научная статья по теме ВОСТОК В ЕВРОПЕ: ОТ ДУБРОВНИКА ДО МОСТАРА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ВОСТОК В ЕВРОПЕ: ОТ ДУБРОВНИКА ДО МОСТАРА»

ПУТЕШЕСТВИЯ, ВСТРЕЧИ, ВПЕЧАТЛЕНИЯ

ВОСТОК В ЕВРОПЕ: ОТ ДУБРОВНИКА ДО МОСТАРА

Р.Г. ЛАНДА

Доктор исторических наук

Балканы - это та часть мира, где Восток и Запад, Азия и Европа не просто сходятся, но взаимно проникают друг в друга, образуя чрезвычайно своеобразные, сложные, иногда запутанные сочетания с не всегда четко фиксированными пределами и характеристиками.

Хорватия, Черногория, Босния и Герцеговина - это славянские и христианские в своей основе, кроме последней, республики.

Но в их культуре, архитектуре, языке, особенностях искусства чувствуется влияние Востока, оставшееся после нескольких веков пребывания в составе или в сфере влияния Османской империи. Где-то оно длилось до 400 лет, как в Черногории и Боснии, где-то, как в Хорватии (да и то на юге), менее 300 лет.

ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТИ

Сегодня, если приехать в самый знаменитый город далматинского побережья Хорватии -Дубровник (который, кстати, никогда не был османским, а лишь платил султану дань), то можно увидеть там остатки мечети на ул. Працата, а во время ежегодного празднования дня святого Влаха, считающегося с Х в. покровителем города, в многоцветьи фольклорных костюмов участников праздника можно различить красные фески, широкие шаровары, орнаментальные вышивки и пестрые кушаки явно восточного стиля. И все это не теряется на фоне бесчисленных памятников и следов пребывания в Дубровнике венецианцев и австрийцев, долго соперничавших с османами в борьбе за побережье Далмации.

Это вполне закономерно. По мнению профессора Загребского университета Ненада Моаканина, Дубровник был «фактически независимой хорватской морской мини-державой, которая своим коммерческим и культурным процветанием была обязана своему положению привилегированного османского вассала, особен-

но в XVI в., т.е. в эпоху своего «золотого века». Это - важная констатация, тем более, что сам Моаканин признает, что этнокон-фессиональные и социокультурные процессы, начавшиеся в упоминаемое им время, еще не закончены.

Когда-то, в период османского господства (1526-1693 гг.), здесь было много мечетей и медресе. Но они все «разрушены во время освободительных войн», как сказано в путеводителе Томаса Кука по Хорватии. Но там же говорится, что среди иностранных художников, скульпторов и ремесленников, оказавших влияние на развитие хорватского искусства, были и мастера из Стамбула. Впрочем, эти связи, очевидно, не прерываются до сих пор. Я помню, как в октябре 1977 г. один из торговцев стамбульского кварта-

сий. Из 4,5 млн жителей страны 89% составляют хорваты (почти все - католики) и 4,5% - сербы (почти все - православные). Но среди остальных 6,5% жителей, представляющих другие народы, в основном - балканского происхождения, имеются, наряду с протестантами и иудеями, также и мусульмане1. Точное их число не указывает ни один справочник. Это обстоятельство (как и исчезновение термина «сербско-хорватский язык»: теперь он «разделен» на сербский, хорватский, боснийский и черногорский) - одно из печальных последствий «войны всех со всеми», огненным валом прокатившейся по Балканам на исходе прошлого столетия.

Конечно, османская эпоха для балканских славян - далекое прошлое, хотя окончательно многие из них освободились от владычества султанов только в начале ХХ в. Сейчас уже мало кто вспоминает, что среди 13 великих ве-зиров при дворе в Стамбуле в XV-XVI вв. подавляющее большинство были славянами-потур-ченцами, т.е. принявшими ислам и турецкую культуру. Один из них, Рюстем-паша, был хорватом,

РАСПАЛСЯ ДАЖЕ СЕРБСКО-ХОРВАТСКИЙ ЯЗЫК

ла Полонезкёй, оказавшийся хорватом, пытался говорить со мной почему-то по-польски и, в частности, сообщил, что он «здесь не один» и торгует давно.

Религиозная обстановка в стране ныне сложная. Как известно, именно религиозные, вернее этноконфессиональные, различия послужили главным поводом (но не причиной) для военных действий на Балканах. И забыть это трудно, хотя в Хорватии почти нет следов того ужасного времени. С первого взгляда видно, что жизнь в стране налаживается. То же самое, хотя и с оговорками, можно сказать и о сотрудничестве различных этносов и конфес-

а самый знаменитый - Мехмед Соколу (Соколович) - был родом из Боснии и прославился как ка-пудан-паша (адмирал), а потом и фактический правитель империи в 1568-1579 гг. при формально царствовавших Селиме II и Му-раде III.

Но даже если забыть об этом, достаточно проехать вдоль побережья большинства средиземноморских стран (я могу об этом судить, побывав во всех странах этого региона, за исключением Албании и Израиля), чтобы убедиться в правоте одного из основателей Общества турецкой истории Решида Саффета Атабинена: «От Орана до Александрии,

Стамбула, Афин и Истрии эти берега усеяны памятниками османского могущества», среди которых «наиболее чарующими образцами» он считает расположенные в Далмации, т.е. на южнохорватском побережье.

Действительно, что к северу от сказочно красивого Дубровника, в сторону Сплита, что к югу от него, по дороге то и дело встречаются массивные башни, остатки крепостных стен и прочих укреплений османского времени. Кстати, некоторые из них были возведены для борьбы с османами, но явно под влиянием их военной инженерии. Недаром Атабинен упрекает «небольшие народы с анархическими традициями» за отсутствие «малейшей признательности» османам, «позволившим им не менее 4-х веков существовать, размножаться, обогащаться и сохранять свою культуру под защитой турецких армий». Но он же признает, что фольклор южных славян, «музыка, танцы, кухня, одежда, архитектура их стран связаны с традициями и обычаями османских турок, лишь незначительно от них отличаясь, и также восходят к их евразийским предкам»2. О балканских элементах в жизни современной Турции пишут и другие турецкие авторы3.

ПРАВОСЛАВИЕ И ИСЛАМ

...Мы едем вдоль побережья Боко-Которского залива - живописного уголка Черногории: скалистые обрывы гор (до 2 тыс. м над уровнем моря), врезаясь крутыми выступами в зеркальную водную гладь, образуют причудливые изгибы береговой линии длиной в 106 км. Местами склоны гор, густо поросшие лесом и кустарником (здесь 2800 пород растений, из которых 22 больше нигде не встречаются), полого спускаются к заливу и у самой воды заканчиваются белокаменными селениями с красными кровлями и обилием рыбацких судов. Проезжаем Биелу, Дженовичи, Каменари, Герцег-Новы, основанный еще в XVI в. правителем Боснии Твртко. Мы успеваем заметить старинные башни османской крепости. Гид добавляет: «Здесь наместник Ага Мустафа воздвиг Сахат кула - башню с часами - по указу султана Махмуда».

Гид Александро (один из немногих хорватов, сожалеющих о распаде единой Югославии) свой весьма выразительный (и на хорошем русском языке) рассказ о православных монастырях Черногории, её изумительных заливах и крепостях частенько прерывает фразами: «Здесь постоянно соперничали турки и венецианцы», «здесь проходила граница турецких завоеваний», «этот город никогда не попадал под власть османов». Последнее относится к древнему Перасту, жители которого не просто отстояли свою независимость, но даже построили на подводном утесе искусственный остров, на котором возвели церковь Пресвятой Девы. От неё остров и получил название «Богородица от Утеса». В городе находилась морская школа капитана Вука Маркова Мар-тиновича, в которую Петр I в 1698 г. направил на учебу 70 россиян, впоследствии много сделавших для становления русского флота. В этой же школе учился местный моряк Матия Змаевич, впоследствии служивший Екатерине II и награжденный ею орденом Александра Невского4.

Школа Мартиновича воспитывала храбрых моряков, ибо соседний с Перастом город Рисан, как и почти все остальные города Боко-Которской бухты (названной Байроном «жемчужиной беспокойной природы»), был занят (с 1539 г. по 1687 г.) османами, не раз пытавшимися захватить и Пе-раст. Так что местные моряки никогда не теряли боевой формы.

О Востоке напоминают и старинные кварталы городов Котора и Будвы: массивные стены домов с редкими окнами, крыши из красной черепицы, узкие средневековые улицы и переулки (одна из улиц в Которе так и называется - «Пусти меня пройти»). Хотя в чем-то они схожи со средневековыми западноевропейскими городами, но восточные мотивы преобладают. Сама структура кварталов, особенно крутые каменные лестницы, связывающие их разноуровневые части, напоминают Алжир, Рабат и другие города-порты южного Средиземноморья, которые возникли, прежде всего, как морские крепости. Будва, по преданию, была основана финикийцами в IV в. до н.э. В ней представлены все эпохи в истории Средиземноморья. А Ко-тор был крепостью с самого свое-

го возникновения в IV в. н.э. под византийским названием Ката-рум. Но с XI в. он стал полностью славянским и получил свое нынешнее наименование. «Долгая борьба, - пишет местный автор Милун Лутовац, - которая велась против турок и французов (во время наполеоновских войн. -Р.Л.), закончилась благодаря помощи русских и черногорских войск».

Лутовац не распространяется о деталях этой борьбы, что понятно: первое время после официального включения Черногории в состав Османской империи (в 1499 г.) черногорцы рассматривали османов как своего рода покровителей и союзников в борьбе против почти 100-летнего господства католической Венеции. Более того, Османская империя даже выступала некоторым образом (и в определенных обстоятельствах) в качестве централизующего и упорядочивающего начала.

В частности, в османскую эпоху черногорцы, особенно в прибрежных областях, очень страдали от разгула пиратства, предводителями которого нередко были не всегда контролируемые Стамбулом местные авантюристы и феодалы из принявших ислам по-турченцев. Их оплотом в Черногории стала возведенная на приморских скалах крепость Улцинь. Это гнездо корсаров было кошмаром для торгового судоходства по всему Средиземноморью, а его атаман Утудж Алия прослыл как «ночная угроза» Адриатики. В 1675 г. османский флот Сулейма-на-паши разгромил пиратов, потопив в море награбленные ими богатства, легенды о которых рассказывают еще и сегодня. И хотя Улцинь ныне - это прежде все

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком