научная статья по теме ВОЕННОЕ ДЕЛО ЛАМУТОВ В XVII-XVIII ВВ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ВОЕННОЕ ДЕЛО ЛАМУТОВ В XVII-XVIII ВВ»

ЭО, 2014 г., № 5 © А.К. Нефёдкин

ВОЕННОЕ ДЕЛО ЛАМУТОВ В XVII-XVIII вв.1

Ключевые слова: Ламуты, эвены, военное дело, "оленница"

Статья рассматривает различные аспекты военного дела оленных ламутов-эвенов ХУП-ХУШ вв. (вооружение, комплектование, система командования, численность отрядов), делая акцент на стрелках - наездниках на оленях, которых предлагается именовать "оленницей". Описывается возможная тактика этих наездников на поле боя и их роль в ходе боевых действий, а также обсуждается гипотеза происхождения данной тактики вследствие контактов с конными тунгусами.

Военная культура эвенов, да и эвенков, не привлекала к себе пристального внимания исследователей, хотя военные столкновения были частью жизни этих народов на протяжении ХУП-ХУШ вв., т.е. той эпохи, которая зафиксирована в российских и иностранных письменных источниках. В.В. Антропова в своей обширной статье, посвященной военному делу народов Северо-Востока Сибири, упоминает ламутов лишь как противников юкагиров и чукчей и рассматривает тунгусский доспех в описании академика Г.Ф. Миллера (Антропова 1957: 181-182, 219). Краткое описание общего состояния военного дела тунгусов накануне прихода русских составила Г. М. Василе-вич на основании такого сложного источника как фольклорные материалы (Василевич 1968: 398-400). Рассматривая культуру таежных охотников, В.А. Туголуков посвятил несколько страниц и военным обычаям тунгусов (Туголуков 1969: 114-118; 1980: 8385). В общем, как видим, военное дело ламутов в частности и тунгусов вообще - сюжет, не разработанный в достаточной степени.

Поскольку сведений о военном деле оленных ламутов для рассматриваемого периода все же недостаточно, то приходится широко интерполировать данные о военном деле родственных им тунгусов-эвенков, о которых сведений несколько больше. Тем более что в источниках ХУ11-Х1Х вв. этнонимы не устоялись, и "тунгусами" именовали не только эвенков, но и эвенов (Новикова 1958: 7; Туголуков 1980: 15; 1982: 155; Попова 1981: 11; Тураев 1997: 13-14). Также необходимо использовать сведения, касающиеся "пеших" ламутов, военная культура которых была родственна "оленным", ведь последние уже в 1740-х гг. рассматривались как предки оседлых ламутов, оставшихся без оленей (Линденау 1983: 53; ср.: Сгибнев 1859: 35; Туголуков 1982: 164).

Оружие. В январе 1646 г. якутский казак Андрей Иванович Горелый рассказывал об охотских ламутах, с которыми он столкнулся в 1642 г.: "А бой у них лучной, стрелы - копейца костяные, а бьютца на оленях сидя, что на конях гоняют" (Белов 1952: 56). В датированной тем же годом "сказке" казака Нехороша Ивановича Колобова, рассказывающей об эвенах бассейна реки Ульи в 1639 г., сообщается: "а бой у них

Александр Константинович Нефёдкин - д.и.н., заместитель главного редактора военно-исторического журнала "Para bellum"; e-mail: nefiodkin@mail.ru

лучной, у стрел копейца и рогатины все костяные, а железа мало, и лес и дрова секут и юрты рубят каменными и костяными топорки" (Белов 1952: 51; Степанов 1959: 199). Данные описания обобщенные, но они тем и ценны, что фокусируют наше внимание на типичных аспектах военного дела эвенов рубежа 1630-1640-х гг., которые выделили казаки: в общем, это были воины-профессионалы.

Обратившись к описываемому в документах оружию, мы увидим, что обе "сказки" в один голос сообщают о том, что бой у ламутов "лучной", а не копейный, например. Следовательно, главным оружием эвенов был лук2, а сам бой был обычно дальним. У героев эвенского фольклора лучной бой - тоже основной вид сражения (Ткачик 1986: 154, 169, 189, 193, 196, 207-208, 212, 217, 222, 230, 237-238, 242-244, 249-250, 268-270, 278; Роббек 2005: 43-44, 156-157, 183, 271, 272, 275, 282).

Обычный боевой лук ("большой лук" в сказаниях) у эвенов был длиннее и мощнее охотничьего (Ткачик 1986: 155, 188, 191-192; Новикова 1987: 86). В сказании "Омо-чон" объясняется: "Лук для охоты был гораздо меньше, чем лук для войны. Его делали меньше потому, чтобы удобнее было носить с собой" (Новикова 1958: 79). Вообще у тунгусов известно два типа луков: простой и сложный / сложносоставной (Василевич 1969: 62). Простой лук длиной около метра делался из лиственницы, обертывался берестой и иногда ремнем, на него одевалась тетива из ремешка, изготовленного из скрученной кожи (Окладников 1949: 88; Василевич 1969: 62; Новикова 1987: 58; ср.: Степанов 1835 Ч. 1: 199; Золотарев 1938: 71; Романова, Мыреева 1971: 78). Этот вид, наверное, соответствует охотничьему луку сказаний. Сложный боевой лук делался из трех склеенных кусков дерева разных пород: лиственницы и березы (Туголуков 1969: 68; 1980: 22, 85). Сложносоставной лук длиной более двух метров изготовлялся из двух высушенных в течение двух лет и склеенных рыбьим клеем реек лиственницы и кедра или ели и березы, которые обклеивались березой и обматывались по концам сухожилиями; тетива изготовлялась из конопляного волокна (Василевич 1969: 62; Глинский 1986: 9-10; ср.: Миллер 2009: 296; Адлер 1904: 191-193). Согласно тунгусским преданиям, концы луков были отточены для поражения врага (Туголуков 1980: 85) - видимо, имеются в виду костяные накладки на плечах лука (Миллер 2009: 298; Адлер 1904: 191). Эвенкийский лук, по данным фольклора, усиливался накладками из рога (Мыреева 1990: 131). Согласно Г.Ф. Миллеру, у ламутов, коряков и камчадалов внутренняя сторона лука укреплялась китовым усом, а наиболее ценились в регионе за свою силу даурские луки, снабженные накладками из бычьего рога (Миллер 2009: 296, 298). Как заметил Я.И. Линденау, простые деревянные луки удские тунгусы делают сами, тогда как составные, с костяными частями, приобретают у гиляков и китайских тунгусов (Линденау 1983: 86). Форма лука ясно видна по подписям-"зна-менам" зашиверских ламутов (1672-1673 гг.), на которых представлен сложный лук с плечами, согнутыми один или два раза, с рукоятью посередине (Алькольд, Греков 1936: Таб. 13-14)3.

Лук у ламутов и тунгусов хранился в замшевом двухчастном, с верхним клапаном, налучье (Линденау 1983: 58, 86; Степанов 1835. Ч. 2: 79). Охотские эвены даже не вносили лук в чум, боясь попортить тетиву, - оружие висело на соседней лиственнице (Ткачик 1986: 196, 281); у тунгусов на соседнем с чумом дереве висел не только лук, но и колчан (Идес, Бранд 1967: 125; Витсен 2010. Т. II: 830; Окладников 1949: 76; ср.: Надеин 1996: 8, 37). В походе тунгусы держали лук в левой руке или вешали за левое плечо (Зиннер 1968: 53; Мессершмидт 2003: 35; Миллер 2009: 309; Колесников 1982: 225; Степанов 1835. Ч. 2: 79).

Согласно вышеупомянутым казачьим "сказкам", в середине XVII в. наконечники стрел производились из кости. Действительно, тунгусы изготовляли наконечники для стрел из кости оленя или лося (Миллер 2009: 304; Окладников 1949: 88, 95, 99). Еще в 1840-х гг. тунгусы широко использовали костяные наконечники, поскольку железные они должны были покупать у русских купцов по очень высокой цене: полтина за

штуку (Миддендорф 1878: 720; ср.: Георги 1777: 45). Однако уже для 1730-1740-х гг. Г.Ф. Миллер отмечал, что тунгусы чаще используют наконечники стрел из железа (Миллер 2009: 304).

У эвенов существовали стрелы разного назначения: брачные, гостевые, жертвенные, ритуальные, боевые (Ткачик 1986: 193, примеч. 42; ср.: Воскобойников 1973: 195, 197). Стрелы бывали разного типа как по конструкции, в первую очередь - по наконечнику, так и функционально (ср.: Мессершмидт 2003: 35). Так, в сказке, записанной в Березовке в Якутии, упоминаются отдельные стрелы для охоты на медведя и на белку (Роббек 2005: 128), а в рассказе эвенка из Качугского района Иркутской области (1960 г.) - "на медведя, на лося, на белку, на соболя" (Воскобойников 1973: 211; ср.: Зиннер 1968: 53). Боевые стрелы, в принципе, должны были походить на охотничьи, предназначенные для добычи крупной дичи. Последние у Рис. 1. Тунгус в охотничьей одежде, вооруженный эвенков имели наконечник шиловид-пальмой и луком со стрелами в колчане. Источник: ный или обоюдоострый с шипом сни-Георги И. Г. Описание всех в Российском государ- зу (Василевич 1969: 63). Г.Ф. Миллер стве обитающих народов. Ч. 3. СПб.: К.В. Миллер, отмечал, что боевыми у тунгусов 1777. Рис. 59. были, в первую очередь, стрелы с

узкими железными наконечниками, а также с шипастыми и ромбовидными узкими или широкими (Миллер 2009: 299-300, 306). Во второй половине XIX в. стандартными стали листовидные наконечники (Адлер 1903: 187). Согласно Я. Линденау, древки летних стрел у ламутов производились из лиственницы, а зимние - из березы; они имели оперение из орлиных перьев и заканчивались у боевых стрел костяным наконечником, в который вставлялось железное острие с черенком (Линденау 1983: 58-59; ср.: Мессершмидт 2003: 35; Миллер 2009: 304; Василевич 1969: 63), то есть перед нами другой, комбинированный, тип стрелы с костяной муфтой, в которой закреплен железный наконечник (ср.: Нефёдкин 2003: 82-83). Оперение стрел у эвенков делалось из перьев орла, гуся, тетерева или глухаря, причем лучшими считались орлиные и гусиные перья, которые не промокают в воде (Миллер 2009: 307; Василевич 1969: 63). Г.Ф. Миллер описывал тунгусские стрелы как имеющие тройное оперение (Миллер 2009: 307), которое приклеивалось к древку (Адлер 1903: 187). В среднем стрелы были длиной 79-82 см (Адлер 1903: 183).

Тунгусы натягивали лук так называемым средиземноморским способом стрельбы, при котором стрелу удерживали тремя (указательным, средним и безымянным) пальцами правой руки (Анучин 1887: 366, 370; Глинский 1986: 15; 1987: 103-106). Стреляли тунгусы прицельно, держа лук вертикально (Миллер 2009: 296). От удара тетивы внешнее основание левой кисти и большой палец у эвенов защищал овальный предохранитель из кожи (Богораз 1991: Рис. 73b; Нефёдкин 2003: 91), тогда как тунгу-

сы в XVIII в. использовали "наручину" - железную округлую пластину (Миллер 2009: 308). Железная прямоугольная пластина размером 11,2 на 4,5 см конца XVIII в. из РЭМ имела по одному отверстию на каждой стороне, в которые был продет ремешок, украшенный шестнадцатью бусинками. Костяной же украшенный тунгусский щиток размер

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком

Пoхожие научные работыпо теме «История. Исторические науки»