научная статья по теме ВОПЛОЩАЯ И РАЗВИВАЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКЕ ДЛЯ СЛЕПЫХ 95 ЛЕТ Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «ВОПЛОЩАЯ И РАЗВИВАЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКЕ ДЛЯ СЛЕПЫХ 95 ЛЕТ»

ЕЛЕНА ЗАХАРОВА, СВЕТЛАНА МАКСИМОВА

Воплощая и развивая

гуманистические тра

Российской государственной библиотеке для слепых 95 лет

Главной библиотеке нашей страны, обслуживающей незрячих людей, — Российской государственной библиотеке для слепых (РГБС) — в 2015 г. исполняется 95 лет. Прежде чем рассказать об её истории и сегодняшнем дне, давайте поговорим о том, как именно незрячие люди читают книги и какие издания составляют фонд РГБС...

Елена Васильевна Захарова, заместитель директора Российской государственной библиотеки для слепых

Светлана Анатольевна Максимова, журналист

ПОЖАЛУЙ, КАЖДОМУ с детства известна «Игра в ассоциации». Её правила очень просты: один человек называет слово, а остальные придумывают к нему ассоциации. Например: «спортсмен» — «тренировки, состязания, победы»; «матрос» — «море, корабли, волны»; «мама» — «любовь, забота, ласка» и т. д. А какие ассоциации возникнут у большинства людей, если они услышат слово «слепой»? Скорее всего — «болезнь, беспомощность, собака-поводырь, белая трость»... И лишь единицы поставят рядом с ним такие слова, как «книга», «чтение», «библиотека». Да-да, слепые люди и читают, и пользуются услугами библиотек.

Читаем пальцами

Для людей, лишённых зрения, есть специальные книги, которые можно читать на ощупь, кончиками пальцев. Такие книги напечатаны особым шрифтом — выпуклым, рельефным. Вместо привычных для зрячих букв — специальные знаки, состоящие из различных комбинаций шести точек, расположенных в две колонки. Такой шрифт называется рельефно-точечным, или шрифтом Брайля — по имени его изобретателя.

Луи Брайль родился в 1809 г. во Франции, в трёхлетнем возрасте полностью потерял зрение. Когда мальчику исполнилось 11 лет, родители отправили его учиться в парижский Институт для слепых детей. И через четыре года пытливый и талантливый Луи разработал собственную письменность для слепых, придумал комбинацию из шести выпуклых точек для всех букв, знаков

препинания и даже нот.

Русский алфавит Брайля составил в 1861 г. Денис Михайлович Оболенский, потерявший зрение в 7 лет после неудачного лечения. Позже этот алфавит был доработан другими выдающимися российскими тифлопедагогами, а первое издание брайлевской книги в нашей стране осуществила на свои личные средства Анна Александровна Адлер в 1885 г., в московской типографии, оснащённой специальным оборудованием. Это раритетное издание хранится в фонде РГБС. Вскоре книги для слепых стали печатать и в других городах Российской Империи — Одессе, Санкт-Петербурге.

После революции, в 1924 г., были изданы первые советские книги с рельефно-точечным шрифтом, а с 1936 г. началось массовое обучение неграмотных слепых людей чтению по системе Брай-ля.

В настоящее время книги рельефно-точечного шрифта выпускают три специализированных издательства, а также библиотеки для слепых во многих регионах нашей страны. Но, к сожалению, у книг, переведённых на систему Луи Брайля, есть один существенный минус — они очень объёмные. Выход предложили корейские специалисты — они работают над созданием электронной книги, которая основывается на технологии рельефного дисплея. При разработке специального экрана для электронной книги корейцы используют электроактивные полимеры, благодаря которым поверхность дисплея имеет свойство изменяться и образовывать выпуклые точки в соответствии с брайлев-ским алфавитом. Если такое устройство

Библиотечное ДТэЛО

#18 [252] 2015

дойдет до конвейера, вопрос с чтением слабовидящих и слепых людей можно считать решённым.

Слушаем книгу

В 1877 г. Т. Эдисон изобрёл первое звукозаписывающее устройство — фонограф. В своей статье «Будущее фонографа» он перечислил несколько обла-

Консультация по использованию тифло-флеш-плеера

стей, в которых может быть применено его изобретение. На второе место Эдисон поставил «фонографические книги», которые могли бы слушать все — и зрячие, и слепые.

С тех пор прогресс шагнул далеко вперёд: появились грампластинки (на которые можно записывать не только музыку, но и тексты), потом магнитные ленты и т. д. Первые «говорящие» книги, вышедшие в нашей стране в 1958 г., были записаны на рулонные магнитные ленты. Инициатор этого начинания — А. В. Верж-бицкпй, сотрудник Республиканской центральной библиотеки для слепых, — так именовалась РГБС до 1992 года. «Говорящие» книги сразу же стали пользоваться повышенным спросом, поэтому их выпуск быстро набирал обороты. На смену громоздким бобинным магнитофонам пришли компактные кассетные тифломаг-нитофоны, появились «говорящие» книги на кассетах, а с внедрением новых информационных технологий — аудио-книги на компакт-дисках в формате МРЗ. В настоящее время «говорящие» книги для слепых активно переводятся с морально устаревших аналоговых кассет на современные цифровые носители — миниатюрные ф леш-карты, которые

можно прослушать на специальном аппарате — тифло-флеш-плеере.

Любопытно, что первые аудиокниги для слепых называли «звуковыми», а термин «говорящие» утвердился позже, и он более точен. Ведь эти книги именно наговаривают, начитывают дикторы («диктор» в переводе с латинского означает «говорящий»). К примеру, в РГБС есть своя студия звукозаписи, где создаются «говорящие» книги самой разнообразной тематики — от художественной литературы до учебников и научных монографий, и только по самым актуальным запросам читателей.

Осязаем книгу

Тактильные (рукодельные) книги предназначены в первую очередь для слепых и слабовидящих детей, которые только начинают познавать окружающий мир. Они не имеют возможности увидеть те или иные предметы, зато могут познакомиться с ними посредством осязания, ощупывания. В тактильных книгах имеются рельефные рисунки и объёмные изображения, выполненные из различных материалов, на ощупь максимально приближенных к оригиналу. Для этого при изготовлении тактильной книги используются различные виды рукоделия: вышивка, вязание крючком и спицами, мягкая игрушка, бисер и другие.

Когда ребёнок читает тактильную книгу, то есть ощупывает объёмные иллюстрации пальцами, он знакомится с предметами домашнего обихода, животным миром, природными явлениями и т. д. К примеру, с помощью плоского бисера в рукодельной книге можно изобразить дождь и лужи, так как этот материал холодный и «мокрый» на ощупь, с помощью мягких тканей и меха — животных. Некоторые объекты в книге могут издавать звуки: звенеть, шуршать, шелестеть.

В нашей стране изготовление тактильных книг началось не так давно, немногим более 15 лет назад. За массовое их производство пока никто не берётся — слишком велики за-

траты. Поэтому каждая книжка имеется в одном-двух, реже — пяти экземплярах. Делают их работники библиотек для слепых, а также энтузиасты-волонтёры (например, студенты художественных отделений вузов), родители незрячих детей, тифлопедагоги.

Рельефная графика

Ещё один способ передачи зрительной информации о различных объектах окружающего мира незрячим людям — рельефная графика. Рельефно-графические пособия хороши для изучения карт и схем местности, для распознавания формы различных предметов, соотношения их размеров, а также иных характеристик, особенно когда недостаточно только словесного описания. Они

___**** ^ .

Зал тактильного восприятия произведении искусств. Знакомство с экспонатами.

Рельефная икона

представляют собой рельефный оттиск на полимерной плёнке (или ином подобном материале) методом вакуумного прессования и могут быть цветными или монохромными. Сегодня номенклатура рельефно-графических пособий довольно разнообразна: географические карты, изображения, связанные с историческими событиями, памятники архитектуры и монументы, графики математических функций, альбомы по ботанике и анатомии, пособия по ориентировке слепых в пространстве и многое другое. А применение цифровых технологий в рельефной графике сделало брайлевские книги гораздо более привлекательными для юных читателей благодаря оригинальным рельефным иллюстрациям и даже позволило изготавливать альбомы для раскрашивания.

«Плоские» книги

«Плоскими» работники библиотек для слепых называют плоскопечатные книги, то есть изготовленные обыч-|»>

-%

#18 [252] 2015 Д ЛО ^ЛрЗ

ным типографским способом. И хотя они изначально предназначены для зрячих читателей, в фондах библиотек для слепых их немало. Во-первых, такие книги могут читать вслух своим слепым родственникам и друзьям зрячие люди. Во-вторых, можно воспользоваться специальной адаптивной и тифло-техни-кой, например: читающей машиной, различными увеличивающими устройствами, сканером и др. В-третьих, этот фонд используется сотрудниками библиотеки при подготовке звуковых сборников и периодических изданий различной тематики. В-четвёртых, для слабовидящих людей имеются издания, напечатанные крупным шрифтом. Ну и наконец, традиционным типографским способом издаётся множество литературы для специалистов в области дефектологии, тифлопедагогов, родителей слепых детей и т. д.

История Библиотеки для слепых

Официально годом открытия РГБС считается 1920-й. Но её история началась намного раньше — в 1881 г., когда в России возникло Попечительство о слепых, которое занялось учреждением и содержанием учебных заведений для незрячих детей, организацией книгопечатания для слепых, а также обучением их грамоте. В школах для незрячих детей имелись свои небольшие специализированные библиотеки, но учащиеся лишались права пользоваться ими после окончания учебного заведения. И тогда А. А. Адлер, осуществившая издание первой брайлевской книги в нашей стране, выдвинула идею создания отделения для взрослых слепых на базе библиотеки Румянцевского музея. И в 1985 г. там была открыта первая читальня с небольшим набором книг с рельефно-точечным шрифтом, положившая начало новому виду библиотек — для слепых людей.

В первые послереволюционные годы учебные заведения для слепых и организованные при них библиотеки испытывали крайнюю нужду; практически прекратили существование типографии, печатавшие книги рельефно-точечным способом. Однако уже на первом Всероссийском съезде деятелей по борьбе с детской дефективностью, беспризорностью и преступностью (1920)

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком