научная статья по теме ВОСПРИЯТИЕ КОРОТКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ОТРЫВКОВ ЧЕЛОВЕКОМ Биология

Текст научной статьи на тему «ВОСПРИЯТИЕ КОРОТКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ОТРЫВКОВ ЧЕЛОВЕКОМ»

СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ, 2004, том 18, № 3, с. 239-250

ПСИХОАКУСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 612.821

ВОСПРИЯТИЕ КОРОТКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ОТРЫВКОВ ЧЕЛОВЕКОМ

© 2004 г. Б. М. Гузиков, Я. А. Альтман*, Ю. О. Алянчикова*, Д. И. Громыко, А. А. Голубев

Научно-исследовательский психоневрологический институт (НИПНИ) им. В.М. Бехтерева МЗ РФ

ул. Бехтерева, 193019 Санкт-Петербург *Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН 199034 Санкт-Петербург, наб. Макарова, 6

На группах испытуемых (здоровые и больные со стойкими депрессивными состояниями) исследовали эмоциональную оценку коротких (несколько секунд) музыкальных отрывков классической инструментальной музыки. Установили наличие четкого разделения использованных музыкальных отрывков по эмоциональной оценке, определенные различия в оценке между здоровыми и больными испытуемыми, а также между этиологически различными группами депрессивных больных. На здоровых испытуемых измерены скрытые периоды возникновения эмоций при прослушивании музыкальных отрывков; скрытые периоды были максимальны при нейтральной оценке (в среднем 3.1 с) и минимальны при позитивных и негативных эмоциональных оценках (в среднем 2.6 и 2.7 с соответственно). Исследовали амплитудно-временные параметры длинно-латентных компонентов слуховых вызванных потенциалов (регистрируемых от правой и левой теменных областей) при прослушивании различных по своей эмоциональной окрашенности коротких фрагментов. Установили, что при случайном порядке предъявления стимулов (отдельных музыкальных фрагментов) наблюдается максимальная выраженность комплекса №-Р2 и волны РЗ для отрывков, вызывающих преимущественно негативные эмоциональные переживания. Минимальные амплитудные значения и наибольшие величины латентных периодов наблюдаются при предъявлении музыкального отрывка, оцениваемого как эмоционально нейтральный, что коррелирует с данными по скрытым периодам, установленным в психофизиологическом эксперименте. Достоверно большие амплитудные значения указанных компонентов вызванных потенциалов регистрируются в правом теменном отведении.

Ключевые слова: музыкальное восприятие, влияние депрессии, отражение в вызванных потенциалах.

Уникальная способность музыки быстро и эффективно вызывать различные психические ассоциации и эмоции - широко известна. Кроме того, сходные эмоции у разных слушателей вызываются одним и тем же музыкальным звучанием - от музыкального произведения, до его части или фрагмента. Прослушивание музыкальных фрагментов различными группами обследуемых (дети разного возраста и пола, взрослые мужчины и женщины, музыкально образованные или музыкально необразованные слушатели) позволило установить, что эти группы испытывали сходные эмоции в зависимости от музыкальной характеристики предъявленных фрагментов (Rosenfeld, 1985; Keneally, 1988; Terwogt, Van Grinswen, 1988; Doglin, Adelson, 1990; Robazza et al., 1994).

В этой связи принципиальным является длительность используемого в качестве стимула музыкального фрагмента. Согласно одной из классификаций (Готсдинер, 1993), длительность звучания позволяет выявить различные свойства музыкального произведения. При длительности звучания от единиц секунд до десятков минут слушателем определяется (наряду с многими други-

ми свойствами) эстетическая организация законченных структур музыкальных произведений. Более короткие длительности музыкальных сигналов (1-3 мин) позволяют оценить ритмическую структуру музыки. Еще более короткие фрагменты (от 2-15 с) согласно работе Готсдинера, определяют настройку на восприятие музыки. Между тем использование именно очень коротких музыкальных фрагментов (секунды) вызывало значительно более широкий спектр оценок, чем просто настройка на восприятие музыки (Теплов, 1947).

В этой связи необходимо подчеркнуть, что в цитированных выше работах, оценивавших восприятие музыкальных фрагментов у разных групп обследуемых, эти фрагменты были достаточно длительными (десятки секунд). Представлялось значимым исследовать эмоциональное восприятие испытуемыми более коротких музыкальных отрывков (единицы секунд). Такие короткие фрагменты давали возможность, во-первых, за короткое время получить необходимую статистику оценки разных фрагментов и, во-вторых, попытаться определить принципиальный по

значимости параметр возникновения слуховых эмоций, а именно, скрытый период их появления.

Для расширения психофизиологического анализа эмоционального восприятия коротких музыкальных фрагментов человеком представлялось целесообразным сравнить это восприятие у здоровых испытуемых и у больных с выраженными и стойкими во времени эмоциональными расстройствами. Такие состояния эмоциональной сферы могут в определенной степени изменить эмоциональную оценку музыкальных фрагментов. Заметим, что данных по этому вопросу в литературе нам обнаружить не удалось.

Использование коротких музыкальных отрывков в качестве раздражителей привлекательно еще в одном отношении. Они могут быть применены как стимулы при регистрации определенных классов слуховых вызванных потенциалов . Исследование когнитивных процессов, лежащих в основе восприятия музыки, с помощью метода вызванных потенциалов началось совсем недавно, поэтому существует лишь небольшое число работ, посвященных изучению обработки человеком музыкальных стимулов с помощью данного метода (Besson, Frederici, 1998; Koelsh et al., 2000). Известно, что в длиннолатентных слуховых ВП выделяют следующие компоненты: N1 как коррелят первоначальной слуховой кортикальной обработки, РЗа как индекс автоматического ориентирования внимания и РЗЪ как мера контролируемой оценки стимула. Обычно именно эти компоненты оцениваются при использовании в качестве стимулов музыкальных сигналов (Janata, 1995; Hillyard et al., 1998; Munte et al., 1998). Кроме того, значима также оценка поздних негативных отклонений, обладающих максимальной амплитудой во фронтальных областях мозга. Предполагается, что эти колебания связаны с интеграцией тональных аккордов в музыкальный контекст и с музыкально-специфической обработкой в оперативной памяти (Koelsh et al., 2000).

В целом изложенное свидетельствует о том, что работы, в которых детально анализируются восприятие стимулов такого акустического эмо-циогенного значения, как короткий музыкальный отрывок, в условиях сопоставления эмоциональной оценки с параметрами длиннолатентных слуховых вызванных потенциалов головного мозга человека, в литературе отсутствуют.

Цель настоящей работы - исследование восприятия и эмоциональной оценки коротких музыкальных фрагментов у здоровых испытуемых как базового материала. Этот материал надлежало сравнить у разных групп больных, обнаруживающих расстройства эмоционального состояния разного происхождения: больные с эндогенной депрессией; больные с невротической депрессией; больные с выраженными эмоциональными нару-

шениями (депрессией) при опийной наркомании. Далее предполагалось исследовать отражение использованных в работе стимулов в длиннолатентных слуховых вызванных потенциалах человека1.

МЕТОДИКА

1. Здоровые испытуемые. Эта часть работы выполнена на шести здоровых испытуемых (женщины в возрасте от 25 до 41 года). Предварительным обследованием по стандартной тональной аудиометрии было установлено наличие нормального слуха у всех испытуемых. Принципиальным был отбор пяти испытуемых из шести по критерию полного отсутствия у них каких-либо элементов музыкальной грамоты и значительного опыта прослушивания классической инструментальной музыки. Кроме того, небольшие по длительности части (несколько минут) музыкальных произведений, отобранных для последующего формирования коротких (несколько секунд) музыкальных фрагментов, были однократно прослушаны испытуемыми и оказались им незнакомыми ни по названию, ни по опыту предыдущего прослушивания. Это обстоятельство исключало возникновение любых ассоциаций и прогнозирования развития во времени музыкальной темы. Цель такого отбора - проведение исследования в основном на "наивных" испытуемых. Для сравнения в эксперименте участвовала также одна испытуемая, имеющая музыкальное образование и до настоящего времени участвующая в разнообразной концертной деятельности. Все испытуемые были правшами.

Для формирования коротких музыкальных фрагментов были взяты следующие восемь музыкальных произведений:

1. Ф. Шопен. Ноктюрн "Ре-бемоль-мажор". Ор. 27, № 2.

2. Э. Григ. "Пер-Гюнт", Ор. 46, № 2 "Смерть Озе".

3. Ф. Зуппе. Увертюра к оперетте "Прекрасная Галатея".

4. Я. Сибелиус. "Грустный вальс", Ор. 44.

5. С. Прокофьев. Кантата "Александр Невский", 1 часть.

6. В.А. Моцарт. Симфония 25 "Соль-минор", 1 часть.

7. О. Неубал. Увертюра к оперетте "Целомудренная Барбара".

8. Ж. Оффенбах. Увертюра к оперетте "Орфей в аду".

1 Краткое изложение некоторых результатов настоящей работы опубликовано ранее (Альтман и соавт., 1999, 2000; Алянчикова, 2003).

При изложении результатов для краткости эти произведения будут обозначены как Пр (Пр1-Пр8). Из перечисленных выше восьми произведений было выбрано произвольным образом по 12 фрагментов (далее будут обозначены как Фр) длительностью 2-5 с. Из этих фрагментов была составлена фонограмма, которая содержала 96 различных музыкальных фрагментов (по 12 из 8 произведений). Кроме того, каждый из 96 фрагментов повторялся в фонограмме по 5 раз. Таким образом, фонограмма в целом содержала 480 фрагментов (96 х 5). Фрагменты в фонограмме располагались случайным образом. Пауза на фонограмме между отдельными фрагментами составляла 5 с. Интенсивность фрагментов варьировала примерно между 30 и 60 дБ над порогом слышимости испытуемых, т.е. находилась в достаточно комфортном для прослушивания диапазоне громкости.

Процедура этой серии опытов, предназначенной для эмоциональной оценки фрагментов, состояла в следующем. Испытуемые располагались в удобном кресле в звукозаглушенной камере. При помощи магнитофона "Panasonic" через головные телефоны типа ТД-5 в условиях бинау-рального прослушивания проигрывалась фонограмма. Во время прослушивания 96 фрагментов испытуемого просили присвоить каждому из них одно из пяти значений (цифры 1-5), соотве

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком