научная статья по теме ВЗГЛЯДЫ АБУ НАСРА ФАРАБИ ПО ВОПРОСУ О ПОЛИТИЧЕСКОМ ЛИДЕРСТВЕ Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «ВЗГЛЯДЫ АБУ НАСРА ФАРАБИ ПО ВОПРОСУ О ПОЛИТИЧЕСКОМ ЛИДЕРСТВЕ»

Политология

Теория и философия политики, история и методология политической науки

Колканов Н.Т., старший преподаватель Ташкентского государственного педагогического университета им. Низами (Узбекистан)

ВЗГЛЯДЫ АБУ НАСРА ФАРАБИ ПО ВОПРОСУ О ПОЛИТИЧЕСКОМ ЛИДЕРСТВЕ

В этой статье проанализированы взгляды Абу Насра Фараби о сущности политического лидера, его качествах и о роли политического лидера в совершенствовании общества.

Ключевые слова: политический лидер, качества политического лидера, общество, государство, демократическое гражданское общество.

This is in the article Abu Nasr Farabie's political leading, political leading quarter developing society, political leading feature analyze about nursing.

Key words: political leading, quality political leading, society, fortune, democratic society citizenship.

С углублением политических убеждений в сознании людей, параллельно с этим распространяется представление о формировании и практической деятельности политического лидера, а также, понятий связанных с этим процессом.

Научно-теоретические вопросы политического лидерства, лидерские качества и роль политического лидера в совершенствовании общества, широко освещались в течении долгих веков в научных трудах восточных и западных мыслителей. В том числе, актуальные вопросы политического лидерства и его роль в формировании гражданского общество глубоко и всесторонне изучались в научных трудах великого мыслителя своей современности Абу Наср Фараби (873-950гг.).

Фараби является автором более 160 научных трудов посвященных самым актуальным проблемам естественно-научных и социальных знаний, относящимся к средним векам. Анализируя значение трудов Фараби в развитии передовых мыслей средневековья, следуеть отметить его роль в переводах и комментариях книг древнегреческих мыслителей Платона, Аристотеля, Эпикура, Зенона, Евклида, Птоломея. Разработанны мыслителем Фа-раби комментарии, являются ценными источниками своего времени и долго служили фундаментом по изучению естественно-гуманитраных наук Нового времени. По этой причине великого мыслителя Средней Азии как распространителя и продолжителя древнегреческой философии прозвали "вторым учителем" и "Аристотелем Востока"

Исходя из действительности Средневековья, то есть имея ввиду неопределенную грань между обществом и государством, Фараби определяет научно-теоретические вопросы политического лидерства, его лидерские качества и роль политического лидера в совершенствовании общества понятиями "хаким", "имам", "председетель". Он излагает свои взгляды политичского лидера в лице хакима города-государства. По мнению Фараби, в развитом обществе каждая личность имеет свои обязанности. А самая ответственная обязанность у первого лица, руководителя, лидера, который управляет государством. Он считает, "что не каждый человек может руководить государством, и не каждый может вести народ за собой для достижения главной цели - счастья. Кто не может вдохновлять, у

кого нет способностей выполнят эту миссию, он не может быть лидером, то есть руководителем" [2; с. 189].

Самая отличительная черта трудов Фараби заключается в том что, его взгляды не имеют границ и не подчиняются времени. По этому его научные труды переведены на многие языки и изучаются до сих пор, как фундаментальная наука. Фараби в 25-26 главах своего произведения "Трактат о взглядах жителей добродетельного города" где политческие лидеры должны имеет двенадцать качеств руководителя, которые до сих пор не теряют своего смысла.

Первое, руководитель хорошего города должен быть здоровым, так как он должен ходить и мыслить здраво, ему не должны мешать физические недостатки. Если он здоров, тогда может полностью реализовать свои возможности как политического лидера.

Второе, лидер такого города должен быть сообразительным, умным, он должен понимать, анализировать собеседника и принимать соответсвующее решение. Эти требование не изменились по сей день, то есть имидж политического лидера демократического государства часто определяется именно этими качествами.

Третье, он должен обладать хорошей памятью, всегда запоминать мысли, которые слышал.

Четвёртое, он должен быть сообразительным и проницательным, должен определять течение обстоятельств, соображать ключевые моменты истины.

Пятое, лидер должен быть красноречивым, излагать свои мысли коротко и ясно. Он должен объединять и организовывать единство своего народа. Как раз эти качества и на сегодняшний день являются основными достижениями лидера, ведущего свой народ к великой цели.

Шестое, лидер должен быть интеллегентным, иметь способность обучаться, постоянно работать над собой, и этим показывать пример своим гражданам.

Седьмое, умеренность в телесных удовольствиях, то есть в еде, питье, а также избегание праздных развлечений.

Восьмое, он должен обладать такими качествами, как правдолюбие и ненависть к лицемерию и лицемерам.

Девятое, он должен достичь великодушия и благородства, стремиться к возвышенным делам.

Десятое, его не должно покидать чувство презрение к богатству и прочим мирским благам.

Одинадцатое, в его действиях должна ярко отражаться любовь к справедливости и всемерные усилия к ее осуществлению, ненависть к несправедливости, неуклонное ее присечение и помощь ее жертвам. Лидер должен быть идеальным борцом за справедливость.

Двенадцатое, целеустремленность и отвага в исполнении своих действий, не нарушать клятву, не сомневаться в принятых решениях [2; с. 159-160].

По мнению Фараби, если один лидер не обладает выше перечисленными качествами в совершенстве, то есть, у одного лидера имеется одни качества, а у второго лидера другие качества, то можно объединить этих лидеров и создать группу руководителей для управления городом-государством. Следует отметить, что в сфере системы подготовки руководящих кадров, на сегодняшней, день имеются некоторые проблемы, которые можно решить такими комбинированными методами, поскольку духовно-нравственные познания руководителя, его умения работать с кадрами, его добросовестность могут играть решающую роль в судьбе любого коллектива.

Фараби считает, что добровольные стремления, помогающие достижению счастья - это прекрасные действия. Нравы и привычки, которые производят их - это добродетели. Стремления, которые мешают достижению счастья, являются плохими или уродливыми

действиями. Нравы и привычки, откуда эти действия исходят - это недостатки, пороки и низости. В его взглядах является приоритетным, учение о том, что « жители культурного общества или культурного города могут обладать любыми профессиями, они не будут властвовать друг над другом, не будет султана , который мешает свободе людей. У них появятся хорошие привычки и стремление жить». [2; с. 190]. По убеждению Фараби, возникновение и формирование человеческого общества сводится к гармоничным отношениям вечных законов бытия, Вселенной. В таком же принципе мыслитель объясняет процесс формирования государства, так как государство является вторичным по отношению к обществу, выступающему его первой ступенью, находится на определенной территории, где проживает тот или иной народ. По мнению аль-Фараби, человеческое общество появляется после долгой эволюции как результат прогрессивного изменения первоначального состояния природы. Его происхождение мыслителем трактуется сходно с подобным учением «Братьев чистоты» - как естественно-необходимое, как результат стремления людей к удовлетворению своих потребностей и защите от различных опасностей, а не случайный процесс. Эти взгляды аль-Фараби приобретают большую актуальность в условиях независимого развития Узбекистана, усиления демократических преобразований, создания правового, светского государства. Основные понятие получившие широкий аспект в трудах Фараби, как «Свобода», «Счастья», «Благополучие».

Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов в своей речи на открытии международной конференции в Самарканде на тему «Историческое наследие ученых и мыслителей средневекового Востока, его роль и значение для современной цивилизации» 15 мая 2014 года сказал, что "«Аристотелем Востока» современники называли за универсальность знаний ученого-энциклопедиста Х века Абу Насра Фараби. Он обогатил многие науки, развил философские воззрения ученых разных стран, написал свыше 160 трудов. Самые известные из них - «Слово о субстанции», «Книга о происхождении наук», «О значении разума» и другие. Значительная часть научных трудов Фараби переведена на многие европейские и восточные языки и до сих пор является предметом глубоких исследований" [1; с. 285].

Действительно, предсказание и мечты Фараби о интеллектуально-нравственном совершенствовании личности, его стремление к достижению свободы, к личному и общественному счастью, поиск человеком лучшего будущего, а также построение гуманного общества и государства сбываются именно на родине мыслиятеля, то есть в Узбекистане.

Как считают современные аналитики, демократия имеет политические и моральные степени. К сожалению, не всегда политическим лидерам присущи высокие нравственные качества. В современном мире значение морального фактора неизмеримо возросло. Гуманизм и человеколюбие, высокое чувство ответственности за принимаемые политические решения, честность и неподкупность, забота о людях - вот те главные нравственные черты и качества, которые должны быть присущи современному политическому лидеру.

Представления о политическом лидере аль-Фараби позволяет сделать вывод о том, что его взгляды и правовые идеи приобретают большую актуальность в условиях создания правового государства и гражданского общества, утверждения принципов согласия в обществе. В этом плане взгляды и идеи аль-Фараби могут стать ценным источником при политическом воспитании всесторонне развитого подрастающего поколения. Все стороны политико-правовой концепции аль-Фараби в данной статье отразить, естественно, невозможно. Однако хочется отметить его большой вклад в развитие мировой истории общественно-политической мысли и культуры, необходимость изучения богатого наследия великого философа-мыслителя с целью освоения культурног

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком

Пoхожие научные работыпо теме «Общественные науки в целом»