научная статья по теме ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ: ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ В СТАРШИХ КЛАССАХ Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ: ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ В СТАРШИХ КЛАССАХ»

М. А. БОНДАРЕНКО

Москва

Выразительность речи: приемы работы на уроках в старших классах

В статье предложена система заданий, направленных на развитие представлений учащихся о выразительности речи и средствах ее достижения.

Ключевые слова: средства выразительности; авторская позиция; средства создания иронии.

Одним из значимых качеств речи, как известно, является ее выразительность. Выразительной считается речь, которая своим построением и отбором языковых средств привлекает и поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя. Выразительность создается любыми единицами языка — от звука до синтаксической конструкции, а наибольшими выразительными возможностями обладает лексика. Естественно, что умение выявлять и использовать в собственном высказывании такие единицы языка, которые делают речь более яркой, убедительной и эмоциональной, является необходимой составляющей владения речью, и проверяется это умение в том числе в заданиях Единого государственного экзамена В8 и С1.

Часто выпускники относятся к заданию В8 формально. В то же время правильный подход к данному вопросу, с одной стороны, повышает шансы исключить ошибки, с другой — дает необходимый материал для осмысления такого параметра исходного текста, как авторская позиция.

Основную мысль, которую следует усвоить учащимся, можно сформулировать так: «Любое средство выразительности — это не случайность, а продуманный автором прием, необходимый ему для того, чтобы донести до читателя свои мысли и чувства, приобщить его к собственному восприятию мира. Средства выразительности — это своего рода "ключ", который автор дает читателю, чтобы тот открыл, что именно волнует

Бондареико Марина Анатольевна, кандидат пед. наук, профессор Академии труда и социальных отношений. E-mail: marhondina@ mail.ru

автора и как он относится к поднятым в тексте проблемам, к поступкам героев, к происходящим событиям». С помощью этих средств автор воздействует на нас и добивается того, чтобы мы вместе с ним переживали, радовались, сочувствовали, возмущались, удивлялись, «пробуждались» от равнодушия и беззаботности. Безэмоциональный, т. е. без средств выразительности, текст не способен заинтересовать читателя, вызвать его отклик, заставить его задуматься.

В задания Единого государственного экзамена введен определенный объем средств выразительности, причем в мини-рецензиях, сопровождающих тексты, они представлены, как правило, с помощью таких характеристик, как «лексические средства (выразительности) / тропы», «стилистические приемы/приемы», «синтаксические средства выразительности», «синтаксические конструкции (средства)», «экспрессивные обороты».

Предложим учащимся записать определение каждого понятия и подобрать примеры из художественных и публицистических произведений, выделить те средства выразительности, которые можно встретить в научных текстах. Разумеется, данная работа требует времени, особенно если учитель настаивает на самостоятельном поиске учащимися примеров. Не стоит запрещать школьникам использовать имеющиеся в многочисленных справочниках (а также в Интернете) примеры, особенно на первоначальном этапе, когда осваивается тот или иной мало знакомый учащимся лингвистический термин. Но усвоение понятия возможно только в том случае, когда оно многократно будет представлено в процессе самостоятельной работы и на уроках, т. е. пройдет через сознание уча-

8

щихся. Для этого можно предложить им работу с определенными авторами или произведениями, или с сочинениями на конкретную тему, или с текстами той или иной жанровой принадлежности. В этом случае учащиеся будут вынуждены непосредственно работать с текстом, что эффективно уже само по себе. При этом учитель может сопроводить работу учащихся заданием: «Ответьте на вопрос: "Почему автор выбирает (предпочитает) те или иные средства выразительности?"». Работа может получить вид группового исследования с разными вариантами внутригруппового распределения обязанностей.

Контроль за усвоением материала проводим в форме анализа микротекстов, подбирать которые может не только учитель, но и учащиеся, готовящие свои задания в разной форме, с использованием разнообразных вариантов подачи материала, в том числе с применением технических средств.

Предлагаем для такой работы несколько упражнений.

• Внимательно прочитайте отрывок из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Подумайте над тем, какие характеристики русского слова, имеющиеся в нем,

являются наиболее яркими и соответствующими вашему представлению о нашем языке.

(I) Выражается сильно русский народ! (2) И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света. (3) И как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое прозвище, хоть заставь пишущих людишек выводить его за наемную плату от древнекняжеского рода, ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во все свое воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица. (4) Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубливается топором. (3) А уж куды бывает метко все то, что вышло из глубины Руси, где нет ни немецких, ни чухонских, ни всяких иных племен, а все сам-самородок, живой и бойкий русский ум, что не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка цыплят, а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку...

1) По каким признакам можно отнести этот текст к рассуждению?

2) Какие особенности речи персонажа помогают составить его характеристику?

3) Найдите в тексте типично книжные и разговорные выражения, распределите их по группам.

Таблица I

Книжные конструкции Разговорные слова и выражения

— ряды однородных членов (предложения 2, 3, S); — сложные синтаксические конструкции (предложения 3, 3); — определительные и сравнительные обороты (предложения 4, 3); — многосоюзие (предложения 2, 3, 3) обиходная, в том числе просторечная лексика: словцом, людишек, куды, прозвище, влепливает, сам-самородок, пашпорт, чухонский

фразеологизмы, пословицы, крылатые слова (в том числе преобразованные): край света; каркнет само за себя прозвище во все свое воронье горло (ср.: Ворона каркнула во все воронье горло); писанное не вырубливается топором (ср.: Что написано пером, того не вырубишь топором); не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка цыплят; пойдет оно ему в род и потомство, на вечную носку

разговорные конструкции: и как уж, а уж, все равно что, само за себя

Далее обратимся к произведениям М. А. Булгакова, которые дают прекрасную возможность для наблюдений над синонимами, в том числе контекстными, антонимами, высокой, сниженной, профессиональной лексикой, просторечием, окказиональным словообразованием, разнообразными тропами и, разумеется, над синтаксисом.

Используем для анализа отрывки из пятой главы романа «Мастер и Маргарита» — «Дело было в Грибоедове».

Открывается глава описанием дома, как известно, не существовавшего, а созданного воображением автора под влиянием нескольких других московских зданий, хорошо известных писателю, — Дома печати (Никитский бульвар, 8), ре-

сторана Жургаза (Страстной бульвар, II) и Центрального Дома литераторов (Поварская, 50) [Стародуб 1997: 52]:

(I) Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой. (2) Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой, а в летнее время она превращалась в великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом.

1) Определите, по каким признакам можно отнести данный текст к описанию.

2) Найдите в тексте элементы книжной речи (причастия, прилагательное в превосходной степени).

3) Определите, какие приемы использует автор для придания тексту иронического оттенка.

Выполняя последнее задание, выявим контекст, в котором употребляются прилагательное чахлый ('вянущий, слабый') и существительные лопата и сугроб. Заметим, что прилагательное семантически дисгармонирует с окружающими его словами, поскольку наделено внутренней экспрессией, а существительные (нейтральные слова) получают ироническую окраску в сочетании с глаголом возвышался. Этот эффект усиливается и за счет противопоставления двух таких неравных компонентов, как сугроб с лопатой и великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом. (Можно также задержать внимание учащихся на любимом цветовом прилагательном Булгакова — кремовый, вспомнив, в частности, кремовые шторы в доме Турбиных, и соотнести звуковое, семантическое и ассоциативное наполнение слов кремовый и чахлый.)

Следующий абзац содержит рассуждение о названии, которое закрепилось за домом. Сопоставление этого рассуждения с предшествующим ему описанием позволяет выявить те языковые приемы, которые использует автор для создания иронического эффекта:

(I) Дом назывался «Домом Грибоедова» на том основании, что будто бы некогда им владела тетка писателя — Александра Сергеевича Грибоедова. (2) Ну владела или не владела — мы точно не знаем. (3) Помнится даже,

что, кажется, никакой тетки-домовладелицы у Грибоедова не бымо... (4) Однако дом так называли. (S) Более того, один московский врун рассказывал, что якобы вот во втором этаже, в круглом зале с колоннами, знаменитый писатель читал отрывки из «Горя от ума» этой самой тетке, раскинувшейся на софе. (6) А впрочем, черт его знает, может быть, и не читал, не важно это!

Отметим смену манеры повествования: от развернутого, книжного, размеренного, плавного слога — к типично разговорным конструкциям, в то же время включающим в себя и явно деловой оборот на том основании, и несобственно-прямую речь, принадлежащую «московскому вруну».

Выделим особенности разговорного стиля: частое использование служебных слов, в том числе синонимичных и расположенных контактно, т. е. избыточных (что будто бы, что якобы вот); значительное насыщение речи вводными словами: помнится, кажется, более того, а впрочем, может быть; употребление грубо-разговорного выражения черт его знает. Последнее выражение является центральной

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком