научная статья по теме ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЬЯКОВСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ ВЕРХНЕВОЛЖЬЯ И ВАЛДАЯ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЬЯКОВСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ ВЕРХНЕВОЛЖЬЯ И ВАЛДАЯ»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2014, № 1, с. 14-19

ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЬЯКОВСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ ВЕРХНЕВОЛЖЬЯ И ВАЛДАЯ

© 2014 г. И.В. Исланова

Институт археологии РАН, Москва (ivisl@mail.ru)

Ключевые слова: дьяковская культура, раннедьяковские и позднедьяковские древности, Верхнее Поволжье.

One hundred year period has not shortened the list of the questions connected with the chronology of the Dyakovo type settlements, their territories and the existence of local variants. On the basis of the materials the parts of the Volgo-Baltic Waterway, the basins of Upper Volga and Upper Msta can be included in the Dyakovo area. The opinion on the absence of one Dyakovo archaeological culture existed over 1000 years ago is the most argued. At the end of the first millennium BC under the powerful impulse (and possibly the flow of a new population) from the Don river region the early Dyakovo massif has been divided and transformed gradually. It is justified to use the term "Dyakovo" cultural-archaeological community" for the common area. While studying specified territories and periods, it is necessary to distinguish the early Dyakovo (7th/6th - 3rd/2nd cc. BC) and the late Dyakovo (1st c. BC - 6th/7th cc. AD) antiquities and cultural-chronological groups of sites in them. Such groups of Beseda type, Varvarina Mount type and also the settlements with ceramics ornamented on the edge of rim, the settlements with ceramics of the Moshchinsk circle are identified on the territory of the Upper Povolzhye and Valday.

Обширная территория лесной зоны Восточной Европы: от Валдайской возвышенности на юго-западе и до Ярославского течения р. Волга на северо-востоке, от Молого-Шекснинского междуречья на севере до устья Москвы-реки на юге - в I тыс. до н.э. и I тыс. н.э. была занята поселениями дьякова типа. Более чем столетнее изучение дьяковских памятников не уменьшило, а увеличило количество вопросов, связанных с этими древностями.

Терминология. Древности названы по эпоним-ному, эталонному, неоднократно исследованному и наиболее полно представленному в публикациях городищу у д. Дьяково, вошедшему ныне в пределы г. Москвы (Кренке, 1988; 2011; Кренке, Сулержицкий, 2006). Эволюция термина от "городищ дьякова типа" к "дьяковой" или "дьяковской культуре" детально прослежена Н.А. Кренке (2011. Табл. 1). В современных учебниках по археологии употребляется только термин "дьяковская культура", прочно вошедший в обиход после публикации в 1974 г. монографического исследования "Дьяковская культура". Но специалисты по раннему железному веку, вслед за П.Н. Третьяковым, в настоящее время подразделяют общий массив на две культуры - раннедьяковскую и позднедьяковскую, существенно разнящиеся по керамическому и вещевому наборам.

Представляется, что собственно дьяковскими ("классическими") следует называть только ран-недьяковские памятники, где встречены и "сосуществуют" два основных ведущих признака-маркера культуры: керамика с сетчатой поверхностью и своеобразные грузики ("дьякова типа"). В конце I тыс. до н.э. - начале I тыс. н.э. эта культура трансформируется под влиянием нескольких культурных импульсов, в том числе переселений носителей новых традиций, и возникает поздне-дьяковская культура, внутри которой на Верхней Волге выделяется несколько культурно-хронологических групп древностей (Исланова, 2007а. С. 306-312). Возможно, что на современном этапе исследований древностей раннего железного века удобнее оперировать отдельными группами памятников, а терминами "раннедьяковский" и "позднедьяковский" именовать крупные временные этапы: VII/VI-III/II вв. до н.э. и I в. до н.э. -VI/VII вв. н.э. соответственно.

Территория. Первоначально к городищам дьякова типа А.А. Спицыным были отнесены все укрепленные поселения раннего железного века лесной зоны Восточной Европы (1903). Им отмечены следующие территориальные группы памятников: 1) городища смоленские и тверские -наиболее укрепленные и "наиболее поздние",

рассматриваемые как единый массив и расположенные в Верхнем Поднепровье, Верхнем Поволжье, Верхнем Помостье, а также, возможно, на р. Ловать и в верховьях Западной Двины; 2) городища верхнеокские; 3) городища влади-миро-московские, расположенные "между Угрой, Окой и костромским течением Волги" (Спи-цын, 1905. С. 91-93). Западнее течения Волги А.А. Спицыным сначала были отмечены только три объекта. После полевых обследований и сбора сведений на этой территории к городищам дьякова типа им были отнесены также поселения на оз. Кафтино, Бологое и Селигер (Спицын, 1904. С. 65-71; 1905. С. 83-85, 90, 91). В итоге в дьяковский ареал были включены бассейн Верхней Мсты и верховья Волги.

Верхнее Поволжье П.Н. Третьяков называл "основной территорией дьяковской культуры". Он изучал памятники и в Валдайском регионе и также включал эту местность, вместе с Верхним Поволжьем и Волго-Окским междуречьем, в зону распространения дьяковских древностей (Третьяков, 1941. С. 44; 1953. С. 96; 1962. С. 36). В отличие от А.А. Спицына П.Н. Третьяков различал смоленские (балтские) и тверские (по терминологии А.А. Спицына) памятники и объединял последние с владимиро-московскими (Третьяков, 1966. С. 146. Рис. 131). Им были намечены две группы: восточная и западная и предложены наименования "восточнодьяковская" и "западно-дьяковская" культуры. Однако эти названия в литературе не закрепились (Третьяков, 1962. С. 36, 37, 41). К восточной группе были отнесены городища Костромской, Ивановской, Горьковской, Владимирской и частично Ярославской обл. К западной - городища Московской, Калининской (ныне Тверской), западной части Ярославской и северо-восточной части Смоленской обл. Дальнейшие исследования позволили на очерченной территории выделить особые культурные образования: днепро-двинскую, верхнеокскую и мощинскую археологические культуры. Участок в верховьях Западной Двины исследователь рассматривал как пограничный между дьяковскими и верхнеднепровскими памятниками.

Хрестоматийным считается дьяковский ареал, очерченный К.А. Смирновым (1974. Табл. X). В него вошли верховья рек Пола и Западная Двина, Мста и Молога, Верхнее Поволжье и западная половина Волго-Окского междуречья (рис. 1). Ареал по К.А. Смирнову совпадает с представлениями о дьяковской территории П.Н. Третьякова, за исключением "пограничного" верхнедвинского региона, отнесенного К.А. Смирновым к дьяков-

2

Рис. 1. Территория дьяковской культуры по А.С. Смирнову (/) и И.Г. Розенфельдт (2).

ской культуре. При характеристике этого региона следует опираться на разработки Б.С. Коротке-вича, отнесшего этот участок к верхнедвинскому варианту днепро-двинской культуры (Исланова, 2012. С. 16-19). Северные границы дьяковской культуры обозначены К.А. Смирновым весьма приблизительно из-за неизученности к 70-м годам XX в. Молого-Шекснинского междуречья.

И.Г. Розенфельдт не включала в дьяковский ареал памятники восточной части Волго-Окско-го междуречья, что вполне обоснованно, так как здесь неизвестны грузики дьякова типа. Однако за пределами этого дьяковского ареала остались и памятники, расположенные на Валдайской возвышенности. Ссылка исследовательницы на недостаточную изученность региона (Розенфельдт, 1974. С. 191) кажется довольно странной, так как материалы памятников раннего железного века Валдая изучались и публиковались А.А. Спицыным (1904. С. 66-72; 1905. С. 9), А.В. Тищенко (1914) и П.Н. Третьяковым (1962). В 1959-1961 гг. директором Вышневолоцкого краеведческого музея А.Х. Репманом в бассейне Верхней Мсты было почти полностью раскопано городище Бор-ки (Репман,1959; 1961; Исланова, 2007б).

16

ИСЛАНОВА

Рис. 2. Территория культуры в раннедьяковское время (VII/ У1-Ш/11 вв. до н.э.) и культурно-хронологические группы памятников в позднедьяковское время (I в. до н.э. - У1/У11 вв. н.э.). Условные обозначения: 1 - границы распространения раннедьяковских древностей; 2 - группа поселений с керамикой, орнаментированной по краю венчика; 3 - Молого-Шекснинская группа памятников; 4 - памятники типа Варварина Гора; 5 - памятники типа Беседы и нижнего слоя Троицкого городища.

В.И. Вишневский (1991) и А.Д. Максимов (1994. С. 109-114) - представители следующего поколения археологов - в "территориальном вопросе" опираются на разработки К.А. Смирнова. Этот же ареал очерчен и В.В. Седовым (1999. Рис. 23). Однако на его карте также обозначена ильменская культура, восточные и юго-восточные участки которой "перекрывают" дьяковскую территорию. По-видимому, исследователь выделил своеобразную контактную зону, в которую включил верхнее течение Западной Двины, Верхневолжские озера, верховья Мсты и Тверды, Верхнюю Мологу.

Близкую к представлениям И.Г. Розенфельдт позицию по данному вопросу занимает М.Г. Гусаков. В западную часть ареала культуры им включен только участок по течению р. Волга (без Верхневолжских озер). Помимо этого исследователь выдвинул версию об "оформлении" дьяковской

культуры на Верхней Волге только в первые века н.э. По его мнению, именно тогда прослеживаются новые процессы: появление грузиков дьякова типа и "заглаженной" керамики, которая вытесняет сетчатую (Гусаков, 2006. С. 115).

Хронология. Несомненно, что очерчивание границ дьяковского массива, выделение здесь локальных групп или типов памятников напрямую связаны с периодизацией древностей. Почти все исследователи дьяковских древностей, охватывавших более чем тысячу лет, предлагали свою периодизацию (см., например: Исланова, 2002. Табл. 1; Гусаков, 2007. Табл. А). Но они единодушны в определении происходивших культурных трансформаций. Разница - в наименовании тех или иных периодов и их датировке.

Наиболее аргументированна шкала Н.А. Кренке, разработанная для москворецких памятников (2011. Табл. 71), которая построена на основе анализа вещевых находок, стратиграфических наблюдений и серии радиоуглеродных дат.

С проблемой хронологии тесно сопряжен вопрос о выходе из употребления сетчатой посуды. Прекращение изготовления сетчатой керамики, несомненно, служит определенным хронологическим и культурным рубежом между раннедья-ковскими и позднедьяковскими памятниками. По К.А. Смирнову, э

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком