научная статья по теме ВОЗРОЖДЕННАЯ ДАРДАНИЯ: ИСТОРИЯ НОВОПРОВОЗГЛАШЕННОГО ГОСУДАРСТВА В ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ КОСОВО История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ВОЗРОЖДЕННАЯ ДАРДАНИЯ: ИСТОРИЯ НОВОПРОВОЗГЛАШЕННОГО ГОСУДАРСТВА В ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ КОСОВО»

Можно говорить о том, что в 1970-е годы начался этап роста интереса греческого сообщества к своему прошлому, и в этом процессе греческие музеи сыграли существенную роль. В 2000-х годах он в каком-то смысле завершился. Сейчас музеи выполняют функцию "хранителей прошлого", не участвуя в создании новых традиций.

Сельские музеи не смогли найти большую аудиторию вне образовательных программ, поскольку в настоящее время туризм в Приазовье не мотивирован как "познавательный" или "ностальгический". Однако заинтересованный посетитель-непрофессионал не может охватить в своей поездке разбросанные по различным селам экспозиции. Последнее обстоятельство стало причиной новых планов руководства Федерации греческих обществ Украины по созданию единого крупного музея "греческих древностей", которыми поделилась глава Федерации А.И. Проценко-Пичаджи. Этот музей должен объединить все существующие сельские экспозиции и собрания для демонстрации "древности и разнообразия греческих общин Приазовья".

Литература

Анимица, Кисилиер 2009 - Анимица Г.А., Кисилиер М.Л. История урумеев. Хронология основных событий (1771-2003) // Лингвистическая и этнокультурная ситуация в греческих селах Приазовья / Отв. ред. М.Л. Кисилиер. СПб., 2009. Гайтан 2006 - Гайтан М.Г. Истоки. Донецк, 2006. Иванова 2004 - Иванова Ю.В. Греки России и Украины. СПб., 2004. Понаморева 2006 - Понаморева И.С. Этническая история греков Приазовья. Киев, 2006.

L. Gushchian. Representation of the History and Culture of the Azov Region Greeks at the Donetsk Region Museums

Keywords: Azov Greeks, local history, exposition structure, representation of history and culture, actualization of historical memory

ЭО, 2010 г., № 4 © М.Ю. Ломоносов

ВОЗРОЖДЕННАЯ ДАРДАНИЯ: ИСТОРИЯ НОВОПРОВОЗГЛАШЕННОГО ГОСУДАРСТВА В ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ КОСОВО

Ключевые слова: Музей Косово, национальная мифология, косовские албанцы, иллирийцы, Дардания

В феврале 2008 г. Косово провозгласило свою независимость. Как это часто бывает, благодаря многолетним усилиям элит новообразованное государство не осталось без истории. Современные косовары считают себя потомками древнего иллирийского племени дарданцев, а свою страну преемником сильного Дарданского королевства, якобы существовавшего на территории Косово в IV-! вв. до н.э.

Матвей Юрьевич Ломоносов - соискатель Отдела европеистики и общей этнографии Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН; магистрант историко-филологического факультета, приглашенный преподаватель кафедры славянских и балканских языков Тиранского университета (Албания); e-mail: matyas_86@mail.ru

Теория иллиро-албанского континуитета в Косово первоначально стала разрабатываться сербскими историками (Garashanin 1955: 323-333). Косоварские интеллектуалы обратили внимание на иллирийскую тему с начала 1970-х годов, когда был создан дар-данский миф. Тогда же впервые возник проект независимой Дардании - "Пьемонта" югославских албанцев (Mahmetaj 2007: 10-13). Для процесса мифологизации древней истории Косово и Метохии показательна эволюция взглядов приштинского историка Али Хадри. В 1960 г. в очерке "Обозрение национальной албанской истории" он писал о существовании трех теорий происхождения албанцев: иллирийской, фракийской и албанской. Наиболее вероятным ученому представлялось "происхождение в результате иллиро-фракийского симбиоза, в котором преобладал иллирийский элемент" (Hadri, Perkaj 1960: 20). Консенсус по вопросам истории между албанскими и сербскими обществоведами был достигнут и в объемной монографии "Косово", выход которой в свет знаменовал 30-летие возникновения областного национально-освободительного комитета. Вопрос о корнях косовских албанцев обходился стороной, но указывалось, что "трудно усомниться в принадлежности дарданцев к иллирийцам" (Косово 1973: 97). Во втором загребском издании Югославской энциклопедии (1980) А. Хадри стал автором исторической части статьи "Албанцы". Здесь он открыто признал албанцев потомками иллирийцев (Епс1к1ореёуа 1980: 75-79). В итоге редколлегия отказалась печатать статью на страницах белградского издания, после чего косовский исследователь опубликовал пространный протест в ряде югославских периодических изданий (Stipcevic).

Сторонником иллирийской теории албанского глоттогенеза стал филолог Ид-риз Аети (А/е^ 1969). Иллирийские корни косоваров обсуждались на первом Семинаре албанской культуры для иностранцев в 1974 г. (Бешшап 1975: 29-48). "Иллирийцы - предки албанцев, один из самых древних народов Балкан", - могли прочесть учащиеся косовских школ в учебнике истории (Hadri, Avramovski 1980: 53). Авторы посчитали необходимым уделить иллирийскому прошлому восемь страниц, тогда как на освещение истории Древней Греции и Рима - одиннадцать. Упоминалось иллирийское королевство во главе с ардиэйской династией, завоеванное Римом во II в. до н.э. У читателей не могло остаться ни тени сомнения в том, что "иллирийцы развили почти все отрасли культуры того времени: искусство, строительство, язык, образ жизни, верования" (Там же: 57).

Иллирийский миф продолжали использовать и во время обострения политической обстановки в крае на рубеже 1980-1990-х годов и провозглашения албанскими лидерами независимости Республики Косово в октябре 1991 г. Для ведущего косовского интеллектуала Реджепа Чосьи иллирийское происхождение албанцев обосновывало их исторические права на Косово (Qosja 1990: 313-314, 465). Ибрагим Ругова заявил на пресс-конференции в октябре 1995 г.: "Косово населено албанцами с древних времен... Королевство Дардания в составе Иллирийского королевства. Позднее оно было римской провинцией. В византийский период, Средние века и времена Османской империи Косово было отдельным образованием со своей особой идентичностью. Монастыри и храмы в Косово, изначально албанские, захватили сербы, разрушив множество албанских католических церквей. Албанцы исповедовали тогда, как частично и сейчас, католицизм и православие". Своей речью президент непризнанной республики с мая 1992 г. не только исторически обосновал права албанцев, но и лишил аргументов сербов, присвоив их культурное наследие. На очередной пресс-конференции в Приштине 20 октября 2000 г. президент подпольного косовского государства предложил государственный флаг будущего государства, где на синем полотнище ниже двуглавого "албанского" орла (между прочим, фамильного герба средневекового героя Скандербега) латиницей написано: "Дардания". Идею создания государства Дардания поддержал премьер-министр Республики Албания Фатос Нано в интервью греческой газете "Элефтеротипия" от 17 декабря 2000 г. Общественная ассоциация "Дардания",

демонстративно дистанцировавшись от всех основных политических партий и группировок края, выдвинула проект конституции для нового государства, выдержанной в либеральном духе, предусматривавшей широкую автономию национальных меньшинств и интеграцию в единую Европу.

Политический бренд "Дардания" активно внедрялся в массовое сознание населения Косово. Был образован крупнейший в регионе "Дардания банк" с участием германского капитала. В Приштине появилась в FM диапазоне радиостанция "Дардания" и университет с тем же названием (Колобов). Улицы городов и деревень Косово заполнили вывески заведений бытового обслуживания: "Иллирия", "Дардания", "Иллирийская гостиная", "У Дардана", "Тевта", "Агрон" и т.п. (Ломоносов, Новик 2008: 226).

Историю иллирийцев изучали в 1990-е годы в подпольных албанских школах. Внимание уделялось и Дарданскому королевству, существовавшему на территории Косово в IV-I вв. до н.э. "Дардания была известна в древнем мире благодаря своим просторным и плодородным почвам, золотым изделиям и переработанным продуктам животноводства. Особенно славился дарданский сыр". Однако, "после долгих войн с римлянами, с конца I в. до н.э., дарданцы утрачивают независимость и полностью подчиняются Риму" (Historia 1998). Албанские историки Косово настаивали на автохтонном происхождении местных иллирийцев, преемственности старчевской (VII-V тыс. до н.э.), винчанской (V-III тыс.) культур и культуры прото-иллирийцев (Verli 2002: 19; Shukriu 2004: 36-43). Вновь зашла речь о 30 римских императорах иллирийского происхождения, среди которых выделялся дарданец Юстиниан (Verli 2002: 19). После 1999 г. гербом косовского округа (коммуны) стало изображение "Дарданской богини на троне" (Hyjnesha e Dardanisë rn fron) - антропоморфного идола, ранее обозначавшейся югославскими археологами в каталогах более нейтрально - "Lady of Vinca" (Искусство 1979: 36)1.

Разумеется, изменение конфигурации власти в крае после в 1999 г. не могло не отразиться на политике этничности и истории. Понимая невозможность создания "Великой Албании" с одной стороны, и конкурируя с албанской верхушкой с другой, часть косоварских элит стремится создать особую идентичность косовских албанцев (Hasimja 2007: 113-114). Из года в год развиваются жаркие дискуссии по поводу присвоения северному диалекту албанского, на котором говорят в Косово, статуса языка (Новик 2008: 72-74). С течением времени указанные тенденции отразились и на экспозициях главного в стране музея Косово.

Музей основан в 1949 г. С 1975 г. он размещается в массивном здании, построенном австрийскими архитекторами для турецких войск еще в 1898 г. В период с 1945 по 1975 годы здесь пребывал штаб Югославской Народной Армии2.

Несмотря на то, что уже в первые послевоенные десятилетия археологические экспонаты составляли более половины коллекции, экспозиции и исследовательский интерес музейных работников были ориентированы прежде всего на презентацию сербской культуры в крае и освещение событий "народной революции" (Galica 2008: 1784; AK 1: 17-18). Связанное с музеем Краевое общество защиты памятников культуры делало акцент на реставрационных работах в средневековых православных монастырях Печи, Градчаницы, Дечан, Призрена (AK 2: Libri 1. F. 41-50, Libri 2. F. 40). Залы музея использовались властями Сербии в пропагандистских целях в 1990-е годы, когда в крае развивалось сепаратистское движение и существовало подпольное государство. После перехода конфликта в ф

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком