научная статья по теме ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДОЛОГИЮ ФИНАНСОВОГО ПРАВА. ЧАСТЬ 1. ЭПИСТЕМОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ ЗНАНИЯХ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДОЛОГИЮ ФИНАНСОВОГО ПРАВА. ЧАСТЬ 1. ЭПИСТЕМОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ ЗНАНИЯХ»

Финансовое и налоговое право

ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДОЛОГИЮ ФИНАНСОВОГО ПРАВА. ЧАСТЬ 1. ЭПИСТЕМОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ ЗНАНИЯХ

БЕЛЬСКИЙ Константин Степанович,

доктор юридических наук, профессор Российской академии правосудия. Тел.: 499-461-99-72

Краткая аннотация: в статье исследуются финансово-правовые знания, понятие и их особенности, характеризуются виды знаний, указывается важная роль образовательных знаний.

This article takes a financial and legal knowledge, and their features are characterized by the kinds of knowledge, indicated the important role of educational knowledge.

Ключевые слова: финансово-правовые знания; познающий субъект; познаваемый объект; готовые и новые знания; образовательные знания.

Financial and legal knowledge; the cognitive subject; knowable object; finished and new knowledge; educational knowledge.

Понятие «гносеология» охватывает главные области научного познания. Термин «гносеология», впервые встречающийся у немецкого мыслителя ХVШ в. А. Баумгартена, обозначал следующее: теоретической и практической философии должно предшествовать учение о познании. Данную науку он назвал гносеологией. В течение Х!Х-ХХ вв. философская гносеология распространилась в Западной Европе и в России на все отраслевые науки. Эта часть философии рассматривалась как теория познания и как наука о человеческом знании. В ХХ в. учение о знании, - со всех сторон и во всех отношениях, - выделилось в самостоятельную ветвь гносеологии и получило в западно-европейских странах название эпистемологии. Что касается гносеологии, то в настоящее время ее можно рассматривать как родовое понятие, включающее в себе три составные части.

Первую часть образует э п и с т е м о л о г и я (от греч.episteme - знание и logos -учение) - гносеологическая дисциплина, исследующая з н а н и е как таковое, его строение и виды. Для эпистемологии базовыми являются два отношения: знание - субъект и знание - объект. Сюда же можно отнести познавательный процесс, который реализуется на основе отношения, возникающего между познающим субъектом и познаваемым объектом в

целях получения нового знания. Другую часть гносеологии образует учение о познавательных способностях субъекта, формах его умственной деятельности - рассудке и разуме, об истинном знании и заблуждении.

Еще одну часть составляет учение о методологии как совокупности методов познания финансового права: общенаучных, философских, специально-научных. Методология является важнейшим разделом гносеологии.1 Между тем методология часто отождествляется с гносеологией, однако есть тенденция к их различению. Методология в первую очередь рассматривает не знания как таковые, не познавательные способности субъекта, добывающего эти знания, а методы и средства их получения.

Тем не менее, введение в методологию обязывает предварительно разобрать вопрос о самом финансово-правовом знании. Не вправе мы забывать слов одного из первых европейских ученых-методологов Декарта: «Нет вопроса более важного, как вопрос, что такое есть человеческое знание, докуда оно простирается. Вот что раз в жизни должен разобрать каждый сколько-нибудь любящий истину»2.

Финансово-правовые знания: понятие, их особенности. Словарь современного

1 Гиргинов Г. Методология как раздел гносеологии // Вопросы философии. 1973. № 8.

2 Цит. по: Любимов Н.А. Философия Декарта. СПб., 1886. С. 69.

русского литературного языка определяет слово «знание» как совокупность сведений, познаний в какой-либо области. Кант в «Критике чистого разума» сформулировал более научное определение: знание - это наше мысленное представление по отношению к познаваемому объекту.1 Так, между географической картой и территорией, на карте обозначенной, существует взаимо-однозначное соответствие. Рассматривая карту, мы имеем дело с содержащимися в ней значениями, т.е. мысленными представлениями , изложенными на бумаге, а имея в виду территорию с пересеченной местностью, понимаем, что это географическая реальность, являющаяся объектом этих знаний. Кантовское определение может быть распространено и на финансово-правовые знания , под которыми можно понимать наши мысленные представления о финансовом праве, его нормах и правоотношениях, о финансово-право-вых реальностях. Причем эти представления могут быть изложены устно в лекционном курсе перед студенческой аудиторией или письменно в учебнике, моноТрафбиивтафшансового права под ред. профессора С.В. Запольского в гл. 8 «Бюджетный процесс» находим знания о стадиях процесса, в их числе о стадии исполнения бюджета. Читаем: «В процессе исполнения бюджета обеспечивается реальное, полное и своевременное поступление денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды и современное выделение и использование реальных денежных средств из бюджета и внебюджетных фондов для выполнения всех задач и функций го-сударства»2. Ценность приведенного в качестве примера «финансово-правового знания» заключается в том, что оно как бы копирует финансово-правовую реальность и позволяет студентам и преподавателям изучать стадии бюджетного процесса по учебнику. Это - одна из особенностей финансово-правовых знаний.

Знание - это всегда знание о чем-то или ком-то, т.е. объекте. Без объекта знаний не бывает, в том числе финансово-правовых. Основными объектами финансово-правовых знаний

1 Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. С. 122.

2 Финансовое право. Учебник / Отв. ред. С.В. Запольский. М.,

2011.С. 231.

являются: 1) нормы финансового права; 2) применение норм финансового права; 3) сами финансово-правовые знания, если они в совокупности представляют различные объекты, которые у философов называются «конкретно ненаблюдаемыми» и относятся к теоретическим объектам. В науке финансового права к таким объектам принадлежат объекты типа «налоговая система», «финансовая система государства», «финансы» и т.д. Финансово-правовая наука есть совокупность знаний (представлений) о финансово-правовой действительности во всем ее многообразии.

Но: финансово-правовое знание - это знание не только о чем-то или о ком-то, знание об объекте. Это знание чье-либо, знание, принадлежащее субъекту: аспиранту, докторанту, профессору. Иначе говоря, каждому, проявившему инициативу по его получению в процессе познавательной деятельности. Здесь же следует обратить внимание на следующий факт. По отношению к объекту субъект первичен: он выбирает объект, познает его. С этой точки зрения знание - субъективная категория. Недаром в Толковом словаре В. Даля з н а н и е, з н а н ь е обозначается как «состоянье, принадлежность знающего что-либо».3 Состояние - это внутреннее усвоение определенных сведений, познаний, информации, которые определяют унонастроение, развивают воображение, творческие способности. А эти факторы создают предпосылки для получения нового знания в процессе познания объекта. Недаром в истории отечественной науки финансового права были созданы интересные и глубокие по содержанию финансово-правовые знания, которые оказали важные услуги обществу в практической, научной и педагогической сферах. Можно назвать творцов этих знаний: В.А. Лебедев, И.И. Янжул, И.Х. Озеров, С.А. Котляровский, М.Д. Загряцков, М.А. Гурвич, Е.А. Ровинский, М.И. Пискотин и другие. Отсюда можно сделать вывод: финансово-правовых знаний, как и других научных знаний, без субъектов и объектов не бывает. Укорененность субъекта и объекта в финансово-правовых знаниях - их вторая особенность.

Виды финансово-правовых знаний.

3 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1956. С. 88.

Чтобы отчетливее и глубже понять сущность и значение финансово-правовых знаний, совсем не лишне хотя бы вкратце дать общую и специальную классификацию знаний, благодаря которым стала возможной человеческая цивилизация. Правильнее начать с классификации, которую обозначил немецкий философ М. Ше-лер в работе «Формы знания и общество», имея в виду следующие глобальные виды знаний: религиозные; философские; позитивные или научные.1

Р е л и г и о з н ы е з н а н и я содержатся в священных книгах - в Старом и Новом завете, Коране, в сочинениях отцов церкви. Английский философ Г. Дингл (ХХ век) отводил научным и религиозным знаниям равноценное место в упорядочивающей, «каталогизирующей» познавательной деятельности субъекта. Религиозные знания обеспечивают для людей «доступ к Богу». Связь религиозных знаний с философскими и научными очень велика. В частности, обнаруживается связь между религиозными и финансово-правовыми знаниями в области уплаты налогов гражданами: и те, и другие знания обосновывают их обязанность уплаты налогов государству.

Второй вид - ф и л о с о ф с к и е з н а н и я. Русский философ Г. Шпет, как и большинство других философов, различал философию и науку. На философские знания он смотрел как на свободные, чистые, донаучные.2 Философия - это наука наук, расширяющая их кругозор, разрабатывающая для них наиболее важную группу понятий и категорий. Понятие «система» - один из таких подарков философии наукам, в их числе и науке финансового права, которая использует такие понятия как «бюджетная система», «налоговая система», «эмиссионная система» и т.д.

Третий вид глобальных знаний - это н а у ч н ы е з н а н и я, которые подразделяются по отраслям и, по выражению М. Шеле-ра, служат возможной технической и иной власти над природой и обществом. Данными знаниями обладают отраслевые науки: биология, физика, экономическая теория, география, история, юриспруденция и в ее числе наука фи-

1 Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. С. 31-32.

2 Шпет Г. Явление и смысл. М., 1914.

нансового права.

Выделяя виды финансово-правовых знаний, отметим, что на них распространяются все классификационные критерии, характерные для других научных знаний.

Думается, что первой является классификация, подразделяющая финансово-правовые знания на обыденные и научные. Обыденные - это знания житейские, бытовые, используемые в повседневной жизни, как правило, на обычном разговорном уровне. Они опираются на жизненный опыт людей, информацию в прессе и служат для ориентации людей в окружающем мире. Обыденные

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком