научная статья по теме ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ «КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ» И «ЭТИКА ОБЩЕНИЯ» В ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ «КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ» И «ЭТИКА ОБЩЕНИЯ» В ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ»

Культурология Теория и история культуры

Артюхина Л.В., соискатель Государственной академии славянской культуры

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ «КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ» И «ЭТИКА ОБЩЕНИЯ» В ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ

В данной статье рассматриваются соотношение понятий связанных с процессом общения. Целью работы становиться доказательство принципа единства гармонического соответствия всех сторон культуры общения, призванного способствовать прорыву нового методологическому подхода решения нравственных проблем общения.

Ключевые слова: культура, общение, этика, нравственность, мораль, этикет, ценности, стандарты, нормы.

Общение представляет собой многофункциональный процесс, в котором сходятся основные характеристики, системы координат человеческого бытия: ценностные, антропологические, нормативные. Общение не может быть полностью проанализировано в рамках какой-то одной системы координат.

Этический аспект общения наиболее значимый и сложный. Особая теоретическая и практическая значимость этических вопросов общения детерминируют целесообразность создания специализированного раздела этического знания под названием «этика общения». Этика общения представляет собой нравственный анализ и ценностей общения, и качеств общения, этот анализ пронизывает всю глубину и все многообразные проявления феноменов общения.

Понятие «этика» имеет два значения: первое - это синоним самой морали, второе - это учение о морали. Под моралью понимается система ценностей, качеств, особых норм, определяющих выбор человеком своего отношения к миру и к окружающим людям. В широком смысле этика общения должна изучать нравственные проблемы ценностных ориентацией и нормативных парадигм общения, содержания и сущности нравственных качеств субъектов общения, проблемы нравственного выбора способов, средств, правил, форм общения. В узком смысле этика общения - это совокупность конкретных практических приемов, норм, правил общения. Этика общения представляет собой сферу этического знания как нормативного, так и теоретического характера, в ней аккумулировался человеческий опыт в области морали общения. Этика общения включает в себя анализ проблем общения как на уровне сущего, так и на уровне должного.

Этика общения призвана не только концептуально исследовать процессы общения, но и учить общению, воздействовать на реальные процессы общения посредством создания новых нормативных конструкций. Этика общения призвана выполнять множество функций, среди которых можно выделить синтезирующую (этика общения синтезирует моральный опыт в сфере общения) и императивно-формирующую (обосновывает выбор гуманистических норм морали и убеждает в необходимости следования им).

Этика общения в массовом сознании, как правило, отождествляется с этикой поведения, с культурой поведения, с этикетом, с культурой общения, с культурностью, с вежливостью и т. д. В связи с этим возникает вопрос: в чем же отличие понятий «этика общения» и «культура общения»?

Во-первых, объем понятия «культура общения» шире, чем объем понятия «этика общения», так как, культура общения включает в себя всю совокупность ценностей, качеств,

норм, поведенческих стереотипов. Этика общения рассматривает нравственный аспект этих ценностей, качеств, норм.

Во-вторых, культура общения не ограничивается лишь поведенческим уровнем, качественной оценкой поведения, она включает в себя как культуру этикета, культуру поведения, культуру речи, чувств, мимики, жестов, так и психологическую культуру субъектов общения, культуру сознания, то есть культура общения является неотъемлемой частью культуры личности вообще.

Культура общения - это сложная, исторически изменчивая система, носящая интегра-тивный характер и выражающая целостный подход к процессу общения. Она включает в себя ценности, ориентирующие процесс общения, уровень развития и особенности субъектов общения, их способности к взаимопониманию, меру овладения способами, средствами, приемами, правилами общения. Культура общения носит синтетический характер, имеет многоплановую, многоуровневую детерминацию. Можно сказать, что культура общения личности есть реальное воплощение культуры общества, а формируется она в процессе взаимодействия с культурой общения в рамках микро и макросреды.

Овладеть культурой общения - это значит ориентироваться на высокие нравственные ценности, овладеть высокой психологической и нравственной культурой, освоить «технику» общения. Человек, ориентирующийся на высокие нравственные ценности, но не овладевший этикетом общения, не владеет высокой культурой общения. И, наоборот, бездушный манипулятор, владеющий «техникой» общения и, как правило, использующий свои навыки в корыстных, эгоистических интересах, ориентируется порой на безнравственные цели и ценности, не может быть назван человеком высокой культуры. Духовная культура общения характеризуется ориентацией на гуманистические ценности, должна быть построена с учетом природных и социальных особенностей индивидуальностей партнеров по общению, должна отличаться высокой нравственностью выбора средств общения, соответствующим гуманистическим ценностям. Культура общения предполагает благородные цели общения: культуру понимания, сопереживания, ответственное отношение к своим словам и поступкам, она проявляется в деликатности, в чувстве такта, в умении «не замечать» человеческих слабостей и недостатков, а, увидеть в нем такие достоинства, которыми можно действительно искренне восхищаться и не бояться, при этом, ущемить свое достоинство.

Этика общения, отражая уровень нравственной культуры личности, представляет собой нравственное содержание культуры общения. Принято считать, что этика общения выражает уровень должного в культуре общения, культура же общения, отражает уровень сущего, хотя, на самом деле, выделить нравственный аспект из культуры общения, отделить этику общения от культуры общения можно лишь в рамках теоретического анализа. Понятия «культура и этика общения» можно рассматривать как в теоретическом, так и в практическом, нормативном смыслах. Этика общения является ядром, сущностью культуры общения, связаны они самым тесным образом и в самых разносторонних аспектах.

Культура и этика общения рассматриваются на всех уровнях этического исследования -на эмпирически-описательном, на философско-теоретическом и нормативном. Целостное изучение культуры общения подразумевает учет всех этих уровней и выявление механизмов их взаимосвязей. Для того чтобы более детально, обстоятельно и конкретно рассмотреть представленные выше положения относительно особенностей содержания этики общения, взаимосвязей этики и культуры общения требуется специально рассмотреть все основные их разделы: аксиологический, антропологический и нормативный.

Нормы и правила общения есть конкретизация тех или иных норм морали. Нормы и правила общения меняются значительно более динамично, чем моральные нормы и ценности, но основные моральные принципы общения остаются стабильными. В эмпирическом общении сталкиваются совершенно противоположные представления об уважении, о толерантности и достоинстве, но на уровне этикетного общения можно было бы согласиться с общеприня-

тыми постоянными принципами общения, ведь каждый человек ожидает, что по отношению к нему будут придерживаться правил приличия, правил этикета.

Известные исследователи этикета А.К. Байбурин и А.Л. Топорков резюмируют: «Этикет имеет чрезвычайно неопределенный феноменологический статус: он может быть рассмотрен и как определенная система знаков, и как специфическая форма регуляции человеческого общения, и как особая форма поведения. Все три подхода, (семиотический, коммуникативный и поведенческий) в равной степени приемлемы, и вопрос не в том, чтобы выбрать один из них, наиболее отвечающий сущности этикета, а в том, чтобы найти их сочетание, которое бы позволило наилучшим образом выявить эту сущность»1.

Этикет помогает ориентироваться в повторяющихся ситуациях в основном на формальном уровне. Правила этикета являются своего рода азбукой общения. Этикет представляет собой определенный нормативный регламент поведения в конкретных ситуациях, он связан и с речевыми и неречевыми формами и закрепляется в правилах хорошего тона, норм приличий, предписаниях самых разных уровней общности, советов, рекомендаций, запретов, знаков и т. д. Однако сфера действия этикета все-таки ограничена, но это нисколько не умаляет значимости этих унифицированных форм поведения и общения. Следовать этикету человек должен всегда с учетом знания культуры общения, самобытно, творчески, преодолевая однообразие и монотонность.

Формальное, деловое общение трудно себе представить без этикетных норм. Этикет и протокол в дипломатическом общении чаще всего вообще не различимы, поэтому этика общения и этикет в нормативном измерении самым тесным образом взаимосвязаны.

Степень императивности и стереотипности этикета также может меняться от формы приветствия до различных ритуалов, церемоний и протоколов. Но то общее, что объединяет все этикетные формы поведения и общения заключается в том, что основу этикета определяет стремление воплотить в жизнь общечеловеческие ценности: именно ориентация на общечеловеческое является сущностью гуманистической культуры и этики общения, культуры этикета.

Этикет меняется вместе с культурой, он весьма динамичен как в историческом, так и в этнографическом аспектах. Нельзя понимать этикет как что-то застывшее, мертвое, неизменное, так как он или напрямую или косвенно детерминируется, очень чутко реагирует на все социальные изменения, от которых, в частности, зависит, например, и мера его демократичности. «Идеальный» этикет характеризуется гуманистичностью, уважением достоинства партнера, простотой, практичностью; в нем нормы прошлого органически сочетаются с современными новациями.

Этикет представляет тот нормативный каркас общения, без которого общение трудно себе представить: «чистое» общение является лишь сферой абстракций. Этикет как «арифметика общения» помогает ориентироваться в ситуациях общения, но иногда и он преподносит немало казусов, в которых можн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком