научная статья по теме Возникновение и распространение в Казанской и Вятской губерниях учреждений призрения для престарелых граждан и инвалидов Биология

Текст научной статьи на тему «Возникновение и распространение в Казанской и Вятской губерниях учреждений призрения для престарелых граждан и инвалидов»

Православный собеседник: Альманах Казанской духовной семинарии. 2011. Вып. 1 (21). С. 77-84.

4. Корнилова И.В., Магсумов Т.А. Школа уездного города в XIX - начале ХХ вв.: на материалах Чистополя // В мире научных открытий. 2014. № 5 (53). С. 7-12.

5. Федоров В.А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период. 1700-1917. М., 2003.

6. Чистополь и чистопольцы. Из прошлого и настоящего. Казань: Изд-во «По городам и весям», 2004.

7. Komilova I.V., Magsumov T.A. Ethnoreligious mosaic of the late imperial Russia: national and confessional school of uyezd Chistopol // Русская старина. 2014. № 1 (9). С. 18-25.

8. Kornilova I.V., Magsumov T.A. Russian Study of Local Lore: Historiographie Sketches. Yelm, WA, USA: Science Book Publishing House, 2014. 228 p.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ В КАЗАНСКОЙ И ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИЗРЕНИЯ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ ГРАЖДАН И ИНВАЛИДОВ

Мардашова Р.С.

Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов, г. Набережные Челны, Россия

В статье рассматриваются вопросы оказания общественной и государственной помощи престарелым гражданам и инвалидам в Казанской губернии. Одной из таких форм стали богадельни (приюты), которые получили широкое распространение в XIX- начале XX вв.

Ключевые слова: общественная помощь; престарелые граждане; инвалиды.

THE FOUDATION AND THE SPREAD OF INSTITUTIONS FOR THE MAINTENANCE OF THE ELDERLY AND DISABLED PEOPLE IN KAZAN AND VYATKA PROVINCE IN THE 19TH -EARLY 20TH CENTURIES

Mardashova R.S.

Naberezhnochelninsky Institute of socio-pedagogical technologies and resources, Naberezhnye Chelny, Russia

The article deals with both public and state assistance for the elderly and disabled people of the Kazan province. Shelters, one of the ways of that assistance, become widely popular in 19th - early 20th centuries

Keywords: publish assistance; shelters elderly people; disabled people.

До конца XVII в. в России призрение престарелых и недееспособных граждан (инвалидов) находилось в руках церкви и монастырей, куда вносилась официальная «десятина» и пожертвования верующих. При монастырях открывались богадельные дома (богадельни) - приюты для инвалидов и престарелых. Так, при Казанском Богородицком женском монастыре существовал богадельный дом. Здесь же действовал воспитательный дом, где в конце 60-х гг. XIX в. воспитывалось 200 дочерей-сирот священников.

Первая известная попытка создать в Казани на частные пожертвования богадельню относится к 20-м гг. XVIII в. Первостатейный купец и промышленник, держатель суконной фабрики Иван Афанасьевич Михляев (1667-1728) завещал на открытие богадельни несколько домов при соборе святых апостолов Петра и Павла.

С возникновением в Казани Приказа общественного призрения (1781) была учреждена городская общественная богадельня, на содер-

жание которой кроме государственных денежных средств, гражданами столицы вносились разного рода пожертвования: денежные суммы, имущество.

К 1846 г. Казанское городское общество благодаря добровольным пожертвованиям составило капитал на устройство особой богадельни. Из этого капитала в Казани был учрежден общественный банк с той целью, чтобы посредством предоставления местным гражданам ссуд, на получаемые проценты содержать богадельню, которая в отличие от богадельни Приказа общественного призрения именовалась бы домом призрения неимущих, престарелых и увечных граждан. К этому капиталу разрешалось присоединять другие добровольные пожертвования. В 1847 г. к казанскому губернатору И.А. Баратынскому обратился купец 3-й гильдии В.М. Ложкин с прошением, в котором говорилось о его желании быть полезным в устройстве одного из благотворительных заведений, для чего под вновь учреждаемое благотворительное заведение - общественную богадельню - он пожертвовал принадлежащий ему каменный трехэтажный дом с подвальным этажом и двумя двухэтажными флигелями, а также местом на Черноозерской улице г. Казани. В 1848 г. Дом призрения неимущих, престарелых и увечных граждан, более известный как Ложкинская богадельня, заработал. В течение последующих 50 лет в городскую богадельню было принято 835 мужчин и 1 398 женщин.

В 1872 г. по ходатайству Казанского мещанского общества открылась богадельня для неимущих граждан и малолетних сирот из русских мещан с сиротским отделением. Богадельня была учреждена в память бракосочетания государя наследника цесаревича с государынею великою княгинею цесаревною и имела название Мариинской богадельни [6, с. 83].

Другим благотворительным заведением, открытым на частные средства, была богадельня Е.С. Прибытковой, находившаяся при Бо-голюбской церкви. В данное заведение принимали жительниц Казани не моложе 50 лет из купеческого, мещанского и духовного сословия.

Здесь жили 20-22 женщины и получали пособие (стипендию) еще 3040 пенсионерок.

Еще одна женская богадельня открылась в Казани в 1886 г. на средства купца второй гильдии И.С. Кривоносова. В ней на постоянной основе призревалось 20 человек [6, с. 21].

Одной из последних казанских богаделен, открытой в 1891 г., была городская богадельня имени господ Крупенниковых. В богадельню принимались «неимущие, престарелые и увечные лица женского пола из сословий купеческого, мещанского и цеховых г. Казани» [7, с. 3].

Средства, упомянутые в духовных завещаниях других благотворителей, также направлялись нуждающимся. Вдова коллежского советника А.Н. Черемисова завещала капитал в 35 тысяч рублей для создания дворянской богадельни в Казани для призрения престарелых дворянок, дом для которой выстроила ее дочь А.Н. Жомини и внучка Л.Ю. Юшкова. Торжественное открытие Александро-Чемисовской дворянской богадельни состоялось в 1895 г. При ней работало убежище для неизлечимо больных женщин. В эти же годы в Казани действовала еще одна женская дворянская богадельня.

Перечень функционировавших в Казани богаделен необходимо дополнить еще четырьмя подобными благотворительными заведениями, среди которых богадельня Казанского попечительного о бедных комитета, мужская дворянская богадельня А.И. Фон-Финк, мусульманская богадельня и богадельня при единоверческой церкви Четырех евангелистов. Всего в Казани насчитывалось 10 действующих богаделен.

Рост во второй половине XIX - начале XX в. в Казанской губернии богаделен отражал общероссийскую тенденцию в стремительном увеличении числа подобного рода заведений (1841-1860 гг. их было по всей России - 255, в 1861-1880 гг. - 592, а в 1881-1899 гг. - 1 182).

Однако богоугодные заведения для престарелых и увечных граждан открываются не только в самой Казани, но и в уездных городах Казанской губернии: в Лаишево - богадельня, открытая на средства купчихи Агафоновой; в Чистополе - Общественная богадельня и бога-

дельня купца Полякова; в Елабуге Вятской губернии - Пантелеевская богадельня, построенная на средства купца Стахеева. К концу столетия к подобному роду заведениям присоединились Дома трудолюбия, созданные по всей губернии.

Открытие и деятельность богоугодных заведений в Казанской и Вятской губерниях обязаны известным лицам не только в самой губернии, но и далеко за ее пределами. Так, в Елабуге деятельность благотворительных заведений и открытие благотворительного комитета были связаны с именем Ивана Ивановича Стахеева. В октябре 1876 г. И.И. Стахеев передал городу каменные здания стоимостью 150 тыс. руб. для устройства в них женской богадельни на 60 мест и обратился к городскому управлению с просьбой «отвести ему часть городского места для постройки мужской богадельни с церковью, на постройку которой приготовил 75 000 рублей» [4, л. 84]. И.И. Стахеев заботился не только о призрении бедных, убогих, но и воспитании сирот. На его средства в здании богадельни было устроено воспитательное отделение для 20 бедных девушек-сирот.

Женская богадельня состояла из нескольких каменных зданий. В число постояльцев зачислялись жительницы Елабуги. В богадельни призреваемые находились на полном содержании: получали пищу, одежду и кров. Однако постояльцам разрешалось иметь и собственное имущество. Попечителю полагалось наблюдать «за тем, чтобы призреваемые, которым здоровье позволяет исполнять какие-либо работы, не оставались без занятий» [3, л. 11 об.] Для этой цели при богадельне были созданы мастерские, в которых трудились призреваемые женщины. Согласно уставу в богадельне призревались до 60 престарелых и неспособных к труду женщин и 20 девочек-сирот. При богадельне была построена церковноприходская школа, в которой помимо воспитанниц богадельни обучалось еще 30 приходящих девочек-сирот. Финансирование школы осуществлялось за счет средств, пожертвованных Стахе-евым и составляло 500 руб. в год (для сравнения: средняя стоимость содержания церковноприходских школ в Елабужском уезде составляла

230 руб. в год). По достижении совершеннолетия девушки покидали богадельню, получив денежную награду в размере не менее 50 руб. Если воспитанница выходила замуж, она получала дополнительные ассигнования из средств богадельни в качестве приданного.

Благотворительную помощь по оказанию помощи обездоленным и нищим людям продолжил племянник И.И. Стахеева Иван Григорьевич Стахеев. В 1872 г. на его средства началось строительство мужской богадельни и нищенского приюта в Елабуге. По инициативе И.Г. Ста-хеева была организована благотворительная подписка на устройство дома призрения в г. Елабуге. В нем содержались от 50 до 60 мужчин и женщин, но нуждающихся было гораздо больше. Позднее численность призреваемых была доведена до 75 человек. При богадельне была организована столовая, в которой обслуживались не только постояльцы благотворительного заведения, но и «приходящий люд». В среднем в столовой ежедневно питались 62 человека из числа приходящих. Кроме того И.Г. Стахеев ежегодно выделял деньги на покупку одежды и обуви для постояльцев, а также на ежедневное «чаевое довольствие», что позволяло устраивать дополнительные чаепития.

К концу XIX в. в связи с растущим социальным расслоением среди татар появились лица, нуждающиеся в помощи, и среди мусульман. Первым средства на создание сельской богаде

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком