научная статья по теме ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЛИГИОЗНОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО КОНСЕРВАТИЗМА: РОССИЯ И ЕВРОПА Комплексные проблемы общественных наук

Текст научной статьи на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЛИГИОЗНОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО КОНСЕРВАТИЗМА: РОССИЯ И ЕВРОПА»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2015 • № 3

А.Ю. КУЛЬКОВА

Взаимосвязь религиозности и социального консерватизма: Россия и Европа*

В статье проводится анализ взаимосвязи религиозности и отношения к сексуальным меньшинствам как одного из аспектов социального консерватизма. Цель статьи - выявление различий в отношении к сексуальным меньшинствам между верующими и атеистами, между теми, кто активно ходят в церковь, и теми, кто верят "самостоятельно". Особенный интерес представляет страновая специфика исследуемой взаимосвязи, а также различия между православными людьми из разных стран Европы. Результаты статистического анализа показывают, что в странах Западной, Северной и Южной Европы различия между разными религиозными группами в восприятии гомосексуалов стабильны и значимы, в то время как в России и странах Восточной Европы межконфессиональные различия в восприятии гомосексуалов очень слабы, а степень религиозности в принципе не является значимым предиктором.

Ключевые слова: консервативные ценности, политические предпочтения, социальный консерватизм, религиозность, религия и политика, Россия и Европа.

Тема воздействия социальных факторов на общественное мнение находится в центре внимания политической науки, а исследование влияния религии занимает в этом направлении значительное место. Восприятие так называемых "острых социальных вопросов", связанных с сексуальностью и правами сексуальных меньшинств, гендерным равноправием и приемлемостью абортов, во многом зависит от моральных ценностей человека, которые, в свою очередь, структурируются ценностями религиозными. Иными словами, острые социальные вопросы предстают как отражение восприятия традиционных ценностей, которые сегодня активно оспариваются социальными модернистами и защищаются социальными консерваторами.

Консервативная волна в России конца нулевых годов представляет собой интересный кейс для изучения того, как на социальный консерватизм влияет религия. Для стран Западной Европы и Америки характерна стабильная взаимосвязь между религиозностью и отношением к острым социальным вопросам: большая степень религиозности соответствует более консервативным взглядам на должное устройство общества и меньшей терпимости к социальным переменам. Все перечисленное выше в России в последние годы постоянно подвергается ревизии со стороны как светских, так и религиозных традиционалистов. Однако именно тема гомосексуальности привлекла, возможно, наибольшее внимание из-за принятия закона о запрете пропаганды гомосек-

* В статье использованы результаты проекта «"Синдром политической ностальгии" в современной России», выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ-ВШЭ в 2014 г.

Кул ь ко в а Анна Юрьевна - стажер-исследователь Лаборатории политических исследований, аспирант департамента политической науки Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики. Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20. E-mail: akulkova@hse.ru.

суализма. Обсуждение этого закона идет весьма интенсивно, а среди его сторонников наиболее активны православные традиционалисты. Таким образом, интересно узнать, как влияет религиозность на отношение к сексуальным меньшинствам в современной России? Есть ли разница в этом вопросе между представителями разных религиозных традиций и нерелигиозными людьми? Влияет ли степень религиозности на восприятие сексуальных меньшинств? Сравнение российской специфики с европейской поможет понять, вписывается ли Россия в общеевропейские тренды, или российский подъем социального консерватизма - специфическое следствие общестранового неприятия сексуальных меньшинств. Более того, важно сравнить отношение к сексуальным меньшинствам православных респондентов из разных стран, чтобы понять, характерно ли активное их неприятие и для православных из других стран или это еще одно проявление российской специфики.

Предикторы социального консерватизма

Факторы, влияющие на проявления социального консерватизма, довольно хорошо исследованы в западной науке [Adamczyk, Pitt 2009; Baunach 2012; Petersen, Donnenwerth 1998; Whitley 2009; Wilkinson 2004]. Прежде всего на отношение индивида к гомосексуалам могут влиять его социально-демографические характеристики, такие как пол, возраст и образование. Так, женщины, как правило, более толерантны по отношению к сексуальным меньшинствам в сравнении с мужчинами. С замещением возрастных когорт происходит и либерализация восприятия гомосексуалов: более прогрессивная молодежь сменяет консервативных взрослых [Andersen, Fetner 2008]. Образование также позитивно коррелирует с толерантностью, поскольку образованные люди легче принимают отличающихся от них индивидов. На изменение отношения к гомосексуалам в обществе повлияло и изменение их репрезентации в СМИ и популярной культуре, а также заявления знаменитостей о своей нетрадиционной ориентации. Кроме того, все больше людей верят, что гомосексуальность наследуется генетически, она не относится к сфере свободного выбора. Восприятие же сексуальной ориентации как предмета выбора приводит к негативному отношению к гомосексуалам и неодобрению политики предоставления им равных прав с нормальными людьми.

На отношение к гомосексуалам могут влиять и психологические факторы. Так, активная бихевиоральная иммунная система, помогающая индивиду избегать риска заражения вирусными болезнями, приводит и к негативному восприятию сексуальных меньшинств как источников опасности. Метаанализ результатов 24 количественных исследований взаимосвязи бихевиоральной иммунной системы и социального консерватизма показывает, что эти характеристики интенсивно коррелируют: индивиды со здоровой иммунной системой оказываются также социальными и политическими традиционалистами, склонными к авторитарности [Terrizzi, Shook, McDaniel 2013].

Если активная бихевиоральная иммунная система заставляет своего обладателя избегать контактов с гомосексуалами, то наличие представителей сексуальных меньшинств среди друзей и знакомых, напротив, приводит к большей толерантности и снижению ощущения опасности. Повышенным уровнем толерантности по отношению к гомосексуалам отличаются представители других меньшинств, например, национальных. В США представители национальных меньшинств, как правило, менее консервативны, чем основное население даже при сопоставимых высоких уровнях религиозности. Это может объясняться тем, что люди, подвергшиеся дискриминации по какому-то признаку, негативно относятся и к другим видам дискриминации [McKenzie, Rouse 2013].

Наконец, отношение к гомосексуалам сильно зависит от традиционных ценностей, которые не обязательно являются религиозными. В целом поддержка прав женщин и любых меньшинств - это пересмотр традиционной модели социальных ролей. Подобному пересмотру вполне естественно будут противостоять социальные консерваторы, поскольку нормализация восприятия гомосексуальных отношений имеет прямые по-

следствия для института семьи и брака. Более того, социальный консерватизм может быть "неоднородным": разные аспекты прав сексуальных меньшинств воспринимаются по-разному. Если к сексуальной ориентации отношение умеренного традиционалиста практически нейтрально, то вопрос о допустимости однополых браков и усыновления детей однополыми парами вряд ли получит такое же молчаливое одобрение. Подобная неоднородность появляется из-за того, что брак может рассматриваться одновременно и как юридический, и как религиозный институт, и это означает, что однополые браки будут считаться неприемлемыми именно с религиозной точки зрения, тогда как к юридической стороне вопроса возможно более толерантное отношение [Jelen 2009].

Связывая традиционные и религиозные ценности, важно отметить, что религия влияет на индивидуальные политические предпочтения, предлагая авторитетные рекомендации по правильному поведению через священнослужителей и взаимодействие с членами религиозной общины, которые подчиняются ее нормам. Далее будут рассмотрены три канала влияния религии на отношение к сексуальным меньшинствам: религиозная традиция, степень фундаментализма и вовлеченность в дела религиозной общины.

Во-первых, религия может оказывать влияние на отношение к представителям сексуальных меньшинств собственно через содержание религиозной традиции. Все ветви христианства, а также ислам негативно воспринимают гомосексуальность, что прописано в священных текстах этих религиозных традиций. Тем не менее в США именно католики и умеренные протестанты демонстрируют позитивное отношение к сексуальным меньшинствам, а евангелисты оказываются наименее терпимыми вследствие официальной позиции этой ветви христианства по вопросу о гомосексуализме. Евреи, либеральные протестанты среди религиозных людей оказываются наименее негативно настроенными по отношению к гомосексуалам. Наиболее толерантны в этом индивиды, не принадлежащие ни к какой религиозной традиции [Olson, Cadge, Harrison 2006].

Во-вторых, межконфессиональные различия по отношению к сексуальным меньшинствам после 1970-х гг. начали размываться, и на передний план вышли различия внутри религиозных групп. Иными словами, восприятие гомосексуалов зависит не столько от конкретной религиозной традиции, сколько от степени религиозности индивида. Отношение к гомосексуальности даже верующего человека может сильно зависеть от того, как именно он воспринимает священные тексты - буквально или фигурально? К примеру, в США восприятие описанных в Библии событий как реально происходивших - хороший предиктор отношения к гомосексуалам среди протестантов и католиков. Значимым предиктором негативного отношения к правам сексуальных меньшинств оказывается также одобрение фундаменталистских иудейских и христианских групп [Gaines, Garand 2010]. Восприятие же священных текстов в качестве морального напутствия, содержание которого нужно адаптировать к современным реалиям, приводит к более позитивному восприятию людей, не соответствующих традиционалистским стандартам.

В этом контексте нельзя не отметить и тренд на повышение толерантности среди протестантских и католических священнослужителей

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком