научная статья по теме ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ТУРКМЕНСКИХ ПЛЕМЕН ТЕКЕ И ЙОМУТ В XVIII-XIX ВВ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ТУРКМЕНСКИХ ПЛЕМЕН ТЕКЕ И ЙОМУТ В XVIII-XIX ВВ»

ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ТУРКМЕНСКИХ ПЛЕМЕН ТЕКЕ И ЙОМУТ

В XVIII-XIX вв.

© 2014 А. Р. ИХСАНОВ

История взаимодействия двух туркменских племен теке и йомут - один из показательных эпизодов истории Центральной Азии. Он включает в себя изменения хозяйства, культуры и мировоззрения. Необходимость его изучения предопределена тем местом, которое эти племена занимают в нынешней политике и экономике Туркменистана. Исследование охватывает период XVIII-XIXвв.

Ключевые слова: туркмены, племя теке, племя йомут, политическая история, Средняя Азия, экономика, межплеменные взаимодействия, племенные оппозиции.

События в арабском мире стали причиной внимания к регионам со схожими тенденциями развития, например государствам Средней Азии [Системный мониторинг..., 2013, с. 5-12]. Эта территория - огромная транзитная область, полная внутренних противоречий, историческая граница столкновения кочевой и оседлой цивилизаций, иранского и тюркского культурных ареалов, место появления феномена среднеазиатского синкретизма.

В связи с мониторингом ситуации в регионе внимание экспертов привлек Туркменистан, расположенный на севере историко-культурной области Хорасан. Факторы развития этого государства во многом соотносились с аспектами истории арабских государств [Президентские выборы..., 2012]. Однако в публикациях, посвященных этой тематике, мало внимания уделено причинно-следственным связям основных событий этнической истории туркмен.

Зачастую эксперты обращаются к вопросу взаимодействий туркменских племен, не анализируя их исторический фундамент. Однако этот аспект актуален в связи с диспропорциональным развитием областей страны [Политические системы..., 2012, с. 524-525]. В данной статье будет прослежено развитие отношений племен теке и йомут в исторической перспективе.

ПЛЕМЕННОЙ СОЮЗ "ДАШКЫ САЛОР"

В конце XVI в. завершилась консолидация туркменских племенных групп, обособившихся на юго-восточном побережье Каспийского моря [Васильева, 2003, с. 89-91]. Обстановка в государстве Сельджукидов, движение кипчакских племен и монгольское нашествие побудили их покинуть нестабильные районы [Saray, 2012, s. 601]. В ходе этих миграционных потоков различные племена (в том числе персидские и кипчакские группы) консолидировались в "союзы" [Necef, Annaberdiyev, 2003, s. 205-206; Wood, 1990, p. 27-28].

С конца XVI в. туркмены оказались затронуты агрессией соседних народов, что привело к распаду "союзов" [Брегель, 1961, с. 22]. Одновременно кризис, вызванный усыханием Узбоя (1470-1575), повлек за собой снижение продуктивности кормового

ландшафта, что стало одним из факторов начала миграций в оазисы Хорасана [Росляков, 1956, с. 104]. Эти плодородные территории из-за постоянных конфликтов к XVII в. пришли в упадок. Развитие морской торговли (XV-XVI) способствовало падению значения Великого шелкового пути, что сказалось на уменьшении товаропотока через Паназиатский торговый коридор [Hojanyyazow, Gurbanow, Owluyagulyyew, 2011, s. 18-19]. Кризис ослабил оседлые центры. Поэтому туркмены не сталкивались с противодействием правителей оазисов, а подчас принимались ими как сила, способная охранять подконтрольные местным ханам территории в обмен на землю и воду.

В такой обстановке на политической арене Средней Азии появились племена теке (туркм. teke - горный козел, ведущий за собой стадо) и йомут (туркм. yomut - усатый храбрец, богатый пастбищами и т.п.) [illiyev, 2010, s. 105-114].

Согласно генеалогическим преданиям, матерью текинцев была иранская ханша1, а йомуты происходили от наложницы Салор-казана2 (Салор-кагана), легендарного прародителя всех племен салорской группы, одного из потомков Огуз-хана, а также легендарного вождя огузов [Карпов, 1936-1939, с. 1-3]. Сопоставление генеалогий показывает наличие в их составе общих родовых названий, многие из которых относились к более древним группам [illiyev, 2010, s. 40-50]. Исследования выявили наличие общих тавро (туркм. tagma) [Карпов, 1939(3)]. Генеалогические предания о Салор-казане [Necef, Annaberdiyev, 2003, s. 207] можно трактовать как обоснование консолидации родоплеменных групп в салорский союз [Wood, 1990, p. 37].

По свидетельству Абу-л-Гази (1643-1663), с теке и йомутов Хорезм получал меньше всего дани, что свидетельствует об их небольшой численности [Каррыев и др., с. 184185]. Однако в XVII-XVIII вв. рост населения стал причиной междоусобиц, которые ослабили влияния салоров и привели к возвышению групп, занимавших прежде низкое положение. Это происходило за счет помощи обедневшим родам [Карпов, 1936-1939, с. 1-3].

Вероятно, подобные факторы изменили социально-политическую организацию, и к XVIII в. союзы утратили былую силу. При этом управленческие структуры племен сохраняли единую первооснову баланса силы внутри общины [Ботяков, 2001, с. 294331]. В хозяйственном отношении как теке, так и йомуты старались избегать оседлой жизни. Важную роль играл институт набега (туркм. alaman) [Ботяков, 2002, с. 17-49].

Согласно анализу родовых названий, в этот период появилась и гибридная единица - племя теке-йомут [Джикиев, 1991, с. 130-132].

МИГРАЦИЯ В ОАЗИСЫ ХОРАСАНА

Еще в период проживания племен на Балханах появились легенды [Карпов, 1939(2), с. 2; Карпов, 1939(6), с. 2], сообщения дипломатов [Юдин, 1913, с. 85-87] и исторические труды [Абуль-Гази-Багадур-хан, 1996, с. 180-182], повествующие о "разногласиях между братьями" теке и йомут. Калмыки, пользуясь ими, парализовали торговлю туркмен, вынудив последних обратиться к астраханским воеводам за продовольственной помощью [Юдин, 1913, с. 88]. В дальнейшем туркмены оказались под давлением казахов-адайцев (1730-е гг.), которые захватили Мангышлак [Михайлов, 1900, с. 24]. Несмотря на переселение группы племен к калмыкам [Карпов, 1936, с. 4-6], большая часть туркмен предпочла уйти в оазисы Хорасана.

Движение теке и йомутов зачастую было совместным. Они вместе прикочевали в Хорезм [Брегель, 1961, с. 23], который играл большую роль в системе торговых отношений Хорасана [Нурмухаммедов, 1979, с. 69]. Туркмены в обмен на землю служили в войске хана, что вызывало недовольство местных беков [Толстов, 1963, с. 14].

1 В других версиях - вторая жена Салор-казана.

2 Есть упоминания о йомутском поверье о происхождении от "Ямуда, сына Туркмена... и свободной женщины Ик", что больше связано с вопросом чистоты происхождения [Аристов, 1896, с. 416].

2 Восток, № 6

Часть теке, пройдя по побережью Амударьи, попытались обосноваться в Афганистане. Но из-за конфликта с локальными правителями они были вынуждены покинуть эту территорию. Несколько родов обосновались в Мерве [№сеГ, АппаЬегШуеу, 2003, б. 214]. После возвращения на Амударью теке были подданными Бухары.

Влияние йомутов Байрам-Шалы, переселившихся в Хорезмский оазис, стало возрастать. Йомуты Кара-Чока сместились южнее прежней территории кочевания. Обе ветви йомутов, несмотря на отличия в быту, сохраняли родственные связи [МипкасБ^ 1994, р. 97-107].

Теке, вернувшиеся в Хорезм, из-за отказа выплачивать налоги были лишены воды и под руководством Гара-Балхан-хана и Ак-Хал-ишана переселились на Бал-ханы, признав власть Ургенча. Они заняли район между Балханами и Центральными Каракумами [Bregel, 2003, р. 72-75]. Рост числа текинцев привел к первому эпизоду "оппозиции".

Необходимо выделить структурные элементы племенных оппозиций. Первый элемент -причина. Зачастую это были споры из-за пастбищ, водного пая. Лишь позднее появились такие факторы, как распределение государственных постов, поддержка разных династийных группировок. Второй элемент - идеологическое обоснование. Как правило, оно включало в себя легенды о происхождении, рассказы о войнах друг с другом, в которых персонажами выступали легендарные вожди. Третий элемент - переход оппозиции на бытовой уровень. Это включает в себя активизацию племенной эндогамии, появление поговорок, дающих характеристику оппоненту. Четвертый элемент - использование сложившейся оппозиции внешней силой. Ею могло быть как государство, стремящееся улучшить экономическую ситуацию за счет дополнительного источника налогов или усилить армию, так и другое племя, нуждающееся в ресурсах. В то же время соперник и идеологические "скрепы" становились важным элементом объединения оппонирующих сторон.

Надо отметить, что Балханы не могли обеспечить существование многочисленного населения [Джикиев, 1977, с. 112-130]. Вероятно, в 1715-1717 гг. текинцы собрались на всеобщее собрание (перс. джамъ-и уруг), на котором было решено откочевать в Парау (Гызыл-Арват), где произошел конфликт с йомутами, не желавшими отдавать пастбища [Военный сборник, 1897, с. 362].

Известны два варианта обоснования этой оппозиции. Первый записан Г.И. Карповым в 1929 г. у теке. Согласно легенде, Кеймир-Кер, стремясь отомстить за оскорбление, нанесенное ему Йомут-ханом во время тоя у буджнурского правителя, совершил нападение на аг-ойли3 дочери главы йомутов во время свадьбы [Карпов, 1939(7), с. 4-7].

Анализ преданий показывает, что эта модель использовалась теке в XIX в. для объяснения захвата земель эмрели. Предания об эмрели содержат реальные топографические названия в отличие от предания о йомутах (в нем нет наименований колодцев, между которыми теке обычно кочевали). Кроме того, предания об эмрели записаны сразу в нескольких районах [Нурмухаммедов, 1979, с. 52-53]. В то же время очевидна одна из черт туркменского менталитета. Конфликт объяснялся ситуацией, которая наносила оскорбление чести племени, что могло повлечь за собой чапаул (совр. туркм. дарач/ы1ду1ук 'набег') - нападение с целью кровной мести. Туркмены, возмещая "плату" за преступление, могли захватывать и территорию оппонента [Ботяков, 2001, с. 294-331].

Второе предание генеалогического характера записано у йомутов Г.П. Васильевой в 1955 г. [Васильева, 2012, с. 148-149]. Анализируя его, важно помнить изречение, что "настоящий туркмен - тот, кто дорожит своим происхождением" [Джикиев, 1977,

3 Туркм. ag-дyli (белый дом, белая юрта) - особый лагерь, организовавшийся, например, для охраны границы, сбора аламанщиков или для подруг невесты.

с.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком