научная статья по теме ВОЛОСНИКИ XVI–XVII ВВ. ИЗ ПОГРЕБЕНИЙ ЗАЧАТЬЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ В МОСКВЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ВОЛОСНИКИ XVI–XVII ВВ. ИЗ ПОГРЕБЕНИЙ ЗАЧАТЬЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ В МОСКВЕ»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2008, № 2, с. 142-149

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО АРХЕОЛОГИИ МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ РУСИ

ВОЛОСНИКИ XVI-XVII вв. ИЗ ПОГРЕБЕНИИ ЗАЧАТЬЕВСКОГО

МОНАСТЫРЯ В МОСКВЕ

© 2008 г. И. И. Елкина

Институт археологии РАН, Москва

Находки текстиля и других предметов из органических материалов в культурном слое Москвы, в основном в сухом и супесчаном, явление не частое. Но существует ряд факторов, которые обеспечивают их сохранность. Так, вне доступа воздуха (внутри каменного саркофага, кирпичного склепа) складывается микроклимат с относительно стабильной температурой и влажностью. Предметы из органики можно обнаружить в них практически целыми, сохранившими даже первоначальный цвет (наглядные примеры - захоронения в каменных саркофагах некрополей Вознесенского монастыря в Кремле и Новоспасского монастыря в Москве, см.: Панова, Синицына, 1987. С. 338-341; Елкина, 2005. С. 85-114). Однако быстрое окисление из-за доступа воздуха, резкая смена температуры и влажности приводят к тому, что текстиль начинает разрушаться прямо на глазах. Другим фактором сохранности может стать процесс горения: стерильность пожарных слоев не позволяет развиться микроорганизмам, вызывающим процесс гниения. Например, тканые, плетеные и вязаные изделия неплохо сохранились на Романовом дворе (исследования Н.А. Кренке) между двумя пожарными прослойками (верхняя - 1660-х годов) (Елкина, 1999. С. 13, 14).

Третий фактор сохранности - окислы металлов. Проникая в волокна текстиля, они их армируют, в результате чего сохраняются ткани, лежащие в грунте на предметах из металла и рядом с ними, а также текстиль, при изготовлении которого использована металлическая пряденая нить (золотная или серебряная). Именно благодаря этому уцелел ряд текстильных изделий в грунтовых захоронениях и разрушенных склепах московского женского Зачатьевского монастыря:1 остатки одежд, шитых из шелковой парчи; металлическое кружево; тесьма; верхние части женских туфель, выполненных из сукна и расшитых золотной нитью. Практически все они содержат металлическую нить и относятся, в большинстве

1 Настоящая статья представляет часть коллективного культурно-исторического исследования, подготовленного под руководством Л.А. Беляева по материалам работ 2003-2007 гг. в Зачатьевском монастыре. Публикуемые вещи обнаружены при раскопках 2004 и 2005 гг.

своем, к периоду смены традиционного русского (московского) костюма на платье европейского типа; время их создания - не ранее конца XVII в. В их числе, однако, чудом уцелевшие фрагменты волосников (женских головных уборов) позднего средневековья (XVI - середина XVII в.) которые, безусловно, заслуживают особого внимания. Это самые ранние предметы из текстиля, найденные в Зачатьевском монастыре.

По традиции, открытые волосы на Руси служили символом девичества. Замужней женщине, напротив, ходить с непокрытой головой считалось большим грехом, она должна была полностью скрыть волосы под головным убором. Опростоволоситься, т.е. принародно раскрыть свои волосы, было бесчестьем. Полагали, что в волосах сосредоточена жизненная сила человека, и укрыть их значило защитить женщину и ее семью от злых сил (Быт и нравы..., 2002. С. 102, 497, 498). Головной убор замужней женщины в средневековой Руси был сложным и состоял из нескольких богато украшенных элементов. Первый и обязательный - волосник, символ состояния в браке и необходимая принадлежность приданого. "Указ свадебному чину" XVI в. определяет: "Да на четвертом блюде положити кика; да под кикою положити подзатыльник, да подубрус-ник, да волосник, да покрывало. Да гребешок положили у кики на блюде" (Домострой Сильве-стровского извода, 1902. С. 72). Поверх волосника накладывали убрус, на который, выходя из дома, в обычные дни надевали кику, а в праздничные -кокошник. Этот убор часто завершали позаты-лень и поднизь из жемчуга или колотого перламутра (Рабинович, 1986. С. 80-82).

По определению В.И. Даля, волосник - "наго-ловок, чепечник, косник, шлык, подубрусник, шамшура, род шапочки, иногда простеганной, надеваемой бабами под повой или платок; род кокошника, кички с рогами, вышитого бисером или парчового" (Даль, 1978. С. 235). Средневековый волосник - шапочка из шелкового очелья с кружевным или сетчатым верхом - надевался непосредственно на прическу, стягивался сзади шнурком и плотно облегал голову. Каждый найденный средневековый волосник неповторим и является произведением декоративно-прикладного искус-

ства Руси. Их известно около двух десятков, причем исключительно по находкам при археологических работах и в основном в Москве. Они найдены на некрополях кремлевского Вознесенского, Симонова и Новоспасского монастырей (Панова, Си-ницына, 1987. С. 338-341; Ефимова и др., 2000. С. 21, 228. Рис. 15; Елкина, 2005. С. 85-114); церквей Знамения (Латышева, Рабинович, 1966. С. 228, 229) и Покрова на Рву (работы под рук. Л.А. Беляева, С.З. Чернова в 2005 г., не опубликованы). Вне Москвы - в усыпальнице Годуновых в Трои-це-Сергиевой Лавре (Спирина, 1981. С. 461) и на кладбище Покровского монастыря в Суздале. Подавляющее большинство волосников извлечены из каменных саркофагов и в основном неплохо сохранились.

В данной публикации вводятся в оборот еще пять артефактов: в песчаном грунте Зачатьевского монастыря обнаружены в могилах, in situ, остатки трех волосников и в переотложенном слое фрагменты двух головных уборов. Сохранность на момент изъятия была крайне плохой: ткань держалась лишь благодаря металлическим нитям шитья и плетения, в некоторых случаях шелк очелья почти полностью утратил структуру и уцелел только под золотным шитьем. Во всех случаях, кроме одного, это многочисленные мелкие, иногда разрозненные, части целого; переотложенные куски выглядели бесформенными комками, и только после очистки стало ясно, что мы имеем дело именно с фрагментами волосников.

Для введения их в научный оборот пришлось выполнить сложный комплекс реставрационной, аналитической и реконструктивной работы. В каждом случае определена природа волокон и проведен структурный анализ: исследованы крутка и толщина нитей; у тканей определены переплетение и плотность нитей по основе и утку. Проанализирован характер вышивки и плетения. Реконструирована техника изготовления волос-ника. В исследовании применялись микроскоп МБС-10 и макрофотосъемка, а для определения красителя в некоторых случаях - хроматографи-ческий анализ по методу Кононова-Федорович (Федорович, 1977. С. 102-105). Были выполнены графические реконструкции вышитых орнаментов на очельях; в некоторых случаях изображение вышивки удалось графически восстановить по сохранившимся на ткани проколам от иглы. Несмотря на состояние, головные уборы из Зачатьевского монастыря имеют большое значение: они сохранили ранее неизвестные типы орнамента и дали новые сведения о материалах и технике изготовления волосников.

Волосник № 1 из погребения № 133 (находка № 246, 2004 г.). Погребение женское (maturus2;

2 Половозрастные характеристики установлены аспирантом Института археологии РАН С. Ю. Фризеном.

Рис. 1. Волосник < 1 (золотное шитье): а - остатки очелья; б - фрагмент очелья (макрофотосъемка); на ткани сохранились проколы от иглы (см. цветную вклейку < 3).

участок Е, квадрат 58, отметка -200 см; могильная яма впущена в материк; заполнение - бурый песок). Сохранился череп и часть грудных позвонков, остальное уничтожено траншеей середины XX в. Погребение имеет западную ориентировку с небольшим отклонением к югу. В изголовье прослежен древесный тлен от гроба.

На черепе уцелели фрагменты головного убора: центральная часть очелья, многочисленные фрагменты ажурного верха и отдельные золот-ные пряденые нити (рис. 1а). Остатки очелья удалось собрать вместе и предпринять попытку реконструкции. Очелье шириной 5.3 см сшито из полосы красной шелковой ткани полотняного переплетения. Плотность нитей по основе - 65 н/см, по утку - 40-42 н/см. Нити некрученые. Очелье орнаментировано золотной вышивкой вприкреп. Настил золотных пряденых нитей вертикальный. Шелковые закрепы на золотных нитях выполнены через каждые 2 мм и создают частые диагональные полосы, имитирующие ткачество.

На очелье изображены стилизованные "древа" и зооморфные фигуры. Орнамент "древ" геометризованный, состоит (предположительно) из двух основных повторяющихся элементов. Композиция каждого элемента вышивки орнамента симметрична по оси. В сохранившейся центральной части очелья изображено процветшее "дре-

а

д

Рис. 2. Реконструкции орнаментов золотного шитья на очельях волосников: а - волосник < 1 (изображение частично восстановлено по проколам от иглы); б - волосник < 4; в - волосник < 5; „ - волосник < 3; д - волосник < 2.

во", под которым справа и слева поставлены ползущие к нему фантастические животные (змии?). Другой элемент, практически полностью собранный из нескольких мелких разрозненных фрагментов с левой стороны, представляет еще одно "древо", с длинными боковыми ответвлениями, направленными вверх под углом в 45°. Пространство между этими элементами заполнено следами от проколов иглой (рис. 16). Рисунок вышивки был графически восстановлен по сохранившимся на ткани проколам при помощи макрофотосъемки, светового стола и компьютерной программы. Оказалось, что между этими двумя элементами находилось изображение единорога. Также по проколам были реконструированы некоторые мелкие недостающие части орнамента: хвосты фантастических животных (змиев?) и некоторые лепестки цветков. Восстановлен орнамент нижней полосы очелья: волнообразный растительный побежок (рис. 2а). Нить, которой вышивали утраченные элементы, была металлической, на что указывают окислы металла на ткани в местах утрат.

Вышивка в этих местах могла не сохраниться потому, что металлическая нить настила, возможно, качественно отличалась от нити, с помощью которой была вышита остальная часть эле-

ментов, например была пряденой серебряной или в ее основе использован не шелк, а лен, который истлел. Есть и другое объяснение: если настилом несохранившихся вышитых частей служили аналогичные золотные нити, а шитье отличалось цветом, качеством и природой нит

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком