научная статья по теме ВОЗРАСТ ПРОФЕССИИ «ВОЕННЫЙ МУЗЫКАНТ» Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «ВОЗРАСТ ПРОФЕССИИ «ВОЕННЫЙ МУЗЫКАНТ»»

Яковлев А.А., кандидат философских наук, доцент Военного института военных дирижёров Военного университета

ВОЗРАСТ ПРОФЕССИИ «ВОЕННЫЙ МУЗЫКАНТ»

Под профессией мы понимаем характер человеческой деятельности, требующей определённой специальной подготовки и являющейся источником существования. Эта деятельность может быть как мирной, так и военной. Любая профессия имеет своё начало в человеческом разделении труда. Не только всеобщее разделение мирного труда, но и разделение труда внутри армии, всегда воюющего человечества, приводит к появлению новых видов оружия, требует новых тактических построений и новых способов управления армиями.

Для определения возраста профессии она должна удовлетворять следующим требованиям.

Первое требование к определению возраста профессии состоит в том, что она должна выделиться среди других профессий в самостоятельный вид деятельности. То есть, человек, выбравший эту профессию, должен заниматься только ей, в силу востребованности этой профессии армией, и в силу того, что этот заработок позволяет ему существовать.

Наличие самостоятельных, самодостаточных профессий позволяет сводить их в отдельные армейские подразделения, для выполнения присущих только им функций.

Приведём несколько примеров применения музыкальных инструментов.

В Историческом музее на Красной площади есть маленькая продольная флейта, которая имеет несколько отверстий и это значит, что на ней извлекали звуки разной высоты. Этому предшественнику деревянных духовых инструментов, более 5 тысяч лет до рождества Христова. Это предтеча современной флейты, кларнета, гобоя и т. д... Она могла в силу негромкой звучности использоваться только в быту, религиозных церемониях, может быть, в ходе охоты на зверя, в качестве условного сигнала. Но это было не в составе армии, и тем более, не в ходе сражения. Шум боя заглушал бы её относительно негромкие звуки. Она по своим характеристикам не могла использоваться в качестве сигнального инструмента в армии.

Мы можем привести ещё немало примеров, когда музыкальные инструменты используются в быту, или в религиозных службах, но музыканты не объединены в специальные штатные подразделения и не выполняют присущие только им виды деятельности, то есть, не управляют большими массами людей, не управляют войсками, не подают сигналы к различным видам действий(подъём, отбой, развод караулов, развод на занятия и т. д. при стоянии в лагерях, во время походов или в боевых действиях).

Не подойдёт нам в качестве начала профессии военного музыканта даже серебряная труба с позолотой, которую обнаружил Говард Картер в 1922 году в гробнице Тутанхамо-на(1332-1323). На ней выгравированы «тронное и личное имя Тутанхамона, а также изображение богов Ра, Амона и Птаха. Вполне возможно, что эти боги имели какое-то отношение к делению полевой армии на военные единицы, причём каждый легион находился под особым покровительством одного из богов. Подобная система деления армии, как известно, существовала в царствование Рамсеса.

Мы можем предположить, что серебряная труба с золотой оправой имела боевое назначение, а также, что деление армии на три легиона под покровительством Ра, Амона и Птаха относится ко времени XVIII династии и, вероятно, существовало даже до царствования Тутанхамона»^)

Наличие серебряной трубы говорит лишь о том, что духовые инструменты применялись для подачи сигналов, но у нас нет никаких сведений о том, что они были обязательной частью египетского войска, то есть, что они были в штате египетской армии, и, тем более, что они применялись в ходе боевых столкновений как обязательный, штатный элемент

управления войском. Об этом можно только догадываться, предполагать, чего явно недостаточно для определения начала профессии. Но тембр трубы, характер и сила звука, с момента её изобретения и до наших дней представляются лучшим, или одним из лучших сигнальных музыкальных инструментов в истории человечества.

Второе требование - это утверждение (подтверждение, упоминание) профессии первым лицом государства.

Широкое применение музыкальных инструментов мы находим в римской армии. Такое явление в европейской культуре и в европейской армии произошло в середине VI века до нашей эры. Оптимальным соотношением всех количественных и качественных критериев является в условиях Древнего Рима реформа Сервия Туллия (6-го Царя Древнего Рима(578-535гг.), в ходе которой были сведены в отдельные центурии горнисты и трубачи в качестве самостоятельных штатных подразделений, выполняющих только сигналы для управления войсками, в том числе и в ходе боевых действий.

Мы в данном случае выделяем Рим царский. В истории царского Рима было 7 царей. В деятельности шестого царя Сервия Туллия была проведена центуриатная реформа.

Это означает, что этот вид деятельности, не только осознан, принят, востребован в обществе и государстве, но требует специального учреждения, выделения из других музыкальных и военных профессий в отдельный вид. (А он может быть выделен только тогда, когда он жизненно необходим.)

Суть реформы сводилась к тому, что «он учредил ценз-самое благодеятельное для будущей великой державы установленье, посредством которого, и военные и мирные, распределяются не подушно, как до того, но соответственно имущественному положению каждого. Именно тогда учредил он и разряды, и центурии и весь основанный на цензе порядок -украшенье и мирного, и военного времени.»(2).

Всё мужское населения Древнего Рима, которое должно было участвовать в боевых действиях было разделено на 193 центурии.

Они распределялись следующим образом.

Всадники ценз выше 100 000 ассов выставляют 18 центурий конницы. Первый класс 100 000 ассов выставляют80 центурий тяжело вооруж. пехоты

Второй класс 75 000 ассов выставляют 20 центурий - вооруж. пехоты

Третий класс 50 000 ассов выставляют 20 центурий - вооруж. пехоты

Четвёртый класс 25 000 ассов выставляют20 центурий - вооруж. пехоты Пятый класс 12,5 000 ассов выставляют30 центурий - вооруж. пехоты

В составе 193 центурий было выделено 5 центурий, не носящих оружия. 2 центурии ин-женеров(ремесленников), 2 центурии горнистов и трубачей и одна центурия пролетариев.

Вот эта реформа Сервия Туллия, в ходе которой всё население Древнего Рима было разделено на 193 центурии, и в составе этих 193 центурий было выделено 2 центурии горнистов и трубачей(музыкантов) и может считаться началом профессии военных музыкантов.

О военных музыкантах могли забыть 2,5 тыс. лет тому назад, если бы они были не нужны. Но они оказались востребованными как профессия до наших дней, хотя функции военной музыки существенно изменились.

Конечно же, Сервий Туллий проводил не музыкальную реформу, а военную и политическую реформу Древнего Рима. И нам важно, что в ходе политической и военной реформы Древнего Рима в количестве двух центурий были выделены горнисты и трубачи, как необходимый элемент управления войском. Выделение этих горнистов и трубачей происходит на уровне Царя(нам в данном случае важно, что это утверждено первым лицом государства).

Третье требование - это упоминание профессии выдающимися историками, политическими деятелями, ораторами и т. п., спустя определённое время.

Сошлёмся на авторитет лишь двух выдающихся граждан Древнего Рима.

Тит Ливий отмечает, что в пятом разряде «образованы тридцать центурий; здесь воины носили лишь пращи и метательные камни. В том же разряде распределённые по трём центуриям запасные, горнисты и трубачи».(3).

Марк Туллий Цицерон выделяет, прежде всего, политическую сторону реформы, где «при голосовании наиболее влиятельными были те, кто был наиболее заинтересован в том, чтобы государство было в наилучшем состоянии. Более того, ... трубачам, горнистам, пролетариям. он предоставил права.»(4).

Мы считаем, что этого упоминания великих римских деятелей вполне достаточно для подтверждения профессии военных музыкантов.

Четвёртое требование на наш взгляд состоит в том, что современные историки тоже должны отметить появление центурий горнистов и трубачей.

Так в учебном пособии под редакцией Российской академии наук выделяется целый абзац, посвящённый горнистам и трубачам. «Трубачи и горнисты составили по реформе Сер-вия Туллия самостоятельные центурии. Главным полем их деятельности была армия. В горячке боя среди бешенной рубки гулкие и пронзительные звуки труб и рожков давали воинам представление о командах военачальников и надлежащих манёврах. Главным инструментом трубачей была медная труба(называвшаяся «тубой») заимствованная у этрусков. Длина её составляла полтора метра, а звук был резкий и пронзительный, своей мощью покрывавшей гул боя.

Инструментом горнистов был боевой медный рог закруглённой формы наподобие латинской буквы О. Вариантом рога была букцина, тоже полукруглой формы, но менее длинная. И рог, и букцина издавали звуки, более низкие и гнусавые, чем труба, и нередко применялись вместе с ней, чтобы усилить звучание для устрашения противника.» (5). Появление военных музыкантов в ходе реформ Сервия Туллия отмечают и зарубежные историки. Так Г.Хоуэлл отмечает: «Такое же количество центурий с двумя дополнительными центуриями музыкантов образовывали представители четвёртого класса.......для четырёх центурий инженеров и музыкантов не были установлены стандарты благосостояния.(б).

Мы считаем, что этих аргументов вполне достаточно, чтобы утверждать, что профессии военных музыкантов в Европе в 2014 году — 2564 года.

ЛИТЕРАТУРА

1. Говард Картер. Гробница Тутанхамона. М.: Изд. Восточной литературы, 1959. С.128.

2. Тит Ливий. История Рима от основания города. Том 1.М.: «Наука»,1989, с. 48.

3. Тит Ливий. История Рима от основания города. Том 1. М.:Наука, 1989, С. 48.

4. Цицерон. Диалоги. О государстве-О законах. М.: наука 1966,С.45.

5. Древний Рим: учеб. Пособие для вузов / Российская академия наук, государственный университет гуманитарных наук, Научно образовательный центр по истории. В.П.Буданова, В. Н. Токмаков, В. И. Уколова, Н.А.Чаплыгина; рук. Проекта А.О.Чубарьян. - М.:Астрель: АСТ, 2006, С.99-100.)

6. Хоуэлл Г. Древний Рим (пер. с англ. К.Савельева) - М.: Эксмо, 2006,С

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком