научная статья по теме ВОСКРЕСЕНСКИЙ НОВО-ИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ КАК ПАМЯТНИК АРХЕОЛОГИИ НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ВОСКРЕСЕНСКИЙ НОВО-ИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ КАК ПАМЯТНИК АРХЕОЛОГИИ НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2013, № 1, с. 30-41

НОВО-ИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ КАК ПАМЯТНИК АРХЕОЛОГИИ

ВОСКРЕСЕНСКИЙ НОВО-ИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ КАК ПАМЯТНИК АРХЕОЛОГИИ НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ

© 2013 г. Л.А. Беляев

Институт археологии РАН, Москва (labeliaev@mtu-net.ru)

Ключевые слова: археология и строительство монастырей, патриарх Никон, Новый Иерусалим, храм Гроба Господня, модернизация России.

The article introduces the series of publications that present the results of the 2009-2011 excavations at the Voskresensky (Resurrection) monastery on the river Istra, an architectural complex which dates to the late 17th century and is also known as New Jerusalem. The investigations throw light on the historical terrain, the earliest fortifications and buildings which have not survived, and the manufacturing of church bells, tiles and vessels. The data allows interpreting Nikon's activity as an early attempt at modernizing Russia, and is presented within the general framework of European and Russian culture of the late 17th - early 18th centuries.

С 2009 г. внутри и вокруг одного из самых известных монастырей России, Воскресенского Ново-Иерусалимского на р. Истра, Институт археологии РАН ведет исследования в рамках программы восстановления1. Несмотря на то что они далеки от завершения, ясно, что монастырь превращается в эталонный объект XVII - начала XVIII в. Археология этой исторической эпохи отстаивает право на развитие в качестве особого направления, круг ее задач в русской истории переходного периода только формируется. Материалы Нового Иерусалима дают основания для нового шага в этом направлении. Поэтому сотрудники экспедиции подготовили серию предварительных публикаций, введением к которой служит данная статья. Ее главная задача -сформулировать тему для синтеза и включения наработанных итогов в историю культуры России.

Исследования Воскресенского монастыря 150 лет назад начал архимандрит Леонид (Кавелин), наметив в своем фундаментальном труде (1876) основные сюжеты и представив важные архивные материалы, которыми пользуются до сего дня. С этого времени ведут начало два традиционных направления в

1 Работы ведут сотрудники сектора археологии Москвы и отдела охранных раскопок по открытым листам Л.А. Беляева (в 2009 г. дублирующий лист был выдан В.Ю. Ковалю). В 2009-2010 гг. работы осуществлялись в рамках отряда Верхневолжской археологической экспедиции (руководитель - канд. ист. наук О.В. Зеленцова). В 2011 г. была создана Ново-Иерусалимская археологическая экспедиция (руководитель - д-р ист. наук Л.А. Беляев).

изучении монастыря: историческое (деятельность патриарха Никона) и архитектурное (особенности Воскресенского собора). Последнее достигло особого развития после Великой Отечественной войны в связи с восстановлением разрушенного. Масштабные натурные и архивные изыскания спорадически проводились на территории обители в течение XX в., в том числе и археологами (Ю.А. Лихтер, Е.Л. Хворостова, Е.Г. Ефремов и др.), но полученная информация почти не публиковалась. Для изучения замысла патриарха Никона много сделали историки, объединившиеся в 1990-х годах вокруг музея и воссозданной (1994 г.) общины Воскресенского монастыря. С 1998 г. они проводят регулярные Никоновские чтения (в 2011 г. прошла XII сессия), издают сборники (Никоновские чтения, 2002; 2005; 2011 и др.) и монографии (Зеленская, 2002; 2008 и др.).

Современный этап исследований открыло решение правительства 2009 г. о реконструкции Нового Иерусалима как об общероссийском проекте2. Такой подход предоставил ряд необычных

2 В 2009 г. Указом Президента РФ "О мерах по воссозданию исторического облика Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви" запущена программа работ, включая археологические. Они идут на средства специально созданного Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря. Проект значим с социально-политической точки зрения: он важен для Церкви и, по крайней мере, для части общества; правительство рассматривает его как пилотный.

возможностей. И дело не в размахе раскопок - он сопоставим с другими большими проектами: за три первых года работ (рассчитаны до 2016 г.) вскрыто около 4000 м2 (рис. 1). Археология монастырей (Троице-Сергиева, Иосифо-Волоцкого, Кирилло-Белозерского, Данилова, Зачатьевского и других в Москве) в последние 30 лет тоже активна и успешна. Но такие работы обычно стоят на почве микроистории, изучение же Нового Иерусалима с самого начала было вписано в общую историю культуры России и получило системный характер: экспедиция инициировала исследовательскую программу, согласованную с задачами восстановления; данные археологов прямо и практически влияют на ход строительства: архитекторы и инженеры "с колес"

вводят их в дело; экспедиция работает совместно с реставраторами и обменивается свежей информацией об архитектурных открытиях, участвует в разработке генплана3.

На первый взгляд задачи археологии не так уж сложны: даты и места первых каменных построек искать не нужно - собор, палаты, кельи, ограда с башнями сохранились. Монастырь многократно описан в документах, есть даже изображения эпохи

3 Работы на памятнике ведутся круглогодично (что необычно в археологии) и в нескольких режимах: стационарные раскопки; научное сопровождение строительных работ; участие в геологических, инженерных, природно-ландшафтных исследованиях.

строительства. Пусть археология открывает серии фактов, абсолютно этим документам не известных, - каков их вес с точки зрения фундаментальной науки, какие задачи истории они могут решить?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно вспомнить о замысле патриарха Никона. Воскресенский монастырь строился примерно полвека. Основанный в 1656 г. на специально приобретенных землях, он до 1666 г. создавался под руководством самого патриарха. Опала и последующая за ней ссылка Никона почти на 14 лет прервали работу, которая возобновилась по указу царя Федора Михайловича в 1679 г., а в 1690-х годах уже была завершена.

Программа создания Воскресенского монастыря - центральный пункт, венец устроительной и архитектурной деятельности активнейшего из русских патриархов. Он видел в ней материализацию идеи объединения христиан вокруг новой Святой Земли - православного Московского царства. В замысле нашли отражение идеи патриарха о реформе Церкви и теократизации управления страной, в центр которой он помещал топографическую реплику евангельской Палестины с копией ее сакрального ядра - Гроба Господня в Иерусалиме (подробная библиография: Беляев, 2006а. С. 124-131; 2006б. 136-145). Уже само усвоенное название обители цитирует ключевые понятия авраамических религий: Небесный Иерусалим и Небесный Град. Таким образом, создание Воскресенского монастыря -ключевой, поворотный пункт в развитии русской культуры, отразивший мощный сдвиг в сознании московитов, связанный с попытками церковной модернизации, Расколом, наступающим прогрессом.

Многое в концепции Никона обрело форму под воздействием геополитики Католической церкви и монашеских орденов. Именно там, в XII-XV вв. и ранее, сложилась практика переноса святости путем натурного копирования священной топографии. С XVI в. орден францисканцев распространил ее по всей Европе, строя в Италии и других странах, в том числе в Польше, что для нас небезынтересно, "сакра монте" и "кальварии" (Восточнохристиан-ские реликвии, 2003; Новые иерусалимы, 2009) -своеобразные священные парки, где символика архитектуры, скульптуры, живописи, ландшафта и элементов драматического действа сливались воедино, воссоздавая евангельский хронотоп.

Сама реализация идеи Никона была возможна только благодаря опоре на достижения науки, техники и искусства Европы. В XVII в. были выполнены и стали общедоступными точные обмеры loca sancta Палестины. Ее реликвии становились частью материалов истории - пока еще священной, но уже понимаемой как область точного знания. Никон

осознал важность этой точности, достоверности копирования форм и текстов. Проведенная им подготовка к строительству близка ранним представлениям Нового времени о научном поиске - во всяком случае, наряду с анагогической и мистической она имеет строго рациональную составляющую. Перед работами были собраны образцы и источники, для чего отправлена экспедиция в Святую Землю. Такое стремление к инструментальному обмерному копированию необычно для средних веков, когда обходились воспроизведением одной из черт оригинала (размера; важной детали; общей формы; см. Беляев, 2000. С. 94-110; 2009. С. 202-207).

Глубоко рациональную форму обрела в Новом Иерусалиме дидактика, свойственная скорее средневековью: собор покрыли бесчисленные надписи, пояснявшие "сравнительную топографию" истринского и святогробского храмов; закладные памятные тексты внутри и снаружи собора наполнились просветительским содержанием; в состав надписей вошли литургические стихи (тропари на гранях кувуклии) и мемориальные силлабические вирши. Для просвещения использовали все наличные средства - традиционные и новые: резьбу по белому камню, медное литье, изразцы.

Наконец, успех Никона определили новые технологии, а их Московия с XV в. искала на Западе. Русско-польские войны второй трети XVII в. снабдили патриарха нужными ему помощниками из Центральной Европы - художниками и ремесленниками.

Без преувеличения можно сказать, что Никон опробовал одну из ранних "программ модернизации" Московского государства, предложив их церковную версию (она и вызвала реакцию в форме Раскола). Новый Иерусалим, в сущности, - прото-Петербург на церковный лад. Там и тут видны европейский рационализм с его тягой к просветительству; западные черты в технологии и стилистике; строгость планирования, несвойственная византийской строительной традиции.

Таким образом, Воскресенский монастырь - памятник становления России Нового времени, его значение в культуре XVII в. - общероссийское. Есть здесь и нота общехристианской традиции, ведь собор - единственная полномасштабная копия храма Гроба Господня, деталь

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком