научная статья по теме ВОСТОКОВЕДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВ А.В. МЕНЯ: ИНДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ВОСТОКОВЕДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВ А.В. МЕНЯ: ИНДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

СРАВНИТЕЛЬНОЕ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ВОСТОКОВЕДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВ А.В. МЕНЯ: ИНДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

© 2011 Т. Г. СКОРОХОДОВА

Проблема понимания инорелигиозных духовных традиций, равно как и непредвзятого исследования религиозности, мысли и культуры других цивилизаций, - одна из сложных и тонких в современном гуманитарном научном познании. В основе ее лежит открытие Другого в пространстве культуры, соотнесение себя с ним и попытка понять и соотнести его смыслы со смыслами собственной духовной и культурной традиции. В.Н. Топоров видит отражение этого глубинного человеческого вектора в библейском сказании о Вавилонской башне: исчезновение "единого языка" и "единой культуры" есть разрушение неподлинного единства людей и открытие перспективы создания нового, подлинного единства на основе культурно-языкового плюрализма [Топоров, 1989, с. 9-10]. Неудивительно поэтому, что именно в культурах европейско-американского ареала, восходящих к библейской духовной традиции, впервые сначала поднимается, а затем обретает научную значимость сложнейший вопрос о сравнении своей культуры, социальности и духовной жизни с культурами других, незападных народов. Однако сам процесс научного сравнения может приводить к разным результатам в зависимости от методологической позиции ученого: допускает ли он присутствие универсальных общечеловеческих начал в жизни каждого народа наряду с неповторимо своеобразными национальными чертами его жизни или же подходит к другим народам и культурам с мерками собственной культуры, заведомо считая ее выше других, или же впадает в другую крайность - признает абсолютную уникальность ценностей изучаемых культур и их несопоставимость между собою. Все три варианта обнаруживаются в современных исследованиях, что актуализирует вопрос о нахождении взвешенной и непредвзятой методологической позиции при изучении незападных социокультурных традиций.

Ключевые слова: религиозный опыт, А.В. Мень, христианская духовная традиция, индуистская духовная традиция.

При изучении религиозности, культуры других цивилизаций незаурядное методологическое значение приобретает обширный корпус трудов о. Александра Меня (19351990), посвященных богословским, библеистическим, философским и социокультурным темам. Теоретические подходы о. Александра могут быть с успехом применены в религиоведении, всемирной истории, культурологии, этнологии, социальной философии, истории философии, востоковедении и других сферах социогуманитарного знания.

Как христианский мыслитель о. Александр был прочно укоренен в библейской богословской традиции, в которой с предельной глубиной выражены универсальные/ общечеловеческие духовные смыслы. Его энциклопедическая осведомленность о европейской и - шире - западной культурной традиции и происходящих в ней современных процессах позволила ему избрать в качестве методологической позиции ее

лучшие интеллектуальные достижения: вектор заинтересованного и равноправного диалога с Другим, его духовным, культурным и социальным миром, диалога позитивного и обогащающего обе включенные в него стороны. Именно диалог оказывается у о. Александра методом сравнительного исследования. Наконец, о. Александр творил в российском духовно-интеллектуальном пространстве, в котором веками происходили коллизии взаимодействия-и-противостояния восточного и западного социокультурных начал. Здесь о. Александр стал на сторону А.С. Пушкина и Вл. Соловьёва, высоко оценивавших "родное" наследие и одновременно открытых восприятию и пониманию "вселенского" (Вяч. И. Иванов). В этом контексте органично выглядит интерес о. Александра к восточным религиям и отмеченная Е.Б. Рашковским «глубокая осведомленность в культурной проблематике народов "третьего мира" - осведомленность, выгодно отличавшая его от большинства тогдашних московских интеллектуалов, для которых существовали на глобусе лишь Россия да Европа» [Рашковский, 2001, с. 90].

В общеметодологическом плане о. Александру удалось гармонично сочетать представление о присутствии в человеческой жизни универсального измерения с пристальным вниманием к многообразию и самобытности его проявлений в жизни разных народов. Не претендуя на полноту раскрытия общей методологии о. Александра, я попытаюсь показать ее значимость для востоковедения, а именно для индологических исследований на основе его "Истории религий", некоторых статей и выступлений.

Чтобы выявить индологические аспекты трудов о. Александра, необходимо реконструировать его общий теоретический подход к анализу духовной истории человечества в его культурно-цивилизационном разнообразии - подход, имеющий востоковедную значимость.

Религию о. Александр трактует как исключительно действенный самобытный фактор в существовании человека, лежащий в основании нравственной жизни [Мень, 2005(1), с. 32, 77]. Сущностью, ядром религии является "ощущение человеком присутствия Бога, встреча с Ним, любовь к Нему, жажда познавания Его и единения с Ним" [Мень, 2005(1), с. 75]. Религия обращает человека к "Бытию как целому" (А.Дж. Тойн-би), в основе которого - всегда недосказанная Божественная сущность [Мень, 2005(1), с. 33]. Религиозный опыт человека, ощутившего присутствие Высшего, встретившегося с Высшим, имеет универсальный, всечеловеческий характер. "В самом чувстве присутствия Божественного большинство религий обнаруживает внутреннюю общность", - пишет о. Александр в "Магизме и единобожии" [Мень, 2005(1), с. 206].

В религиозном опыте Бог "открывается как Сила, превышающая механическую причинность мира: как высшая Свобода и высшее Творчество", как абсолютное Совершенство, как Добро, Красота, Истина [Мень, 2005(1), с. 111]. Соответственно религия трактуется о. Александром и как "связь человека с самим Источником бытия, которая делает его жизнь полной смысла, вдохновляет его на служение, пронизывает светом все его существование, определяет его нравственный облик", и как "результат ослабления непосредственной связи человека с Богом" и стремление людей "перебросить мост между ними и запредельным" [Мень, 2005(1), с. 78, 158]. Непосредственное "видение" в религиозном опыте, проходя через интеллектуальное осмысление, кристаллизуется в понятиях, символах, мифах, в которых отражено Бытие в его многообразии и верховная реальность [Мень, 2005(1), с. 45, 79].

Однако религиозный опыт приводит к разным результатам - человек на призыв Божественного отвечает религиозным учением, и ответов этих оказывается множество, равно как и результатов Встречи с Богом. О. Александр объясняет это тем, что Бог скрыт от элементарного восприятия и раскрывается людям постепенно, входя в их сознание через природу, через любовь, чувство тайны и переживание священного [Мень, 2005(1), с. 66-67].

В одной из бесед богослов говорит о "единой модели человеческого бытия, человеческого существа, которая определяет одинаковое развитие религиозных, культурных

фаз в разных концах земли, не связанных между собой, в общем, сходство этики... Социальное поведение может быть разным, на периферии этико-социального целого могут быть большие отличия, но в центре все-таки находится что-то такое, что позволяет, в конце концов, идти на очень большое сближение и тождество" [Мень, 2005(3), с. 111-112]. Поэтому все религии мира родственны, и это родство происходит от универсального единства человеческой природы и сходства религиозных переживаний (благоговения - ядра веры), и одновременно исторически многообразны, поскольку отражают разные фазы, уровни и формы Богопознания.

По мысли о. Александра, возможности многообразного Богопознания предопределены свыше данной Богом человеку свободой: "Бог не порабощает человека, не сковывает его воли, а, напротив, дает ему полную возможность отвергнуть Его, искать своих путей", - говорит о. Александр [Мень, 2005(1), с. 77]. Исходя из библейского понимания мира как Истории, Становления и Процесса, разворачивающихся во времени и вовлекающих в преодоление хаоса и совершенствование все народы, богослов видит в многообразии религиозных учений воплощенные пути человека и целых народов и цивилизаций к Богу, пути Спасения. Каждая из религий в этом свете представляет собой комплекс ответов на универсальные вопросы, обращенные к Верховному Сущему. Эти вопросы о. Александр формулирует как три богословские проблемы: 1) вопрос о том, как ограниченное, условное бытие человека относится к безусловному, абсолютному Бытию Божию; 2) вопрос о наличии космического зла и 3) вопрос о бессмертии, или вопрос о возможностях человека [Мень, 2005(1), с. 83, 86, 128]. Ответы на эти и другие вопросы могут различаться, но это не отменяет глубинного сходства разных религиозных традиций и возможностей диалога между ними. В национальном (и - шире -цивилизационном) выражена самобытность, неповторимый облик того или иного народа: «Нация - это характер, индивидуальное лицо этнического коллектива. Вне ее невозможна ни культура, ни Церковь, - как они не существуют для "человека вообще"» [Мень, 2005(4), с. 30]. Однако универсальное - прежде всего вера, глубинный духовный опыт, - по мнению богослова, выше национальной традиции, и понимание этого позволяет культуре, народу развиваться через общение с другими традициями и народами, достигать высот духа; забвение же диалектики национального и универсального (ее о. Александр возводил к апостолу Павлу) ведет народы и культуры к состоянию изоляции, застоя и кризиса. В конечном счете за различением национального и универсального находится различение земного и духовной жизни, перед которой земные различия отходят на дальний план.

Являясь христианским философом, о. Александр исходит из того, что каждая религия является ступенью, фазой, элементом того целого, во что христианство способно проникнуть, что может объять, включить, впитать в себя [Мень, 2005(3), с. 113]. С позиции христианского понимания религиозной истории, восходящего к апостолу Павлу, который различал его диалектический характер - путь восхождения к Истине вопреки деградации и затмению этой истины [Мень, 2005(1), с. 209], о. Александр отстаивает позицию признания ценного ядра в древних религиозных учениях. Он

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком