научная статья по теме ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ “ЧЕЛОВЕК В ПРОСТРАНСТВЕ ДРЕВНИХ КУЛЬТУР” (МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК “АРКАИМ”, 2003) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ “ЧЕЛОВЕК В ПРОСТРАНСТВЕ ДРЕВНИХ КУЛЬТУР” (МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК “АРКАИМ”, 2003)»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2004, № 4, с. 171-181

= ХРОНИКА

ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "ЧЕЛОВЕК В ПРОСТРАНСТВЕ ДРЕВНИХ КУЛЬТУР" (Музей-заповедник "Аркаим", 2003)

С 21 по 25 августа 2003 г. в музее-заповеднике "Аркаим" (Челябинская область) была проведена конференция "Человек в пространстве древних культур". Организаторами конференции выступили Челябинский государственный университет и Специализированный природно-ландшафт-ный и историко-археологический центр "Аркаим". Председатель Оргкомитета конференции - заведующий сектором научно-образовательного комплекса Челябинского госуниверситета Д.Г. Зданович.

На конференции были заслушаны 32 доклада из 11 городов России, проведен Круглый стол, посвященный проблемам познания в археологии. Среди участников конференции -ученые и философы из научных центров Санкт-Петербурга и Москвы, Урала и Сибири. Присутствовали гости из США и республик СНГ - Украины и Казахстана. Издан сборник материалов конференции1.

Конференция "Человек в пространстве древних культур" продолжает формирующуюся традицию проведения тематических научных форумов с участием специалистов в различных областях знания. Работа конференции была сосредоточена на проблемах исследования бытия человека в древности, при этом авторы докладов исходили из категории пространства, ключевой для человеческого (и иного) бытия. Такая тематика конференции предопределила широкий проблемный спектр заслушанных докладов, значительный временной и географический диапазон представленных материалов. Присутствие на заседаниях не только специалистов-археологов, но и искусствоведов, философов, религиоведов способствовало активному обсуждению выступлений, выявлению разных точек зрения, поиску оптимально приемлемых подходов.

В названии конференции два ключевых слова - "человек" и "пространство". Таким образом, человек в древности рассматривается не абстрактно, а в его среде, в природном и культурном окружении, как часть определенного мира-пространства. В докладах представлены различные аспекты видения пространства: объективно-реальное пространство и культурное пространство в древности; обобщенно-философское восприятие пространства (преимущественно ритуального и сакрализованного) и конкретно-исторические исследования древних пространственных структур, выполненные на материалах археологии, этнографии, письменных источников; пространственные аспекты (составляющие) археологических культур и пространство культуры; смысловое пространство современной науки.

В рамках пленарного заседания с приветственным словом к участникам конференции обратился директор музея-заповедника "Аркаим" Г.Б. Зданович. В своем выступлении он отметил, что доклады, связанные с осмыслением категории пространства, не случайно звучат на Аркаиме. Южноуральскую "Страну городов" эпохи бронзы можно рассматривать как целостное пространственное и социальное образование. С точки зрения современности, это уникальная культурно-историческая и природная территория России. Докладчик отметил значение музейного комплекса, который создается на Аркаиме на территории около 100 га с уче-

1 Человек в пространстве древних культур. Матер. Всерос. науч. конф. Челябинск, 2003. Электронная версия публикации представлена на сайте www.antiquity.ru.

том палеоэкологических данных и исторического ландшаф-товедения.

Далее был заслушан доклад Т.М. Потемкиной (Москва) "Организация сакрального пространства энеолитических курганов со столбовыми конструкциями: к постановке вопроса", где с использованием данных археоастрономии была представлена реконструкция пространственной организации погребального поля ряда энеолитических курганов Северного Причерноморья (Красное, курган 9; Кубей, курган 5; Ак-кермень, курган 11; Виноградное, курган 11). По мнению автора, отправным пунктом организации сакрального пространства курганов являлись конструкции из вертикально вкопанных пяти-семи столбов, расположенных как компактной группой в центральной части и у края насыпи курганов, так и рассредоточенно вокруг кольцевого рва и насыпи. Особое внимание в докладе было обращено на выявленную закономерность в архитектуре данных конструкций: во всех случаях столбы образуют в плане прямоугольные и равнобедренные треугольники, которые являются геометрической и астрономической основой всех сооружений курганов, их исходной структурой, используемой для разметки при строительстве конструкций погребальной площадки. Линии, соединяющие столбы и образующие стороны треугольников, ориентированы на значимые солнечные и лунные направления, связанные с сезонными и суточными изменениями времени. Столбы выполняли роль маркеров этих направлений. Таким путем во всех рассмотренных курганах были намечены восемь значимых точек на горизонте, связанных с важнейшими астрономическими и природно-климатическими событиями. Тем самым планируемое сакральное пространство было разбито на отдельные части в соответствии с существовавшей моделью Мира, что предполагает наличие в системе мировоззренческих представлений энеолитического населения специального пространственного кода.

Доклад вызвал оживленную дискуссию о роли и характере астрономических знаний в древних обществах.

Доклады, заслушанные на рабочих заседаниях, были сгруппированы по нескольким ведущим темам: "Человек и пространство в древности", "Мифология, искусство и древние модели мира", "Ритуал и пространство", "Древние святилища и менгиры", "Погребальный обряд в древних и традиционных обществах".

Тема "Человек и пространство в древности" объединила девять докладов, посвященных изучению пространственно-временных аспектов бытия человека в древности, проблематике археологических культур, методологии и методике исследований в археологии.

В докладе С.С. Калиевой и В Н. Логвина (Сургут) дан очерк быта людей терсекской культуры эпохи энеолита в Тургайском прогибе (Казахстан). Человек терсекской культуры - полукочевник. Зафиксированы сезонные - "летние" и "зимние" - поселения, характерно отсутствие переносных разборных жилищ. В летнее время наряду со стационарными поселениями функционировали небольшие стоянки, связанные с отгонным характером скотоводства. Для них были характерны свои черты быта.

ЛЛ. Гайдученко (Челябинск) в своем выступлении представил данные о календарных сроках начала строительства круглоплановых укрепленных поселений Южного Зауралья эпохи средней бронзы. Наиболее оптимальным является пе-

риод сразу после прохождения пика весеннего паводка (приблизительно с 15 апреля); наиболее вероятно, что основные работы по выемке, перемещению и укладке грунта завершались уже в начале мая. В основу выводов докладчика положены результаты исследования поселения Аландское в Оренбуржье.

"Стране городов" Южного Зауралья эпохи бронзы также посвящен доклад А.К. Кириллова (Челябинск). Особенности пространственно-временной организации "Страны..." рассмотрены докладчиком с позиции современной физики. Размещение укрепленных поселений в пространстве неслучайно, в чем можно видеть как следствие астрономических наблюдений за небесными телами в ключевые дни года, так и отражение универсальных законов организации материи.

НС. Савельев (Уфа) посвятил свое выступление особенностям древней этнокультурной истории хребта Ирендык (Башкортостан). Горно-долинные ландшафты Ирендыка, его роль как своеобразного горного анклава в составе степной зоны делали долины хребта привлекательными для проживания и ведения производящего хозяйства. Но эти же условия могли способствовать консервации этнокультурных традиций, приводить к изоляции отдельных групп населения и даже к превращению их в реликты. Такая ситуация сложилась в районе Ирендыка в У11-1У вв. до н.э., в эпоху ранних кочевников.

В докладе С.П. Грушина (Барнаул) дана характеристика елунинской культуры Верхнего Приобъя эпохи бронзы и поставлен вопрос о ее месте в системе скотоводческих культур степной Евразии. Особое внимание уделено погребальному обряду, ритуалам жертвоприношения, солярным мотивам на керамике, уникальным культовым сооружениям (могильник Телеутский Взвоз I). Отдельные черты культуры елунинско-го населения имеют сходство с комплексами Северного и Восточного Казахстана, а также с памятниками синташтин-ского типа Южного Урала. По-видимому, эти элементы объясняются общими корнями происхождения культур, этнической близостью их носителей. При этом характеристики елунинской культуры не имеют параллелей в древностях региона эпохи энеолита.

О Н. Корочкова (Екатеринбург) посвятила свое выступление проблеме алакульско-федоровских контактов в лесостепном Зауралье. Специфика "чистых" и обилие смешанных погребальных комплексов этого периода, по-видимому, отражают процессы взаимодействия местной и пришлой культур. В условиях тесных контактов отдельные группы стремились подчеркнуть свою культурную специфику. Особенно остро эта проблема стояла для немногочисленного пришлого (из Центрального Казахстана) федоровского населения. Возможно, именно эти обстоятельства стимулировали трансформацию федоровской погребальной обрядности в Зауралье (трудозатратность обряда, стопроцентное трупосожжение).

А.И. Мацына (Челябинск) в своем докладе сказал о том, что качественно новое осмысление древней погребальной обрядности (на примере обряда курганных погребений) возможно через углубленное изучение метафизики смерти. Эта теоретическая концепция основывается на прагматическом подходе, предполагающем предварительный системно-функциональный анализ артефактов и последующую практическую апробацию результатов исследования средствами экспериментальной археологии.

Доклад ИВ. Чечушкова (Челябинск) был посвящен методологическим проблемам экспериментальных исследований в археологии. Основное внимание уделено требованиям, прилагаемым к структуре эксперимента (планирование эксперимента, его проведение), а также к обработке и использованию полученных результатов. Методология экспериментальной археологии рассмотрена докладчиком через призму теории эксперимента в естественных науках. Положения доклада проиллюстрированы на примере исследования костяных псалиев эпохи бронзы.

В докладе О.С. Све

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком