научная статья по теме ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВОСТОЧНОКАВКАЗСКИХ ГУННОВ С АТТИЛОЙ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВОСТОЧНОКАВКАЗСКИХ ГУННОВ С АТТИЛОЙ»

38

ВОСТОК (ORIENS) 2013 № 4

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВОСТОЧНОКАВКАЗСКИХ ГУННОВ С АТТИЛОЙ

© 2013 И. Г. СЕМЁНОВ

В раннесредневековых источниках "гуннами " называются самые разные народы, обитавшие в достаточно удаленных друг от друга регионах - в Центральной Азии, на Кавказе и в Центральной Европе. Причины такого именования остаются дискуссионными, и столь же дискуссионными являются вопросы об этнической принадлежности этих народов и о генетических связях между ними1. Цель настоящей статьи состоит в анализе источников по истории политических отношений европейских гуннов и вос-точнокавказских гуннов. Обращение к данной теме, в свою очередь, позволяет пролить некоторый свет и на вопрос о возможности наличия этногенетических связей между этими двумя народами.

Ключевые слова: росмосоки, гунны, восточнокавказские гунны (honk'), Аттила, Теофил, hЕран, Эрнах.

Восточнокавказские гунны неизменно именуются раннесредневековыми армянскими авторами этнонимом honk', эквивалентным термину "гунн" греко- и латиноязычных источников (Xouvvi, Hunn). Наиболее надежные из ранних примеров такого именования относятся к IV в. Что особенно ценно, армянские источники, именуя указанный народ "гуннами", как правило, не смешивают их ни с савирами, ни с хазарами, ни с другими этническими группами, названия которых в византийской историографической традиции нередко приводятся в виде двойных этнонимов - гунны-савиры, гунны-акациры и т.д.

Западные источники также фиксируют этноним "гунн" начиная с IV в., но их сообщения, как правило, связаны не с кавказскими, а с европейскими гуннами. По данным Ам-миана Марцеллина, около 371 г. гунны, продвигаясь с востока, разгромили донских алан, а затем нанесли поражение готам-грейтунгам [Ammiani Marcellini..., 1873, 31. 3. 1-3] (остготы; ок. 373 г.). Вскоре гунны мигрировали еще дальше на запад, разбили вестготов, после чего осели в Паннонии. Созданная ими в этом регионе держава просуществовала до конца 60-х гг. V в. Пика своего могущества оно достигло в период правления Атти-лы (434-454), который подчинил себе многие племена Северного Кавказа и беспокоил своими набегами не только Западную Римскую империю и Византию, но и Сасанидскую державу.

Что же касается восточнокавказских гуннов, то источники не позволяют проследить ни их этническую принадлежность, ни исходный район их миграции на Кавказ, ни время самой миграции. Ввиду этого по указанным вопросам высказывались самые разные, порой диаметрально противоположные точки зрения2.

1 Наиболее солидно эти проблемы представлены в следующих работах: [Maenchen-Helfen, 1945; Maenchen-Helfen, 1973; Doerfer, 1973; Дёрфер, 1986, с. 71-134].

2 Обзор основных точек зрения см.: [Джафаров, 1985; Гмыря, 1980; Гмыря, 1993; Гмыря, 1995; Гмыря, 2009].

Наиболее надежные сведения об этом народе приводятся Елишэ (Ег'ишэ) и Лазаром (Г'азар) П'арпец'и (V в.). Эта надежность связана с тем, что оба автора описывали современные им события. Их сообщения позволяют говорить о том, что восточнокавказские гунны принимали участие в целом ряде событий на Кавказе на протяжении всего V столетия [Егише, 1971, главы 1, 3, 6; Ghazar Р'агре1вЧ, 1991, 2. 35].

В относящемся к тому же V в. историко-эпическом сочинении "Бузандаран пат-мут'юнк"', известном в историографии как "История Армении П 'австоса Бузанда", содержатся сообщения об участии восточнокавказских гуннов в событиях 30-х и 60-х гг. IV в. (ниже, в соответствии со сложившейся в отечественной историографии традицией, автор этого сочинения будет именоваться Фавстосом Бузандом) [История Армении..., 1953, 4. 7, 25]. Аутентичность этих данных является проблематичной, однако тот факт, что гунны фигурируют у Фавстоса Бузанда в одном ряду с другими восточнокавказскими племенами, сводит к минимуму возможность того, что он заменил имя какой-то этнической группы современным ему этнонимом "гунны". В таком случае представляется наиболее вероятным, что миграция этих гуннов на Восточный Кавказ могла иметь место не позднее 30-х гг. IV в.

Еще один довод в пользу этой точки зрения можно видеть в том, что многочисленные источники относят к хронологически близкому периоду, а именно к 395 г., набег неких "гуннов" на восточные провинции Византийской империи3. Так, по данным сирийского жития Петра Ивера, иверийский (картлийский) царь Фарзман (Фарасман IV грузинских источников) заключил союз с "белыми гуннами", жившими по соседству с Грузией, и направил их против византийцев [КааЬе, 1895, Б. 5]. Как показывает анализ общеполитической ситуации на Кавказе, "белые гунны" выдвигались в Малую Азию через Дарьяльский проход [Семёнов, 2010, с. 138-148; Семёнов, 2011, с. 165-178].

Свидетельства о восточнокавказских гуннах содержатся также в агиографическом сочинении, озаглавленном как "Агатангелос" ("Агафангелос", "Агатангег'ос"). В нем гунны фигурируют в связи с событиями III в. [Агатангелос, 2004, § 19], однако, поскольку эти данные не подкрепляются показаниями других источников, достоверность этих сообщений не может не вызывать сомнения [Артамонов, 1962, с. 52; Гадло, 1979, с. 31].

Необходимо также отметить, что ранее точка зрения о миграции во II в. н.э. какой-то группы гуннов на Кавказ опиралась на сообщение Дионисия Периэгета (Дионисий Александрийский; II в. н.э., писал около 160 г. н.э.) об "уннах" в Северо-Западном Прикаспии (см., напр.: [Могаусв1к, 1958, Bd. II, Б. 236; Бернштам, 1951, с. 135; Федоров, Федоров, 1978, с. 28, 47-48; Джафаров, 1985, с. 12-13; Гмыря, 1993, с. 278, 282 сл.; Гмыря, 1995, с. 9, 46]), хотя ныне твердо установлено, что в ранних списках "Землеописания" Дионисия в качестве обитателей этого региона фигурируют финны, или тины (©шог), [Дионисий Александрийский, 2006, № 2, с. 240]. Только в поздних рукописях сочинения Дионисия вместо тинов значатся "унны" (Оиууог). Кроме того, и поздний комментатор Евстафий указывал, что у Дионисия Периегета вместо ©иуог следует читать Оиууог (унны) [Дионисий Александрийский, 2006, с. 240, комм. 236; см. также: МаепсЪеп-Не^еп, 1973, р. 446]. Данное обстоятельство требует предельно осторожного подхода к оценке тех сообщений "Агатангелоса", в которых упоминаются восточнокавказские гунны.

Во второй трети V в., по мере расширения владений Аттилы, в том числе на Кавказе, Страна восточнокавказских гуннов попадает в сферу интересов Гуннской державы. Сообщения Елишэ позволяют установить, что Аттила прочно овладел предкавказскими степями и Страной восточнокавказских гуннов [Семёнов, 2007, с. 39 сл.]. Необходимо отметить, что Елишэ именует гуннами, во-первых, кушан, оговаривая всякий раз, что речь идет именно о центральноазиатском народе, и, во-вторых, гуннов Аттилы, которых он называет еще Найлндурами (На]1Ыыгк'/ка]§'^ыгк'). При этом Елишэ не выделяет особо восточнокавказских гуннов - как можно предполагать, в ряде случаев в его сочинении

3 Наиболее обстоятельный обзор источников см.: [Пигулевская, 2000, с. 227-230].

40

И. Г. СЕМЁНОВ

они скрываются в качестве одного из составляющих этнического конгломерата кавказских степняков, подчиненных Аттиле. Совершенно иную картину демонстрируют показания жития князя Теофила, к анализу которых я и перехожу.

Житие князя Теофила сохранилось в составе "Истории страны Алуанк"' ("История Албании", или "История албан") Мовсеса Каланкатуаци, причем текст жития разбит в этом сочинении на несколько глав (1. 28-30). Повествование в этом источнике начинается с сообщения о том, что после смерти Месропа Маштоца его ученики, оставленные им в Албании, отправились в паломничество в Иерусалим. Спустя некоторое время они вместе с несколькими священниками направились в обратный путь и прибыли в Албанию в самый канун Пасхи. Там их застигло нападение некоего северного народа, который именуется в житии росмосоками. По данным источника, царь росмосоков разделил свое войско на три группы: первой из них было поручено разграбление Албании, второй - Иберии (Картли), третьей - Армении. Во главе первой из них был поставлен "полководец гуннов", который далее в житии именуется "военачальником Тобельского полка", "полководцем гуннов" и "великим царем гуннов" [Мовсэс Каланкатуаци, 1984, 1. 29]4.

Войска "полководца гуннов" захватили крупную добычу. Вернувшиеся к этому моменту в Албанию ученики Месропа Маштоца погибли во время нашествия. Главный из христианских священников, прибывших вместе с ними в Албанию, также погиб, а двое других были взяты в плен. Между тем "полководец гуннов" вознамерился жениться на знатной пленнице ТагуЪи из албанской провинции Утик', но та отказалась сблизиться с ним и была убита. Ночью гунны заметили лучи, осветившие место казни ТагуЪи. Это побудило их позвать пленных христианских священников и креститься. "Полководец гуннов" принял крестильное имя Теофил, а его сыновья - Мовсэс и Анерологис [Мовсэс Каланкатуаци, 1984, 1. 29].

Вслед за этим князь Теофил направился к лагерю "царя росмосоков". Тот в это время приносил благодарственные жертвы языческим богам. "Царь росмосоков" потребовал, чтобы то же сделал и "полководец гуннов" и его военачальники, но те отказались. В наказание за это "царь росмосоков" приказал подвергнуть Теофила и тридцать гуннских военачальников смертельным пыткам. Сыновья Теофила и остальные крещеные гунны пытались бежать, но были настигнуты и перебиты [Мовсэс Каланкатуаци, 1984, 1. 30].

Анализ этого жития привел К.В. Тревер к заключению о достоверности изложенных в нем фактов, причем нападение "росмосоков" на Закавказье было отнесено ею к 532 г. [Тревер, 1949, с. 226-230; Мамедов, 1977, с. 83]. Однако это вызвало возражения М.И. Артамонова, указавшего на то, что в "Истории страны Алуанк'" говорится о том, что набег происходил вскоре после смерти Месропа Маштоца, т.е. в 40-х гг. V в. [Артамонов, 1962, с. 72, прим. 15]. А.А. Акопян относит написание соответствующих глав "Истории страны Алуанк'" к последним десятилетиям VII в. и считает весь этот рассказ вымышленным [Акопян, 1987, с. 200, прим. 74]. Ю.Р. Джафаров, напротив, вслед за К.В. Тревер рассматривает данные этого жития как достоверные. Он сопоставляет данные о р

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком