ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИННОВАЦИИ И ТРАДИЦИИ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ
А.Л. Черницкая, кандидат философских наук
Статья посвящена взаимодействию двух принципов культурного строительства - традициям и инновациям в культуре и образовании. Дается характеристика развития культуры с точки зрения взаимодействия этих понятий. Современная цивилизация пытается совместить оба принципа. Таким образом, культура есть качественная характеристика человеческой деятельности во всем многообразии ее видов, форм, способов и результатов.
Типу культуры, ее традиционности, инновационности либо единству первого и второго будет адекватен тип личности. Взаимодействие личности и культуры противоречиво. С одной стороны, общество, его культура формируют личность как субъекта, призванного жить в данном обществе. С другой стороны, человек, занимаясь, например, профессиональной деятельностью, всегда образует и в данной деятельности обнаруживает нечто большее, чем простое приспособление, постижение только того, что ему предлагается или транслируется.
Ключевые слова: культура, традиция, инновации, общество, профессиональная деятельность, деятельностный подход.
Одной из главных целей государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295, является повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны. Одной из функций Минобрнауки России является выработка и реализация государственной политики в сфере инновационной деятельности. Таким образом, инновация является одним из приоритетов современной государственной политики в целом и в сфере образования в частности. В сфере образования повсеместно создаются ин-
новационные площадки, внедряются инновационные методики обучения и др. Современные средства коммуникации оказывают огромное влияние на скорость и область распространения знания.
Но с другой стороны в современном российском обществе звучат призывы ориентироваться на духовные скрепы, славные традиции, заложенные предками. Кроме того с точки зрения содержания знание носит традиционный характер. В том плане, что знание есть результат деятельности многих поколений ученых.
Рассмотрим взаимодействие традиции и инновации как феномен культуры.
Философский подход к культуре реализует себя прежде всего в утвержде-
нии принципиального различия социального и природного. С точки зрения социальной философии, культура -специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе [1, с. 292].
Опираясь на подход, реализованный в данном определении, можно выделить основные структурные элементы культуры: деятельность, отношения, сознание. В данном контексте речь идет о деятельности (и отношениях, возникающих в процессе этой деятельности) по воспроизводству (повторению того, что было) и по обновлению социального бытия, общества в целом, родового человека. Подобная деятельность, безусловно, осознается. Выявленные элементы культуры составляют ее содержательный конструкт «деятельность -отношение - сознание», который воплощается в определенные формы:
а) традиция;
б) инновация;
в) взаимосвязь первого и второго.
Рассматривая культуру в парадигме
деятельностного подхода, ее ядром остается способ организации деятельности, характеристики которого во многом определяются развитием общественного разделения труда, изменениями в материальном и духовном производстве. Образование выступает подготовительным этапом и средством вступления человека в сферу труда.
Человек, будучи общественным существом возникает, развивается и
совершенствуется в процессе труда. Как общественно-деятельностное проявление человека труд выражает его социальную сущность и служит тем средством, благодаря которому человек становится индивидуальностью, личностью. Будучи неизбежно связанным с трудом и тем самым с объективно существующими общественными отношениями, человек оказывается столь же необходимо взаимосвязанным и со всеми другими сторонами общественных отношений - социальной, политической, духовной.
Труд как деятельность, как процесс взаимодействия человека, общества и природы с целью производства средств, необходимых для удовлетворения потребностей людей, для производства самой их материальной жизни, ведет к воздействию на внешнюю природу и изменению ее. В то же время изменяется собственная природа человека, что означает определенное присвоение им природы и социума посредством труда, деятельности. Освоение мира, непосредственно заложенное в трудовом процессе по обеспечению средств жизни, дополняется трудовой деятельностью, сознательно, специально нацеленной на наиболее полное освоение человеком мира и самого себя, на выявление собственных сущностных потенций.
Благодаря такому расширению и обогащению труда, происходящему за счет включения в него целенаправленной деятельности по самовыявлению человека и овладению окружающей действительностью, в ходе исторического развития происходит двоякий процесс: 1) человек индивидуализируется, выделяется и самоформируется как личность; 2) человек
формирует, вырабатывает, как говорит К. Маркс, различные способы «освоения этого мира» [2, с. 38].
Таким образом, труд является основным видом деятельности, а также средством, формирующим человека и его культуру. Развитость труда, его совершенство воплощается в деятельности профессиональной. Вследствие этого способ профессиональной деятельности в значительной мере обусловливает параметры культуры, воплощается в ее достижениях. Иными словами, профессиональная деятельность в существенной степени определяет облик общества в целом. Если мы попытаемся определить характер, уровень и перспективы развития общества (прогрессивные или регрессивные), то важно исследовать природу, основные характеристики профессиональной деятельности, присущей данной цивилизации.
Земледельческая (аграрная) цивилизация отличается своей культурой, в которой царит традиция. Под традицией принято понимать элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, социальных группах в течение длительного времени. Она охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности), процесс социального наследования и его способы [3, с. 692]. Традиции функционируют во всех социальных системах и в известной мере являются необходимым условием их жизнедеятельности. Однако как основополагающий принцип функционирования культуры традиция была реализована прежде всего в древневосточных обще-
ствах. Кроме того, в обществах «западного» образца традиция преобладала в социальных процессах до начала эпохи Нового времени, в обществах «восточного» образца - до середины ХХ века.
Общество подобного типа строится на осознании того, что, явившись в мир, человек становится частью великой, не им созданной гармонии, где социальный порядок - часть мирового порядка, одно из проявлений мирового закона. Поэтому любые попытки радикального изменения установившихся способов деятельности, отношений, мышления чреваты глобальными катаклизмами.
Машинная (промышленная) цивилизация создает культуру, во многом связанную с инновацией.
Инновация (от лат. тпоуайо - обновление, перемена) - нововведение, новшество [4, с. 275]. Инновация является одним из основных принципов функционирования культуры западного буржуазного общества, для которой характерны: общая ориентация на изменения привычного образа жизни и мышления, внесение подвижности в законченный экономический порядок, более высокий уровень неопределенности и риска, а значит предприимчивости и творчества. Данный принцип способствовал формированию в Новое время цивилизации техногенного типа. Характерная особенность этой цивилизации - быстрое изменение техники и технологии, появление большого количества новых профессий и возрастание требований к уровню знаний и умений работников. Быстрыми темпами развивается их культура.
Вместе с тем мощная мобилизация человеческой активности, все большее
отчуждение работников от результатов своего труда приводит к кризисным явлениям в сфере духовной культуры (потеря нравственных ориентиров, переоценка ценностей, крушение идеалов). Поэтому современная цивилизация пытается совместить оба принципа культурного строительства. Свидетельством этого может служить опыт Японии, Китая и других «тигров» Юго-Восточной Азии. Выработанные в этих обществах способы деятельности показывают, что вперед резко уходит тот, кто сумел совместить современные технологии (как материального, так и духовного производства) с глубинной традицией этноса, социума. Крестьянская (натуральная, земледельческая) культурная субэтическая подсистема, тесно связывающая индивидов, позволила избежать многих индустриально-технократических ошибок, подстраховала этнос и его культуру от растворения в технологической среде, сохранила генофонд деревни, общинные принципы взаимопомощи, кооперации, верности семье, клану (фирме). Как правильно заметила Т.П. Григорьева, тысячелетняя устойчивость традиционного общества, определяемая органической культурой, обернулась в наше время необыкновенным динамизмом [5, с. 100]. Соединение традиции и инновации позволяет сегодня формировать профессиональную культуру общества на глубинных, а значит максимально эффективных, основаниях.
Таким образом, культура есть качественная характеристика человеческой деятельности во всем многообразии ее видов, форм, способов и результатов. Она такая общественная система, которая как
бы пронизывает все общество, все его сферы и структуры. Многообразие проявлений культуры соответствует многообразию человеческой деятельности.
Таким образом организация деятельности социальных субъектов, как сердцевина социально-философского понимания культуры, в решающей степени о бусловлена, с одной стороны, специфическими ос
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.