий проявляет себя в тексте как эксплицитно, так и имплицитно. Эксплицитное присутствие передается графически оформленной прямой речью. Необходимым признаком прямой речи является наличие вводного глагола (сказать, спросить и др.). Что касается временного плана, то прямая речь совпадает с моментом высказывания говорящего. Имплицитное присутствие передается с помощью косвенной речи, которая лишена графического оформления, но имеет вводный глагол. Косвенная речь не связана с моментом высказывания говорящего. Прямая речь, используемая в основном в диалогическом тексте, служит для выражения внешней речи говорящего, которая непосредственно направлена на слушающего.

Особую трудность представляет собой внутренняя речь (внутренний монолог) говорящего, поскольку она связана с эмоциями, переживаниями последнего. Внутренний монолог - это речь без слушающего, непроизносимая вслух, с помощью которой персонаж выражает свои самые сокровенные чувства [1, p. 102]. Что касается формы речи, служащей для передачи внутреннего монолога, то необходимо отметить наличие в лингвистической литературе целого ряда терминов: несобственно-прямая речь, автономный монолог, необозначенная прямая речь, свободная прямая речь, моноло-гальный дискурс и др. Представляется, что все термины условно объединяются следующим определением несобственно-прямой речи: "НПР - это отрывок повествовательного текста, передающий слова, чувства, восприятия или только смысловую позицию одного из изображаемых персонажей, причем передача текста персонажа не маркируется ни графическими знаками (или их эквивалентами), ни вводными словами (или их эквивалентами)" [2, с. 224].

Итак, выявление внутреннего монолога говорящего на грамматическом уровне представляет определенную трудность и безусловный интерес, так как внутренняя речь связана не только с сознанием, но и с подсознанием говорящего, что иногда ведет к алогизму, незавершенности его высказывания.

Список использованных источников

1. Dujardin, E. Monologue intérieur / E. Dujardin. - Paris: Éd. du Seuil, 1931. - 509 p.

2. Шмид, В. Нарратология / В. Шмид. - М.: Языки слав. культуры, 2003. - 312 с.

ИСТОРИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 130.2

И.В. Нечаев

Московский гуманитарный университет г. Москва, Россия

«ВСЕЛЕННАЯ ЕДИНОЙ МОРАЛИ» КАК КУЛЬТУРНЫЙ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

В статье представлены наиболее значимые теории современных зарубежных ученых по формированию универсального морального кода, формулированию и классификации общих нравственных ценностей. Материал исследования составили публикации зарубежных ученых последних лет, впервые ставшие предметом анализа.

Еще столетие назад Фридрих Ницше провозгласил, что Бог мертв и обрисовал мрачное будущее для человечества в XXI веке, предсказывая дезинтеграцию моральных ценностей. Сегодня уже не вызывает сомнений, что стремительный процесс глобализации всех форм экономической и социокультурной жизни нуждается в пересмотре этических констант культуры, способных отвечать на вызовы современности. Об этом свидетельствует повышенное внимание западных и отечественных представителей гуманитарного знания к проблеме так называемой «моральной вселенной», культурологической по сути..

Зарубежные авторы, отмечая феномен культурного парадокса в ситуации постмодернизма, акцентируют внимание на взаимоисключающих тенденциях центробежности и центростремитель-ности в обществе, характеризующемся плюрализмом, децентрализацией, рассеиванием, раздробленностью и разрывом связей.

В одном из публичных выступлений премьер-министр Великобритании Гордон Браун в рамках прогрессивной политики предложил сначала Англии, а потом и всему миру сформировать «Вселенную единой морали». Г. Браун призвал, чтобы каждый житель Земли, опираясь на выработанные им приоритеты, стремился не только к решению задач, направленных на достижение личных целей, но и к способности противостоять глобализации, создающей преграды на пути к справедливости мирового порядка [3, 13-14].

В рамках этой концепции Г. Браун вынес на обсуждение 3 основных предложения: взаимодействие людей должно пробудить их отзывчивость не только к нуждам соседей, но и к нуждам незнакомцев; нравственные чувства индивида должны побуждать его исполнять не только те обязанности, которые направлены на получение собственной выгоды; требование справедливости не должно противоречить свободе конкретного человека, гарантируя сохранение достоинства каждого

[3, 17].

Анализ современных научных исследований показал, что Г. Браун фактически только акцентировал значимость концепции «Вселенной единой морали», опираясь на уже существующие в ряде культурологических теорий выводы.

Так, американский философ Бернард Герт полагает, что существует только одна общая мораль, которой можно дать четкое, ясное, логически последовательное определение. Дав определение моральной системе и объяснив ее природу, Б. Герт относит ее к универсальным явлениям человеческой природы, таким, как подверженность ошибкам, ранимость и рациональность.

При этом Б. Герт различает 10 моральных норм, которые разделяются на две категории: первые пять норм, запрещающие прямое причинение любого из базисных повреждений (смерть, боль, недееспособность, лишение свободы и удовольствий), и вторые пять, запрещающие действия, способные косвенно причинить тот же самый ущерб (не лгать, выполнять обещания, не жульничать, следовать закону и исполнять свой долг). Как лаконично сформулировали Т. Бошамп и Дж. Чайлдресс: «Р.Клоузер и Б.Герт в своей этической теории почти полностью основываются на отсутствии вреда» [2, 318].

Хотя подход Герта представляется достаточно интересным и практически ориентированным, у него есть свои минусы. Даже если принять во внимание, что существует только одна моральная реальность, одна моральная вселенная, это совсем не значит, что возможно только одно уникальное

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком