научная статья по теме ВОЙНА И МИР В ТАЛМУДЕ: СОБЫТИЕ И ЕГО СМЫСЛ. ЧАСТЬ 2 Философия

Текст научной статьи на тему «ВОЙНА И МИР В ТАЛМУДЕ: СОБЫТИЕ И ЕГО СМЫСЛ. ЧАСТЬ 2»

Вопросы философии. 2015. № 8. С. 144-158

Война и мир в Талмуде: событие и его смысл. Часть 2

А.Б. Ковельман, У. Гершович

В талмудическом трактате "Гиттин" разводное письмо (гет) является метафорой развода между Богом и Израилем. Разрушение Храма римлянами в 70 г. н.э. - центральный момент этого развода, метаисторическое событие. Чтобы объяснить причины развода, мудрецы Талмуда заимствовали понятия греческой и римской политической философии и создали на их основе свою систему категорий ("напрасная вражда", "пути мира", "мир в мире" и т.п.). В понятиях каждодневного существования мудрецы заботились об "исправлении мира" путем улаживания конфликтов между евреями, а также между евреями и язычниками. Но в метаистории они оплакивали расторжение Священного брака и приближали его восстановление.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Талмуд, Новый Завет, Ориген, теодицея.

КОВЕЛЬМАН Аркадий Бенционович - профессор, доктор исторических наук, заведующий кафедрой иудаики ИСАА МГУ имени М. В. Ломоносова.

ГЕРШОВИЧ Ури - доктор философии, директор Исследовательского центра Еврейского музея и Центра толерантности в Москве, лектор Центра Чейза Еврейского университета Иерусалима.

Цитирование: Ковельман А.Б., Гершович У. Война и мир в Талмуде: событие и его смысл. Часть 2 // Вопросы философии. 2015. № 8. С. 144-158

Voprosy Filosofii. 2015. Vol. 7. P. 144-158

War and Peace in the Talmud: The Meaning of the Event. Part 2 Arkady Kovelman, Uri Gershowitz

In the Talmudic tractate Gittin, the letter of divorce (get) appears as a metaphor of the divorce between God and Israel. The Destruction of the Temple by the Romans in 70 C.E. was the major metahistorical event, the point of the divorce. To explain the reasons of this divorce, the rabbis borrowed the notions of Greek and Roman political philosophy to build their own system of ideas ("the ways of peace," "the vain hatred", etc.). In the terms of everyday existence, the rabbis optimistically cared about "the improvement of the world" by reconciling human beings (Jews and non-Jews). In the terms of Metahistory, they lamented the Sacred Divorce and did their best for the restoration of the Sacred Marriage.

KEY WORDS: Talmud, New Testament, Origen, Theodicy.

KOVELMAN Arkady - DSc in History, Professor, Head of the Department for Jewish Studies at the Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University. arkady.kovelman@gmail.com

GERSHOWITZ Uri - Ph.D., Head of the Research Center of Jewish Museum and Tolerance Center in Moscow, a Lecturer of the Chais Center of the Hebrew University of Jerusalem.

Citation: Kovelman A.B., Gershowitz U. War and Peace in the Talmud: The Meaning of the Event. Part 2 // Voprosy Filosofii. 2015. Vol. 7. P. 144-158

© Ковельман А.Б., Гершович У., 2015 г.

Война и мир в Талмуде: событие и его смысл

Часть 2

А. Б. КОВЕЛЬМАН, У. ГЕРШОВИЧ

Я образую свет и творю тьму, устанавливаю мир и творю зло; Я, Господь, делаю все это. Исайя 45:7

В первой части статьи мы разобрали цепочку страшных и смешных рассказов о бедствиях Иудейской войны; см.: [Ковельман, Гершович 2015]. Эти рассказы содержат концепцию и мораль, незнакомую Торе, но известную Евангелиям. Храм сожжен, Иерусалим разрушен, а евреи рассеяны по лицу земли потому, что кто-то обидел (даже не распял!) плотника или просто "человека толпы". Один человек равен миру, как одна овца - стаду. Но трактат "Гиттин" посвящен вовсе не Иудейской войне, а гету, разводному письму. Вправе ли мы сказать, что это "отступление" случайно, что оно попало в трактат по аллюзии, по аналогии? Или перед нами нечто большее? Напомним, что Талмуд комментирует Мишну, а Мишна основана на Торе, в частности на тексте Второзакония (24:1-4), который и разбирается в трактате "Гиттин":

Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не будет приятна глазам его, потому что он находит в ней что-то постыдное (эрват давар), и напишет ей разводное письмо (сефер критут), и даст ей в руки, и отошлет ее (шилха) из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа, но и сей последний муж возненавидит ее (снеа) и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отошлет ее (шилха) из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жены, -то не может первый ее муж, отославший ее, опять взять ее себе в жену, после того как она осквернена, ибо сие есть мерзость пред ГОСПОДОМ, и не порочь земли, которую ГОСПОДЬ, Бог твой, дает тебе в удел.

На языке Мишны и Талмуда разводное письмо называется гет. Но Второзаконие употребляет другой термин - сефер критут. В греческом переводе Второзакония (в Сеп-туагинте) это - библион ту апостасиу, а в латинском переводе Иеронима (в Вульгате) -libellum repudii. Во II в., почти одновременно с Мишной, римский юрист Гай упоминает развод (repudium) в "Институциях" (I, 137a). Важность предмета очевидна. В эпоху поздней республики разводы стали частыми, мужья легко отсылали нелюбимых жен. Появилась даже максима: matrimonia debent esse libera (браки должны быть свободными). Ок-тавиан Август и его наследники пытались бороться за возрождение строгих "отеческих нравов", но эта борьба, вероятно, не имела большого успеха1. В "Сравнительных жизнеописаниях", в биографии Эмилия Павла (5) Плутарх рассказывал:

Женат он [Эмилий Павел] был на Папирии, дочери бывшего консула Мазона, но после многих лет брака развелся, хотя супруга родила ему замечательных детей - знаменитого Сципиона и Фабия Максима. Причина развода нам неизвестна (о ней не говорит ни один писатель), но, пожалуй, вернее всего будет вспомнить, как некий римлянин, разводясь с женой и слыша порицания друзей, которые твердили ему: "Разве она не целомудренна? Или не хороша собою? Или бесплодна?" - выставил вперед ногу,

обутую в башмак ("кальтий" [са1сеш], как называют его римляне), и сказал: "Разве он нехорош? Или стоптан? Но кто из вас знает, где он жмет мне ногу?". В самом деле, по большей части не значительные или получившие огласку проступки жены лишают ее мужа, но мелкие, частные столкновения, проистекающие из неуступчивости или просто от несходства нравов, даже если они скрыты от посторонних глаз, вызывают непоправимое отчуждение, которое делает совместную жизнь невозможной2.

Эмилий Павел жил в эпоху республики, но анекдот иллюстрирует нравы империи. И эти же нравы видны в последней лемме трактата Мишны "Гиттин" (9:10):

Школа Шаммая говорит: «Пусть не разводится человек со своей женой, если только он не найдет в ней постыдное что-то (двар эрва) ибо сказано: "Потому что он находит в ней что-то постыдное (эрват давар)"». А школа Гиллеля говорит: «Даже если она испортила ему кушанье [он может ее прогнать], ибо сказано: "Потому что он находит в ней что-то постыдное (эрват давар)"». А рабби Акива говорит: «Даже если он нашел другую, которая красивее ее [он может развестись], ибо сказано: "И она не будет приятна глазам его"».

В библейском иврите эрва - "нагота", "срам", "постыдное". Эрват давар - "что-то постыдное". В этом же духе переводит Септуагинта (асхэмон прагма - что-то неприличное). Под неприличным можно было понимать все, что угодно - от чересчур откровенной одежды до прелюбодеяния. Автор Евангелия от Матфея (19:3-8), вероятно, понимал под эрват давар именно прелюбодеяние (порнейа) и только прелюбодеяние считал законным поводом расторжения брака.

И приступили к нему фарисеи и, искушая его, говорили ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо (библион апостасиу) и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала (ап архэс) не было так; но я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние (пор-нейа) и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.

Это возвращает нас к последней фразе истории плотника: "А другие говорят: за то, что два фитиля были в одной лампаде" ("Гиттин" 58а). Эротический образ двух мужчин, познающих одну женщину, соответствует мнению Иисуса: подмастерье, женившись на разведенной жене плотника, прелюбодействует!

Иисус "консервативен" подобно школе Шаммая. Он запрещает или почти запрещает развод3. Напротив, школа Гиллеля облегчает развод, но стремится защитить права разведенной женщины для "исправления мира". Подобным образом ученики Гиллеля подходили и к другим библейским заповедям. Согласно Мишне "Гиттин" (4:3), Гиллель "ради исправления мира" ввел прозбол4 (от греческого прос булэ - "перед советом"). Если кредитор "перед советом" (перед судьями или свидетелями) произносил декларацию о безусловном взыскании долга, то он обходил закон о списании долгов в "седьмой год", данный Моисеем во Второзаконии (Втор. 15:1-11)!

В этом же духе решает школа Гиллеля вопрос о человеке, который наполовину свободен - наполовину раб: "Пусть он работает на своего господина один день, и на себя - один день"5. Школа Шаммая возражает: "То, что касается господина, вы исправили, а то, что касается раба - не исправили. Ведь ему нельзя жениться на рабыне, потому что он наполовину свободен, и нельзя жениться на свободной, потому что он наполовину раб. Что же

ему вообще не жениться? Но разве не для того был сотворен мир, чтобы плодились и размножались? Ибо сказано: "Не напрасно Он сотворил землю, сотворил ее для жительства" (Ис. 45:18). И поэтому ради исправления мира принуждаем господина, чтобы сделал раба свободным. Раб же пишет господину обязательство возместить половину своей цены». И ученики Гиллеля согласились с учениками Шаммая ("Гиттин" 4:5).

Подобно Иисусу, школа Шаммая обращается к "началу". Иисус говорит: "Сначала не было так". Что значит "Сначала"? Вероятно, это ссылка на первый стих "Бытия": "Вначале сотворил Бог неб

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком