го", но, скорее всего, она далека от этих крайних полюсов.
Книгу стоит прочитать всем тем, кто занимается или интересуется современной эпистемо-
логией и философией науки. Жаль только, что тираж ее очень скромный, но это общая беда хорошей философской литературы в наши дни.
В.П. Филатов
Взгляд современных ученых на марксистскую философию. Том о российских ученых. Пекин: изд-во Бэйцзин шифан дасюэ чубаньшэ, 2008, 488 с. (на кит. языке).
В 2008 г. в Пекине вышла из печати состоящая из четырех томов серия, посвященная исследованиям марксистской философии в различных странах мира. Издание осуществлено в рамках специальных программ Государственного фонда общественных наук и Министерства образования КНР. Главными редакторами серии являются два видных китайских ученых - профессора Юань Гуйжэнь и Ян Гэн*. Первый том серии посвящен исследованиям западных ученых, второй - восточноевропейских и советских, третий - российских, четвертый - китайских. Переводу статей, помещенных в каждом из томов, предпослано предисловие с изложением творческой биографии их авторов. Первый том включает две книги, в первой из них помещены произведения философов, не относящихся к марксистскому направлению, - Б. Рассела, К. Яс-перса, М. Хайдеггера, М. Шелера, Дж. Тиллиха, Р. Ловита, Дж. Ипполита, Р. Арона, М. Фуко, Ж. Деррида, Х. Арендт, Дж. Гропси, И. Берлина, Р. Коллингвуда, Э. Хобсбаума, К. Поппера, И. Лакатоша, Дж. Бернала, Дж. Шумпетера, Д. Белла, А. Макинтайра, Г. Тэйлора, И. Вал-лерстайна, М. Бермана, С. Беста, Д. Келлнера, К. Сопера, В. Линн Ли, Г. Броунина и др.; вторая книга состоит из произведений тех мыслителей, кто работал в рамках марксизма или был близок к нему, - Д. Лукача, К. Корша, А. Грамши, Э. Блоха, В. Беньямина, В. Райха, Т. Висенгрунда, Г. Маркузе, Э. Фромма, Ю. Хабермаса, А. Шмидта, Ж.-П. Сартра, М. Мерло-Понти, Г. Лефевра, Л. Альтюссера, Г. делла Вольпе, С. Хука, Г. Ко-эна, С. Вильяма, Дж. Румера, Р. Хейлбрунера, Р. Дунаевской, Ф. Джемисон, И. Месарош и др.
* Юань Гуйжэнь - в прошлом доцент, затем профессор кафедры марксистской философии Пекинского педагогического университета, секретарь парткома университета, зам. министра образования, с конца октября 2009 г. - министр образования КНР. Ян Гэн - профессор кафедры марксистской философии Пекинского педагогического университета, директор его издательства.
Второй том также состоит из двух книг. В первой из них помещены статьи и отрывки из книг советских философов - А.М. Деборина ("Боевой материалист Ленин", "Октябрьская революция и марксизм", "Ленин и современная эпоха"); Б.М. Кедрова ("О диалектике природы Энгельса"); М.М. Розенталя ("Историческое и логическое"), П.В. Копнина ("Введение в марксистскую теорию познания"), Т.И. Ойзерма-на ("Становление марксистской философии", "Экономическо-философские рукописи Маркса и их объяснение"); Г.А. Багатурия ("Великое открытие Маркса", «Теоретическое содержание "Манифеста Коммунистической партии» "и становление исторического материализма"»). В первой книге представлен также Н.И. Бухарин, работы которого были весьма популярны среди китайских коммунистов в двадцатые годы прошлого столетия ("Теория исторического материализма" и "Учение Маркса и его историческое значение"), и три советских философских чиновника - П.Ф. Юдин, М.Б. Митин, Ф.В. Константинов. Вторая книга второго тома - это статьи или отрывки из книг тех восточноевропейских философов, которых в Советском Союзе было принято называть ревизионистами - Адама Шаффа ("Философия человека", "Система понятий теории отчуждения Маркса", "Некоторые вопросы коммунистического движения"), Лешека Колаковского ("Идеология и теория", "Основные течения марксизма"), Карла Косика ("Диалектика конкретного"), Агнессы Хэллер ("Повседневная жизнь", "Теория модернизма"). Наиболее широко во второй книге представлена югославская школа "Праксис" - Г. Петрович ("Исторический материализм, философия практики и идеи революции", "Философские понятия революции"), М. Маркович ("Практика: Югославская критическая социальная теория", "Сегодняшняя диалектика"), Р. Враницкий ("Развитие марксистских идей и их современное значение", "Что означает многообразие марксизма", "Что означает социалистическая революция"); М. Кангрга ("Смысл философии Маркса"), С. Стоянович ("Великая сила исторического материализма").
Всей серии предпослана вступительная статья, написанная обоими главными редакторами. Она носит программный характер, ибо в ней содержится китайская, можно сказать, официальная, учитывая статус авторов, точка зрения на исторический процесс развития марксистской философии в различных странах мира за последние несколько десятилетий, дана оценка взглядам наиболее крупных ее представителей, а также определяются задачи, стоящие перед китайскими философами-марксистами.
Следует подчеркнуть, что статья обнаруживает неординарный подход к творчеству современных философов, к марксистским философским сюжетам, опровергая бытующее до сих пор среди части западной и российской интеллектуальной элиты мнение о застойном, догматическом характере китайского обществоведения. Одновременно она является свидетельством того, что китайская философская общественность хорошо осведомлена о направлениях, существующих в современной мировой философии.
Прежде всего авторы статьи отмечают, что за сто пятьдесят с лишним лет со дня своего появления марксистская философия прошла сложный путь развития: Меринг, Каутский, Бернштейн, Лабриола, Плеханов и другие дали свое разъяснение ее положениям; Лукач, Корш, Грамши, Хоркхаймер, Маркузе, Альтюссер, Ха-бермас и другие продемонстрировали по отношению к ней свой новый подход, марксистскую философию также прямо или косвенно затрагивали в своих работах Рассел, Дьюи, Сартр, Хайдеггер, Фуко, Гадамер, Деррида и другие. Это является свидетельством того, что "Маркс, нашедший свое последнее пристанище на Хай-гетском кладбище в Лондоне, привлекает больше внимания во всем мире, чем тот Маркс, который усердно работал над своими сочинениями в Британском музее".
По мнению авторов статьи, марксистская философия превратилась в поистине "мировую философию"; они указывают в связи с этим на то, что появляется все больше переводов классиков марксистской философии, круг затрагиваемых марксистскими теоретиками проблем становится все шире, их разработка более глубокой, содержание более богатым, возникают новые понятия, направления и школы. В этом отношении никакая другая философия не может сравниться с марксистской. Юань Гуйжэнь и Ян Гэн сводят современные исследования в области марксистской философии к четырем направлениям.
Первое - это западный марксизм, западное марксоведение, а также ряд западных философов, не принадлежащих ни к одной из этих школ. К западному марксизму они относят фрейдистский, структуралистский, экзистенциалистский, позитивистский, аналитический, феноменоло-
гический марксизм, а также Франкфуртскую школу. Среди представителей западного марк-соведения они называют, например, француза Любэра, немца Фэйчера, англичанина Маклел-лана, американца Хука. К первому направлению авторы статьи относят также тех западных философов (как, например, Рассел, Хайдеггер и др.), которые своим интересом к марксистской философии стимулировали ее дальнейшее развитие. В обоснование своей точки зрения они ссылаются на высказывание М. Хайдеггера, который в одной из своих публикаций ("Письмо о гуманизме") утверждал следующее: "Поскольку Маркс, осмысливая отчуждение, проникает в сущностное измерение истории, постольку марксистский взгляд на историю превосходит другие исторические теории. Поскольку, наоборот, ни Гуссерль, ни насколько я пока вижу, Сартр не признают существенности исторического аспекта в бытии, постольку ни феноменология, ни экзистенциализм не достигают того измерения, внутри которого впервые оказывается возможным продуктивный диалог с марксизмом" (см. Хайдеггер М. Время и бытие. СПб., 2007. С. 286-287).
Второе - это и марксистская философия советской модели и восточноевропейский марксизм. По словам авторов предисловия, советские марксистские философы пропагандировали идеи объективности и познаваемости мира, ее классическим выражением является работа Сталина "О диалектическом и историческом материализме", а главными представителями Юдин, Митин, Константинов. Что касается нового восточноевропейского марксизма, то он является результатом процесса десталинизации, происходившего в 50-60-е годы прошлого столетия, главное место в этом идейном течении занимали проблемы практики, бытия, отчуждения, гуманизма, свободы. К ним относилась школа "Прак-сис" в Югославии (Петрович, Маркович и др.), Будапештская школа в Венгрии (Хэллер, Мар-куш и др.), польская школа критики идеологии (Колаковский), чехословацкая антропологическая школа (Косик). По словам авторов предисловия, хотя между советской и восточноевропейской мыслью "существовало пересечение, тем не менее принципиальное различие между ними состояло в том, что философы восточноевропейских стран в отличие от своих советских коллег, которые занимались пропагандой идей Сталина и разъяснениями положений марксистской философии, подвергали систему Сталина критике, пытались ее перестроить" (с. 3). Однако, на наш взгляд, авторы предисловия обедняют советскую марксистскую философию, сводя ее лишь к именам воинствующих идеологов диалектического и исторического материализма, профессиональный уровень которых был весьма
низким. В Советском Союзе творили такие блестящие представители творческой марксистской мысли, как Б.М. Кедров, П.В. Копнин, Э.В. Ильенков и др.
Третье. К нему относятся исследования в области марксистской философии в постсоветской России. По мнению авторов предисловия, после кратковременного "шока", вызванного распадом Советского Союза и связанными с этим переменами в области идеологии, российские философы вновь обратились к наследию Маркса, заново осмысливая положение марксистской философии и путей к социализму, подвергая критическому анализу западную индустриальную цивилизацию и глобальные проблемы. "Российские ученые уже постепенно изменили свое осно
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.