научная статья по теме ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Воспитательный потенциал М.А.ОСТРЕНКОВА традиционной культуры на уроках Ярославль русского языка

В статье рассматривается вопрос об использовании воспитательного потенциала традиционной культуры на уроках русского языка. Автор мотивирует отбор дидактического материала и приводит урок-исследование, который дает представление о возможной организации взаимосвязанного изучения русского языка и традиционной культуры.

Ключевые слова: традиционная культура; воспитательный потенциал; лингвокуль-туроведческое исследование; речевой этикет; константа национальной культуры.

1П) процессе обучения школьников [3 русскому языку решаются разные задачи, в том числе и такая, как совершенствование этикетной речевой и поведенческой культуры школьников. Методика преподавания русского языка располагает достаточным арсеналом приемов, обеспечивающих усвоение школьниками коммуникативных норм в процессе работы с дидактическим материалом, в состав которого входят фразеологизмы, устойчивые этикетные формулы, фрагменты из народно-поэтических текстов и текстов русской литературы, отражающие опыт изучения речевого взаимодействия, поведения собеседников в разных коммуникативных ситуациях.

Богатейшими дидактическими возможностями обладает лингвокраеведче-ский материал: народная философия добра, взаимопонимания и взаимодействия, в которой модальность долженствования «нужно» и оценочная модальность «хорошо» сосуществуют в единстве (ярославское слово дарома — «хорошо; так, как нужно»), открывается школьникам, изучающим литературный русский язык и диалекты, и через слово, и через устойчивое выражение — благопожелание, а через поступок осмысляется и «культурное действие», соотнесенное со словом и выражением. Обращение к диалектным языковым явлениям, представляющим отдельные фрагменты картины мира носителя тра-

Остренкова Марина Анатольевна, кандидат филол. наук, доцент кафедры истории и философии ЯФ ЛГУ им. А С. Пушкина. E-mail: ostrenkovamarina@hk.ru

диционной культуры, конечно, не предполагает практического освоения всего этикетного материала; назначение его в ином — показать жизненную необходимость этикета как регулятора человеческих отношений.

Осмыслению школьниками культурной информации, содержащейся в диалектных словах и речевых этикетных формулах, в которых аккумулирован опыт общения, и восприятию этнокультурных этикетных норм способствуют методические формы работы, к числу которых мы относим лингвокультуро-ведческое исследование.

Термин «исследование» призван указать на процесс воспроизведения на школьном уровне научного поиска знания, которое является субъективно новым для учеников. Исследовательский характер деятельности школьника определяется тем, что культурную информацию он получает в процессе эвристической беседы, поиска ответа на проблемный вопрос, решения поисковых заданий, самостоятельного наблюдения над языковым материалом и при помощи других приемов, выбор которых зависит от решения конкретных задач и определяется спецификой дидактического материала.

Урок-исследование «Что такое хорошо?» был проведен в разных классах: адаптируя материал с учетом возраста и уровня подготовленности учеников, мы проводили его в VI, VIII и X классах (фрагмент о благопожеланиях был развернут в целый урок и проведен в V классе). Данный урок входит в линг-вокультуроведческий модуль «Константа национальной культуры Лад» и, как другие уроки-исследования дан-

ного модуля, ставит целью расширить представление учащихся о содержании константы Лад в процессе изучения тематически соотнесенных, но разных по степени развернутости текстов культуры: от слова до связного высказывания.

Семантическая сложность константы (речь идет не о сложности восприятия ее признаков, а о богатстве контекстов — лингвистических и экстралингвистических, репрезентирующих константу Лад') обусловила разработку целой системы уроков-исследований.

Изучая на первом занятии образные, понятийные и ценностные характеристики константы, школьники обращались к разным словарям и текстам, в которых содержится лингвистическая, эстетическая и этическая рефлексия на рассматриваемое явление и его ментальный образ. Два главных вопроса первого урока-исследования: «Что такое Лад в понимании русского человека? Какую роль играл Лад в его жизни?» — стали ключевыми и для всех последующих уроков. Изучение семантики диалектных слов и фразеологизмов, описывающих ситуацию дарооб-мена, работа с тематически соотнесенными текстами на уроке «Что такое хорошо?» направлены на актуализацию таких признаков константы Лад, как взаимодействие, благодарность, уважение, порядок, согласие.

Систематизировать приобретенные знания помогают разнообразные творческие работы.

Завершающие исследование вопросы предполагают обобщение знаний и применение их для осмысления метафоры «раскачивают ладовые качели», образно представляющей реалии современной действительности. Так, путем приобщения учащихся к «исчезнувшему укладу народной жизни» приобретаются не только знания, но и духовная связь с культурой народа — преемственность не форм, а содержания: ценностных смыслов, мировоззренческих начал, ментальных образов культурных действий.

Приведем фрагмент урока на тему «Что такое хорошо?».

«Вопрос о том, "что такое хорошо и что такое плохо", занимает не только родителей и педагогов<...> он вставал

и встает перед философами всех времен, как и перед всеми людьми. Это, в частности, отличает человека от других живых существ, характеризующихся естественным поведением и занятых выбором лесных, а не жизненных троп» [Арутюнова 1999: 130].

В приведенной цитате звучат два главных оценочных слова, которые мы очень часто используем в речи с целью выразить отношение к чему-либо с точки зрения соответствия определенному образцу, — это слова хорошо (хороший) / плохо (плохой).

Корпус оценочных слов разнообразен. И мы можем это доказать, даже не обращаясь к словарям русского языка, — мы используем эти слова ежедневно, поскольку в нас может найти отклик всё: погода, просмотренный кинофильм, прочитанная книга, общение с другом, поведение постороннего человека — всё, если это нас волнует, подвергается оценке.

Приведите примеры оценочных слов и фразеологизмов.

Оценивая словом предмет, качество, поступок, мы соотносим их с нашими представлениями о том, как должно быть. И в этом «должно, необходимо» отражается и наш собственный опыт, и правила и нормы, прививаемые в семье, и законы и традиции общества, в котором мы живем.

Вы привели много оценочных слов, выбор которых зависит от ситуации общения (кто, кому, с какой целью отправляет сообщение, каковы условия общения), от темы разговора, от уровня культуры и от настроения собеседников. Да и выбранное вами слово подчас может «ответить» на вопросы: кто говорит, кому адресует речь, в каком настроении пребывает говорящий и др.

Я предлагаю «задать вопросы» одному оценочному слову, которое позволит нам отыскать образец, эталон, помогавший людям налаживать взаимоотношения, предупреждать непонимание и вражду. Мы найдем его в Ярославском областном словаре. Что вы можете предварительно сказать о слове, узнав только название словаря? (Оно диалектное, использовалось в речи сельских жителей Ярославской области, не яв-лятеся общеупотребительным.) Это слово дарома.

Прочитаем словарную статью «Даро-ма» в Ярославском областном словаре. (Отмечаю, что это одно из значений слова, зафиксированное в речи жителей Некоузского района.):

Дарома. 3. Наречие. Хорошо; так, как нужно. Сделаешь это, и будет дарома [ЯОС 1984: 120].

В толковании слова дарома есть указание на оценку — «хорошо». Почему именно этим словом стали называть образец поведения, состояния, результата действия? Предположите, какой корень в слове дарома? ( дар ). Докажите свое мнение. (Ученики приводят примеры однокоренных общеупотребительных слов и записывают их, выделяя корень.) Какое общее для всех од-нокоренных слов лексическое значение заключается в корне -дар?

Дополним этот ряд общеупотребительных слов диалектными из Ярославского областного словаря: отдарок, отдаривать, передарье. Запишите их. Выполните морфемный разбор. Попытаемся дать толкование слов, не обращаясь к словарю. Кроме значения корня мы должны учесть и значение приставки. Проведите наблюдения над общеупотребительными словами отплатить, отблагодарить (ученики выполняют морфемный, этимологический, лексический разбор); какое значение имеет приставка? Предложите свое толкование слова отдаривать.

Проверим себя. Познакомьтесь со словарными статьями этих слов:

Отдарок. Подарок в ответ на подарок. Подарки дарят — отдарков глядят. [ЯОС 1988: 64].

Отдаривать. 1. Делать подарок в ответ за услуги, за подарок и пр. [Там же: 63].

Вот еще одно диалектное слово — передарье:

Передарье. Обряд взаимного вручения подарков от жениха невесте и от невесты жениху. У Тарасовых на свадьбе передарье было богатое. Скоро начнется передарье. [Там же: 93].

В толковании всех диалектизмов есть слова, имеющие общий для всех действий смысловой признак. Перечитайте толкования, подчеркните эти слова.

Отдарок — подарок в ответ на подарок. Отдаривать — делать подарок в ответ за услуги, за подарок и др. Пере-

дарье — обряд взаимного вручения подарков от жениха невесте и от невесты жениху. (Выполнение заданий подготавливает к ответу на вопрос о том, какой же общий смысл выражен словами ответ (в ответ на; в ответ за), взаимный.

Этот смысловой признак «взаимный» и эта традиция (правило) — делать подарок в ответ — нашли отражение в парных однокоренных словах: подарок — отдарок (диал.); подарить — отдаривать (диал.) и получили название дарообмена.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы: Какую роль играл дарообмен в жизни человека? В каких ситуациях традиционно совершался ритуал даро-обмена?

В архаических обществах, античности и в феодальную эпоху обмен дарами являлся формой социальных связей» ([Агапкина, Виноградова 1994: 169]) между людьми и служил средством для поддержания добрососедских отношений, порядка и лада в семье и в обществе.

Установление дружеских связей, заключение брака, посещение гостей, успешное зав

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком