научная статья по теме Воспитательная функция в эпосе «Урал Батыр» Биология

Текст научной статьи на тему «Воспитательная функция в эпосе «Урал Батыр»»

220

УДК 394.944

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ В ЭПОСЕ «УРАЛ БАТЫР»

Садыкова Зиля Раисовна, аспирант кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Камалиева Ирина Ринатовна, аспирант кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин

Башкирский государственный медицинский университет г. Уфа, Республика Башкортостан, Россия zilek-r@mail ru, irina. kamalieva@yandex. ru

В мире нет народов, которые бы не задавались вопросом как, когда возник мир и как он устроен. Башкирский народ, как и другие народы, обладает огромным фольклорным наследием, которое является бесценным источником для изучения мифологических воззрений башкир. Эпос «Урал Батыр» является древнейшим фольклорным произведением башкир. В нем отражается процесс создания мира, взаимоотношение природы и человека, отцов и детей. Мотив борьбы двух братьев, которые изображаются контрастными фигурами: один - положительный, другой отрицательный. Эпосы башкирского народа мало изучены. Данная статя написана с целью привлечь внимание мифологов, философов, культурологов

Ключевые слова: эпос; миф; семья; пространство времени. EDUCATIONAL FUNCSION IN THE EPIC "URAL BATYR"

Zilia Sadykova, graduate student of philosophy and

the social and humanities Irina Kamalieva, graduate student of philosophy and the social and humanities

Bashkir State Medical University, Ufa, Bashkortostan, Russia zilek-r@mail. ru, irina. kamalieva@yandex. ru

In the world there are no people who would not have wondered how, when there waspeace and how it works. Bashkir people, like other nations, has a great folk heritage, which is an invaluable resource for the study of mythological beliefs Bashkir. Epic "Ural Batyr» is the oldest works of folklore Bashkir. It reflects the process of creatingthe world, the relationship of nature and man, fathers and children. The motif of the struggle of two brothers who are represented by contrasting pieces: one - a positive, another negative. Epics of

the Bashkir people are poorly understood. This article was written to draw attention to mythology, philosophy, culture.

Keywords: epic; myth; family; the space-time.

Зарождению философии предшествует хорошо развитая мифология народа. Например, древнегреческая мифология и древнегреческие философы Платон, Анаксагор и другие. А также китайская мифология и китайские философы. Но у башкир, хотя мифология и развитая, древних философов мы еще пока не знаем.

В эпосе «Урал Батыр» - отображается классический образец мифа о всемирном потопе, когда погибли все люди и спаслись только двое. Этот миф известен многим народам в разных концах света. Почти во всех мифах, как правило, мужчина и женщина спасаются, спрятавшись в укромном месте, чтобы потом стать прародителями человечества. Сама мифо-поэтическая тема потопа становится важнейшим соединительным звеном между природой и культурой, космологией и квазиисторией, естественным правом и моралью, опирающимся на божественные установления (завет между Богом и людьми).

В историческом сознании башкирского народа Янбика и Янбирде -это два человека, которые дали начало всему человечеству. В начале эпоса, из объяснений Янбирде о событиях после всемирного потопа, можно понять, что место, где они появились с Янбикой, было влажное, озерное, болотистое. Как известно, болотистость, влажность характеризуют состояние переходности. Этот переход ограничен в пространственно-временных рамках, в границах конкретного действия. Если рассматривать с исторической точки зрения, то так создается историческое событие, соединяющее переживания и мысли разных эпох.

Другой особенностью представления о времени в мифологии башкир являлось его прерывность, дискретность. В частности, в архаическом эпосе «Урал Батыр», есть упоминание момента, когда время и пространство одновременно кончились, и впоследствии спустя какое - то неопределенное время, возникли вновь.[4, с.38-39] В эпосе «Урал Батыр» в качестве примера прерывности, дискретности в течении времени можно привести факт временного провала до исполнения братьям определенного возраста (Шульгану - 12 лет, а Уралу 10 лет). Как мы уже отмечали, эпос начинается с описания очень давних времен. Это мифическое время отнесено в неопределенную даль. Через какое-то время у них родилось по два сына. Мы не можем с определенностью сказать ни того, когда появился Мир, ни того, когда в этом Мире появились первые люди, и когда у них родились эти дети.

В отличие от конкретного исторического сознания «мифологическое мышление (сознание) не знает времени как однородной длительно-

сти или последовательности качественно индифферентных мгновений. Первобытный человек не абстрагирует идею времени от своего переживания»^, с.41]. Эта особенность мышления древних людей приводила к представлению о времени, как состоящему из неоднородных, качественно разнородных отрезков. Поэтому не только время как отдельного индивида, то есть частное время, так и время общественное было неоднородным и не делилось на качественно равноценные единицы.

В эпосе «Урал Батыр» показан закон противоположностей, который лежит в основе представляемого древними башкирами процесса появления Мира в целом; возникновения таких основополагающих параметров существования мира, как пространство и время; место отдельного человека и человеческого общества в этих пространственно-временных координатах.

Кроме описания окружающей среды в мифах и эпосах уделяется большое внимание воспитанию. Воспитательная функция складывается через память, точнее через историческую память. Как отмечал Ракитов А.И., «социально - историческая память человечества, выступающая как знание о прошлом, дает множество образцов социально-значимого поведения. Поступки исторических персонажей, различные исторические ситуации, типы разрешения определенных конфликтов, ведущих к укреплению данного общественного строя, данной этнической общности, социальной группы или организации, со временем становятся эталоном, дают обоснование нормам предпочтительного, санкционированного обществом поведения» [3, с.10].

В мифах воспитательную функцию передают через поведение главного персонажа. В эпосе «Урал Батыр» описывается подвиг Урала как положительного героя в отличие от своего брата Шульгана. Первоначально братья нейтральны друг к другу, но с развитием событий появляется борьба двух родных братьев.

Урал в первую очередь порядочный человек, он верен наставлениям старших. Отец не разрешил пить кровь из ракушки, он не пьёт, а Шульган выпил. С этого момента пути братьев расходятся. У Урала в положительную сторону, а Шульгана в отрицательную. В дальнейшем образ Шульгана описывается и в эпосе «Акбузат», как жестокого владыки подводного царства. Многие исследователи считают, что эпос «Акбузат» -это логическое продолжение эпоса «Урал Батыр».

Урал, как мироустроитель, создатель всего положительного, даже в последней день своей жизни не выпивает сам «живую» воду, а орошает этой водой Землю, засохшую от непогоды, и возвращает жизнь на землю. Так в эпосе излагаются жизнеутверждающие основы поведения Урала, который становится добрым царем, который ради других, ради жизни всех людей, ради счастья своего народа борется всю свою жизнь, даже в

последний ее миг отказывается от удовольствия продлить свою жизнь и отдает «живую» воду другим[4, с. 27].

Этот идеал нравственности человека, который не хотел жить только ради себя. К этому идеалу стремились люди всех времен. В основном, народы видели свое счастье в хорошем предводители, в царе с добрыми намерениями.

Так же в эпосе мы узнаем, как Урал, прощаясь с сыновьями, отправлял их в последний путь ради служения своему народу. Его сыновья Идель, Нугуш, Сакмар, Яик и другие отправляются в путь служения народу. Их путь «отмечается» полноводными реками с живительной водой. Эта аллегория их добрых дел для людей, для природы Урала. Эти реки несут людям и природе столько необходимого, сколько только можно пожелать. Ведь вода - это жизнь. Брат же Урала - Шульган, стал олицетворением зла, который всю свою жизнь стремился только навредить людям.

Мифологический эпос предполагает первые основы, моральные убеждения народа, выражая в существах сверхъестественных: богах и героях, не только религиозные, но и нравственные идеалы добра и зла. Поэтому эти идеалы народного эпоса более, нежели художественные образы, - это ряд ступеней народного сознания на пути к нравственному совершенствованию. Это не праздная игра фантазии, но ряд подвигов религиозного благочестия, стремившегося в лучших своих мечтаниях сблизиться с божеством, узреть его непосредственно^, с. 34-35].

Таким образом, древние предки башкир, создавая эпос «Урал Батыр», оставили великое наследие для будущего поколения. Через путешествие и борьбу двух братьев (Урала и Шульгана) они отразили свои представления о процессе сотворение Мира, о добре и зле, также о взаимоотношении людей и роли воспитания в семье.

Литература

1. Аминев З.Г. Эпос «Урал Батыр» как космологический миф. Уфа - 2007.

- С. 27.

2. Буслаев Ф. И. О литературе: Исследования; Статьи. М.: Худ. литература, 1990. - С. 34-35.

3. Ракитов А.И. Историческое познание: Системно - гносеологический подход. - М.: Политиздат, 1992. - С. 10.

4. Урал батыр // Башкорт халык ижады. Эпос. Беренсе китап. Уфа, 1972. (на башк. яз.). - С. 38-39.

5. Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т.В. В преддверии философии. М., 1984. - С. 41.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком