научная статья по теме ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ТАТАРСКОЙ МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН Социология

Текст научной статьи на тему «ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ТАТАРСКОЙ МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН»

Костанайской - 22; католических - в Северо-Казахстанской - 28, Карагандинской - 9; протестантских - в г. Алматы - 163, Карагандинской - 117, Алматинской - 91, Восточно-Казахстанской - 74, Костанайской - 65, Жамбылской - 62; иудейских - в Акмолинской и Костанайской - по 4; новообразований - в г. Алматы, Акмолинской - 21, Алматинской - 14, Карагандинской - 11; миссионеров - в г. Алматы - 81, Северо-Казахстанской области - 26, г. Астана, Акмолинской, Алматинской - по 18, Восточно-Казахстанской - 17 областях; мечетей - в Южно-Казахстанской - 440, Алматинской - 280, Жамбылской и Акмолинской - по 120, Кызылординской - 98 - областях.

© 2003 г.

Е. А. ХОДЖАЕВА, Е. А. ШУМИЛОВА

ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ТАТАРСКОЙ МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

ХОДЖАЕВА Екатерина Анисовна - аспирантка кафедры социологии Казанского государственного университета. ШУМИЛОВА Елена Алексеевна - аспирантка отдела этнологии института истории АН Республики Татарстан.

В Татарстане 90-х годов ислам, как и остальные религии, переживает период возрождения. Об этом свидетельствуют количественные показатели: если к концу 1980-х годов в республике функционировали 18 мусульманских общин, то на 1 января 2001 г. с учетом перерегистрации ранее действовавших и впервые зарегистрированных организаций на территории Республики Татарстан в государственный реестр внесено 804 мусульманских организации. В настоящее время в республике активно протекает процесс становления и развития исламского среднего и высшего образования: на территории республики официально действуют 5 средних профессиональных религиозных учебных заведений, 2 - высших и один университет1.

Религиозное возрождение в Татарстане, особенно ярко проявившееся после распада СССР, шло рука об руку с этническим. Растущая среди молодежи приверженность к религии, хотя почти не сопровождается повышением религиозности, приводит к реальному росту этничности. И поскольку в молодежной среде поиск новых идентичностей особенно актуален, представляется интересным проиллюстрировать подобный тезис результатами исследования "Процесс ис-ламизации в РТ: влияние на социальную стабильность и формирование новых идентичностей молодежи"2. В рамках данного исследования в октябре 2001 г. проводился массовый опрос молодежи. Стратифицированная выборка составлялась с учетом квот по полу, возрасту, национальности, месту жительства и роду занятий. Респонденты отбирались по месту учебы, работы, или, как в случае с безработными, на бирже труда и по месту жительства. Характеристики выборки: 1026 человек в возрасте от 15 до 29 лет, из которых 558 - татары (54,4%), 407 - русские (39,7%) и 61 - представители других национальностей (5,9%). Опрос проводился в режиме самозаполнения: вопросы веры являются интимными, и необходимость обсуждения их с интервьюером, на наш взгляд, уменьшает степень искренности респондентов.

Перейдем к анализу результатов опроса. Лишь 4% молодых татар считают себя верующими людьми, исполняющими религиозные обряды. Большинство (62%) назвало себя верующими, отметив, что всех религиозных обрядов они не исполняют. В то же время более трети представителей опрошенной татарской молодежи при ответе на вопрос "Что роднит Вас с людьми Вашей национальности?" выбрали именно религию (36,9%). Этот вариант ответа занимает третье место после языка (77,2%) и обрядов и обычаев (49,8%).

В ходе анализа результатов опроса производилась типологизация по уровню религиозности тех участников опроса, которые причислили себя к татарскому этносу3. В основание типологии нами положены два критерия: идентификация респондентов с определенной конфессией и выполнение соответствующих религиозных обрядов. Выделено несколько групп татарской молодежи.

1. Внеконфессионалъная группа: люди, не являющиеся сторонниками определенных конфессий (19%). Воздействие процесса исламизации на данную группу можно считать минимальным. Соответственно, возможно принять ее в текущем исследовании в качестве контрольной.

2. "Номиналъные" мусулъмане: значимая в процентном отношении группа молодежи (38%), идентифицирующая себя с исламом, но не исполняющая мусульманских обрядов.

3. Немногочисленная "переходная группа" людей, исполняющих только те мусульманские обряды, которые имеют социальное значение или принадлежат преимущественно к народной традиции (свадебный - никах, похоронный - жиназа уку, имянаречение - исем кушу и др.), а также отмечающих религиозные праздники (7,2%). Представители группы по всем показателям мало отличаются от "номинальных" мусульман, поэтому при анализе, на наш взгляд, допустимо данные группы рассматривать вместе.

4. "Традиционные" мусульмане: молодежь, исполняющая и традиционные обряды, и мусульманские ритуалы (намаз, ритуальное омовение - тахарат и пр.), а также придерживающаяся постов (ураза) (25,3%). В группу вошли все, кто при ответе на открытый вопрос "Какие религиозные обряды вы соблюдаете?" указывал хотя бы один из традиционных мусульманских ритуалов. Подобные обряды в большей степени, нежели упоминавшиеся выше социальные, способствуют структурированию повседневной жизни верующих. Их исполнение, даже неполное и нерегулярное, как и ношение особой одежды, также является внешним проявлением самоидентификации и свидетельствует о ее следующем, более глубоком уровне. Таким образом, можно утверждать, что именно данная группа является носителем религиозной идентичности (или, как будет показано ниже, этнорелигиозной идентичности).

5. Татары, относящие себя не к исламу, а к другим религиям (10,5%). Специфика группы требует детализации. Так, большинство в ней придерживается православия - 49 человек и лишь 10 молодых людей - других религий. Из 49 православных татар 18 отнесли себя не к татарскому этносу, а к субэтносу - татарам-кряшенам (или крещеным татарам), традиционной религией которых является православие. Кроме того, около одной трети татар, придерживающихся православия, - дети от смешанных русско-татарских браков.

Естественно, уровень религиозной идентификации увеличивается в направлении от группы, не придерживающихся никакой религии, к группе, соблюдающих традиции и выполняющих мусульманские ритуалы. При этом можно указать четкую зависимость: чем выше уровень религиозности, тем больше в группе людей, живших до 16-летнего возраста в сельской местности или в поселках. Так, среди нерелигиозных лишь одна пятая часть провела детство и юность в сельских районах или поселках городского типа, тогда как в 4-й группе их доля - до 50%.

Коснемся отличий гражданских ценностей и этнических установок представителей групп татарской молодежи. Можно констатировать различия при ответе на вопрос "Что роднит Вас с людьми Вашей национальности?". Вариант "общая государственность" выбрали 15% нерелигиозной молодежи и лишь 6,4% респондентов "традиционной" группы. Однако если среди представителей внеконфессиональной татарской молодежи только татарстанцами считает себя приблизительно четверть (26%), то среди "традиционных" молодых мусульман - более половины (58,2%). Показательно также распределение по выделенным группам татарской молодежи, причисляющей себя к россиянам: среди неисламизированных татар таковых 18%, а среди "традиционных" - всего 1,5%. Только 5% респондентов внеконфессиональной группы одобряют деятельность политических национальных движений в республике, а в "традиционной" группе респондентов с подобным отношением почти четверть (23%).

Среди исполняющей мусульманские ритуалы молодежи меньше доля респондентов с "маргинальной" этничностью. Они уверенно идентифицируют себя с определенной национальностью в 90% случаев, тогда как среди не относящих себя к определенной конфессии данная доля составляет 56%. Не идентифицируют себя ни с какой этнической группой 3,5% из числа "традиционных" молодых мусульман и 27,5% "внеконфессиональных" татар. Представители "традиционной" группы "никогда не забывают о своей национальности": в 2 раза чаще, чем не придерживающиеся никакой религии молодые татары (79% и 36% соответственно).

Среди исполняющих религиозные обряды и ритуалы доля общающихся на татарском языке более чем в два раза выше, чем среди представителей внеконфессиональной группы и "номинальных" мусульман. Заметим, что такая зависимость характерна как для общения на работе (в школе), так и для неформального общения с друзьями, соседями или членами семьи.

Рассмотрим, отличаются ли выделенные группы молодежи по межэтнической толерантности. Как и любая другая религия, ислам призывает к миру и терпимости, поэтому предполагалось повышение толерантности с ростом уровня религиозности. В ходе опроса респондентов задавался вопрос о чертах характера, присущих, на их взгляд, татарам и русским. Результаты опроса

показали, что "традиционная" группа татарской молодежи отличается наименьшим объемом отрицательных автостереотипов. Только 12,2% ее представителей указали на подобные черты. Данная доля в два раза меньше, чем у татар, не являющихся сторонниками определенных конфессий (24,7%).

Татары, не относящие себя к определенной конфессии, более толерантны в своих гетеро-стереотипах. Респонденты группы в 3,5 раза чаще (17,5% по отношению к 5%) называли русских добрыми и в 5 раз чаще щедрыми (10,5% по отношению к 1,9%), чем их сверстники - "традиционные" мусульмане. Вопрос задавался в открытой форме, и респонденты имели возможность указывать не только положительные черты национального характера. Почти половина (47,8%) из числа "традиционных" мусульман отметили отрицательные черты, свойственные русским. Среди "номинальных" мусульман подобная доля составила 37,2%, среди молодых татар, исповедующих другие религии, - 26,7% и среди респондентов, не относящих себя к определенной конфессии, - 20,8%.

Важный показатель межгрупповой дистанции - отношение к межэтническим бракам. В данном вопросе влияние уровня религиозности выразилось в меньшей приемлемости подобных браков для "традиционных" мусульман по сравнению со всеми остальными группами татарской молодежи. Среди представителей "традиционной" группы доля тех, кто очень не хотел бы видеть представителя

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком