научная статья по теме VOISINAGES FRAGILES. LES RELATIONS INTERCONFESSIONNELLES DANS LE SUD-EST EUROPEEN ET LA MEDITERRANEE ORIENTALE 1854-1923: CONTRAINTES LOCALES ET ENJEUX INTERNATIONAUX Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «VOISINAGES FRAGILES. LES RELATIONS INTERCONFESSIONNELLES DANS LE SUD-EST EUROPEEN ET LA MEDITERRANEE ORIENTALE 1854-1923: CONTRAINTES LOCALES ET ENJEUX INTERNATIONAUX»

ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ

Славяноведение, № 1

Voisinages fragiles. Les relations interconfessionnelles dans le Sud-Est européen et la Méditerranée orientale 1854-1923: contraintes locales et enjeux internationaux / Éd. par A. Anastassiadis (École Française d'Athènes. Mondes Méditerranées et Balkaniques 5). Athènes, 2013. 335p.

Хрупкое добрососедство. Межконфессиональные отношения в Юго-Восточной Европе и в Восточном Средиземноморье. 1854-1923: местные противоречия и международные вопросы / Ред. А. Анастассиадис (Французская школа в Афинах. Средиземноморский и балканский миры, 5)

Сборник статей является публикацией материалов коллоквиума, проходившего 26-28 сентября 2007 г. в Афинском французском институте. 18 статей сборника охватывают период от начала Крымской войны до Малоазийской катастрофы 1922 г. Участников объединила тема Восточного вопроса и судьбы Балкан и Восточного Средиземноморья во второй половине XIX - начале ХХ в.

Столкновение этнополитических интересов восточнохристианских народов, колониальные амбиции великих держав, боровшихся за сферы влияния - все это делало ситуацию в Восточном Средиземноморье крайне нестабильной, что нашло отражение в удачно выбранном названии сборника. Роль конфессионального фактора в этой борьбе уже неоднократно подчеркивалась, однако вопрос и по сей день нельзя считать достаточно изученным.

После общего вступления (А. Анастассиадис), следуют тексты статей, которые тематически делятся на четыре части. Первая из них посвящена Балканам в свете Танзимата - реформ в Османской империи XIX в. Во введении (К. Костис) показывается динамика процессов на Балканах в течение XIX в. в контексте европейской истории. Открывает раздел статья Ш. Вердейля «Маронитский бунт против иезуитов? Конфликт, переговоры и защита по поводу

раздела воды в Ливанских горах в 1864 г.». На примере одного небольшого эпизода из маронитско-иезуитского противостояния, борьбы за источник воды в Газире, автор дает широкую картину постоянного напряжения между местными христианами и иезуитами, которые являлись главным проводником французской политики в Сирии с 1843 г. После резни христиан в 1860 г. Наполеон III отправил отряд для их защиты, а консул в Бейруте воспользовался ситуацией, чтобы провести «образцовый» процесс в защиту своих протеже. Французское правительство учредило стипендии для учеников католических школ с целью обеспечить себе надежных людей из маро-нитов. Все эти меры, однако, как показывает небольшой сюжет, рассматриваемый автором, не могли гарантировать мирного и доброжелательного отношения к французским миссионерам со стороны местного христианского населения.

Статья А. Либератоса «Не только католики, но даже цыгане. Эпизод из болгарского униатского движения» переносит нас на Балканский полуостров. Автор исследует историю обращения в унию значительной части населения Малко Тырново в 18611862 гг. Для работы среди болгар папа Пий IX использовал две конгрегации французских католических миссионеров - ассом-пциониста Эммануэля д'Алзона и польских

эмигрантов. С целью нейтрализации агитаторов Константинополь командировал митрополита Анфима Преславского (будущего экзарха Болгарского). Как показывает А. Либератос, обращение жителей в унию не было результатом предварительной миссионерской работы, или организации школьного образования - эти методы использовались позднее. В данном случае католики воспользовались недовольством населения эксплуатацией во время Крымской войны. В результате миссии Анфима к июню 1862 г. из 1000 униатских семей в Малко Тырново остались только 270, а к концу года всего 60. Автор полемизирует с традиционной трактовкой принятия унии болгарами как этапа национально-политической борьбы против фанариотов. Успех унии был основан на болгарском протонационализме, она была актом национальной идентификации. «Греческое» и «болгарское» в то время, говорит автор, не объективная данность, а результат политического противостояния, сложный социально-идеологический процесс.

Западнобалканскому региону посвящена следующая статья «Интерконфессиональные отношения и этничность в позднеотто-манском Косово (1870-1913)» (Е.А. Франк). Автор не считает возможным говорить о национальной вражде между сербами и албанцами в позднеоттоманское время. До Первой балканской войны религия была доминирующим фактором в балканской политике. Е. Франк поднимает проблему наличия этнического конфликта в конце XIX в. Страх христианского населения пред мусульманами, по наблюдениям автора, отчасти подогревался докладами сербских и русских консулов. Статья основана на сербской прессе; сербские и русские дипломатические архивные документы автором не привлекались.

Исследование М. Методиевой «Движение за реформы и дебаты между мусульманами в Болгарии, 1895-1908» по-новому освещает жизнь болгарских мусульман. Автор не согласна с традиционной точкой зрения на болгарские мусульманские общины, согласно которой они были только жертвами и страдали. На основе материалов прессы и архивов показано, как среди малограмотного мусульманского населения (на 1900 г. они составляли 17 % от общего населения Болгарии, и грамотных среди них было 4 %), постепенно формируется новая мусульманская интеллигенция. После ухода С. Стамболова с политической

арены, с середины 1890-х годов началась эпоха большей свободы для мусульман, стали издаваться мусульманские газеты. Следующим толчком явилось младотурец-кое движение, была предпринята попытка реформ образования, основан союз учителей-мусульман.

Вторая часть сборника имеет заголовок «Иностранные миссии и политико-религиозная жизнь глазами иностранцев». Во введении (П. Кабанель) говорится о французских миссиях на Востоке и доминировании французов в католических миссиях. Во французской литературе Франция отождествлялась с католицизмом, в то время как Германия с протестантизмом.

Статья Д. Тримбура «Немецкие католики и Палестина. Призвание католическое, призвание политическое» сразу разрушает этот стереотип и показывает широкую картину активности немцев-католиков. Немецкая католическая организация в Палестине сформировалась в 1895 г. путем слияния двух более ранних организаций. В 1879 г. был основан Палестинский комитет, в 1885 г. -Палестинское общество немецких католиков, которое насчитывало 20 000 членов, а к 1890 г. - 30 000. В отличие от немецких протестантов, немецкие католики не должны были противостоять французским католикам. В 1892 г. немецкие лазаристы в Иерусалиме встретились с угрозой замещения лазаристами французскими, однако Париж не пожелал вступать в столкновение с рейхом. Немцы осуществляли свою пропаганду в рамках Kulturkampf: усиление национализма наблюдается особенно после 1895 г. В 1898 г., во время большого путешествия кайзера Вильгельма по Востоку, Берлин настаивал, чтобы Пиави, прогерманский латинский патриарх Иерусалима, оставался на своем посту, вопреки французскому натиску. В результате место Успения на Сионе было отдано султаном кайзеру для немецких католиков. Таким образом, делает вывод автор, немецкий протекторат de facto использовал те же инструменты, что и французский.

Императорскому православному палестинскому обществу посвящена статья Е. Астафьевой. Автор рассматривает научную деятельность общества в период 1882-1917 гг., деятельность В.Н. Хитрово, Б.П. Мансурова, П.И. Ряжского, проекты русского археологического института в Палестине. Интересным представляются обосновываемый автором тезис о рекон-фессионализации русской науки в конце

XIX в. Изложение основано на материалах АВПРИ и периодической печати; российские исследования последних 20 лет, к сожалению, в статье не учитываются.

Конец преобладания Франции в ближневосточных миссиях является предметом статьи Ж. Боке «На службе религии и цивилизации. Политические и религиозные стратегии миссионерских обществ и ограничение общественной деятельности Франции в Леванте (1900-1925)». Французская миссия уделяла большое внимание влиянию школ и пропаганде французского языка, что было залогом экономического успеха. Западной пропаганде противостояла Россия, осуществлявшая протекторат над православным населением. Автор ставит вопрос, была ли политика Третьей республики имперской или колониальной. Сложная обстановка противостояния британских амбиций, американских филантропов, соперничества католических стран - Германии, Франции, Италии, Австро-Венгрии. В начале ХХ в. все большую роль играют местные религиозные движения. В период британского мандата в Палестине наблюдалось свертывание миссионерства; христианские конгрегации арабизовывались, в то же время усиливался протестантизм, распространялся английский язык.

Статья Н. Дановой «Протестантские миссии в Болгарии в XIX в. и модернизация болгарского общества» имеет целью показать широкую картину деятельности протестантов в Болгарии. Начало пропаганды было положено в первых десятилетиях XIX в. библейскими обществами. Особенно активной была миссия в Пловдиве. Борьбу против миссии предпринял русский консул в Пловдиве Н. Геров. Другими очагами протестантского миссионерства стали Стара Загора и Велико Тырново. Автор уделяет внимание деятельности П. Славейкова и изданию пропротестантской газеты «Зор-ница», а также активизации миссии при А. Батенберге.

Третья часть охватывает проблемы прямой активности миссий на христианском Востоке и деятельности европейских держав на Балканах и в Восточном Средиземноморье.

В статье С. Анагностопулу «Христиане, мусульмане и приход английского льва. Религиозные власти Кипра перед лицом британской колониальной власти (1878-1884)» рассматриваются последствия Танзимата на Кипре и столкновение оттоманского прошлого с британским колониальным

владычеством. После Берлинского конгресса 1878 г. и принятия конвенции 4 июня 1878 г. Кипр стал сначала полуколонией, а затем окончательно колонией Великобритании. Прибытие британского комиссара воспринималось так же, как и турецкого вали. Автор рассматривает обращение к комиссару Кипрского архиепископа, как главе миллета, в котором проводится византийская идея «закон есть царь», что согласно и с оттоманской логикой «ц

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком